Судья Антипина Н.Н. |
№ 21-19/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
02.02.2022 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ООО "Фактория" на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19.03.2021, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Фактория",
установил:постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19.03.2021, оставленным без изменения решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30.11.2021, ООО "Фактория" (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Общество не согласно, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что судом не выяснено, кому принадлежат нефтепродукты, находящиеся в приобретенных Обществом емкостях, когда произошло их разлитие на рельеф. Деятельность Общества не связана с обращением с нефтепродуктами, предприятие их не приобретало. К участию в деле не была привлечена администрация Прионежского муниципального района. Доказательств, подтверждающих, что именно в результате действий Общества произошло разлитие мазута на землю, не имеется. Общество неоднократно указывало, что разлив мазута произошел в результате активных действий третьего лица.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Общество защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 13, 42 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужило выявленное 27.07.2020 в пос. Новая Вилга Прионежского района в результате рейдового осмотра, проведенного на основании планового (рейдового) задания № и последующего административного расследования следующее обстоятельство. Общество, являясь на основании договора купли-продажи от 28.11.2019 собственником емкостей с кадастровыми № в нарушение вышеприведенных норм допустило загрязнение земельного участка с кадастровым №, относящегося к землям населенных пунктов Нововилговского сельского поселения, и прилегающей к нему территории, относящейся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, нефтепродуктами (отходами III – V класса опасности) на площади 414,7 кв.м. В результате концентрация нефтепродуктов на почве в месте пролива и на загрязненной территории составила от 830 до 33000 мг/кг.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, письменным объяснением (...) выпиской из ЕГРЮЛ, изложенными старшему помощнику прокурора письменными объяснениями (...) и директора Общества (...) представленными в прокуратуру администрацией Прионежского муниципального района результатами осмотра места разлива с фототаблицей, выписками из ЕГРН, составленным с участием директора Общества актом рейдового осмотра (обследования) территории органом Росприроднадзора от 27.07.2020, прилагаемой к акту фототаблицей, оформленным в ходе административного расследования протоколом осмотра от 04.09.2020 с фототаблицей, актами отбора проб почвы с места загрязнения, протоколами результатов лабораторных исследований, представлением прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, представленной Обществом информацией о рассмотрении представления, постановлением старшего УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Прионежскому району от 30.06.2021 об отказе в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения разлива мазута в пос. Новая Вилга, обращением администрации Нововилговского сельского поселения от 06.07.2020 в прокуратуру о проведении проверки по факту разлива мазута в результате действий собственника емкостей, обращениями администрации Прионежского муниципального района в прокуратуру по факту демонтажа емкостей для хранения мазута и разлива нефтепродуктов в результате незаконных действий Общества, договором купли-продажи мазутных емкостей с актом приема-передачи, письмами УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Карелия в прокуратуру о результатах обследования территории, плановым (рейдовым) заданием и приказом о его утверждении, имеющимися в материале об отказе в возбуждении уголовного дела (КУСП 3646 от 27.06.2020) рапортом оперативного дежурного от 27.06.2020 о поступлении сообщения от жильца (.....) о факте распила бочки и вытекании ГСМ на рельеф, протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей, письменными объяснениями (...)
Доводы жалобы о совершении порчи земли третьим лицом не находят достаточного подтверждения. Сведений о незамедлительном обращении Общества в правоохранительные органа по факту незаконного использования третьим лицом мазутных емкостей материалы дела не содержат. В то же время факт разлива ГСМ произошел в зоне ответственности Общества при том, что собственник, зная о нахождении в емкостях опасных отходов, должен проявлять заботливость и осмотрительность при их эксплуатации, не допуская причинения вреда окружающей среде. Между тем, в ходе рейдового осмотра и последующего административного расследования установлено, что место разлива нефтепродуктов не огорожено полностью, к нему имеется доступ посторонних лиц, распиленная емкость не накрыта.
Директор Общества признавала причастность Общества к распилу данных емкостей (т. 1, л.д. 109).
При этом материалами дела и материалом об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе объяснениями (...) подтверждается, что в декабре 2019 г., затем в июне 2020 г. сотрудниками Общества и привлеченными им лицами производился демонтаж и распил приобретенных Обществом мазутных емкостей в целях реализации металла, в результате чего мазут вылился на рельеф (т. 2, л.д. 42-53). Данные действия вызвали обоснованную жалобу (...) в отдел полиции. Указанное происшествие послужило также основанием для обращений органов местного самоуправления в Карельскую межрайонную природохранную прокуратуру со ссылкой на те обстоятельства, что вблизи разлива ГСМ расположена котельная, водоочистные сооружения и водные объекты (т. 1, л.д. 189 - 191, т. 2, л.д. 38).
В результате разлива ГСМ из распиленных емкостей произошло существенное загрязнение почв на значительной площади.
С учетом изложенного обоснованность привлечения Общества к административной ответственности сомнений не вызывает, действия хозяйствующего субъекта квалифицированы правильно.
Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру допущенного нарушения, оснований полагать о его излишней строгости не имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи, не допущено. Обжалуемые акты органов административной юрисдикции основаны на объемной доказательственной базе и обстоятельно мотивированы.
Иные доводы жалобы также не опровергают доказанность состава административного правонарушения в действиях Общества и обоснованность назначенного наказания.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды - начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия от 19.03.2021, решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 30.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Фактория" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |