Дело № 2-2140/2024 06 ноября 2024 года
УИД 42RS0013-01-2024-003158-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Междуреченский городской суд
Кемеровской области
в составе
председательствующего судьи Тютюник Я.Я.,
при секретаре Ковалевой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора г. Междуреченска Кузнецовой З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Междуреченске дело по иску прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 23 Голубок», администрации Междуреченского муниципального округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Междуреченска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 23 Голубок» о понуждении к совершению действий.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения дошкольными образовательными организациями Междуреченского городского округа законодательства об антитеррористической защищенности.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
Прокуратурой города 10.06.2024 начальнику МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа» вносилось представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу на представление, только в пяти дошкольных образовательных учреждениях установлена система оповещения и управления эвакуацией людей.
Вместе с тем, в рамках надзорного мероприятия установлено, что МБДОУ Детский сад № 23 "Голубок" до настоящего времени система оповещения не установлена.
Не исполнение МБДОУ Детский сад № 23 "Голубок" требований антитеррористического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательного учреждения и иных лиц, что является недопустимым.
Просят обязать муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 23 "Голубок", расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Междуреченск, ул. Горького, 51А в срок до 01 сентября 2025 установить систему оповещения и управления эвакуацией людей.
Определением суда от 02.10.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Междуреченского муниципального округа, в качестве третьего лица МКУ Управление образованием Междуреченского городского округа, КУМИ (л.д. 12,13).
В судебном заседании истец старший помощник прокурора г. Междуреченска Кузнецова З.А., действующая на основании служебного удостоверения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика МБДОУ Детский сад № 23 "Голубок" будучи извещенным надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 38).
В судебное заседание представитель ответчика администрации Междуреченского муниципального округа Минаева А.В., действующая на основании доверенности № 01-03/797 от 19.09.2024 (л.д. 27), не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие, в удовлетворении требований возражала (л.д. 41).
В судебное заседание представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Междуреченского городского округа» Панавас М.С., действующая на основании доверенности от 28.12.2022 (л.д. 28), не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 40).
В судебное заседание представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Междуреченский городской округ», будучи извещенным надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24).
Суд, с учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным закончить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, поэтому в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 150 ч. 2 ГПК РФ, суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Рассматривая данный спор, суд исходит из положений ст. 56 ГПК РФ, п.3, ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть продемонстрированы в судебном постановлении убедительным образом, в противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что прокурором г. Междуреченска в адрес начальника Муниципального казенного учреждения «Управление образованием Междуреченского городского округа» 10.06.2024 направлено Представление об устранении нарушения закона, из которого следует, что согласно информации муниципального казенного учреждения «Управление образованием Междуреченского городского округа» от 06.06.2024 № 01/15-2247 система оповещения и управления эвакуацией в случае угрозы совершения террористического акта в дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Междуреченского городского округа по состоянию на 06.06.2024 не установлена (л.д. 5-7).
Согласно сообщению, направленному 10.07.2024 Муниципальным казенным учреждением «Управление образованием Междуреченского городского округа» в адрес прокурора г. Междуреченска, представление прокурора от 10.06.2024 было рассмотрено 03.07.2024 с участием старшего помощника прокурора, оборудование дошкольных образовательных организаций системами оповещения и управления эвакуацией в случае угрозы совершения террористического акта (СОУЭСТА) находится на контроле МКУ УО. 28.11.2023 МКУ УО был направлен запрос в ОНДПР Междуреченска о возможности подключения СОУЭСТА к автоматической пожарной сигнализации (АПС) с сохранением автоматического срабатывания пожарной сигнализации. В соответствии с письмом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Междуреченска и г. Мыски от 06.12.2023, подключение «Микрофонной консоли-20», предназначенной для работы в СОУЭСТА к автоматической пожарной сигнализации с сохранением автоматического срабатывания допускается и не является нарушением обязательных требований пожарной безопасности при условии наличия в учреждении современной АПС. В настоящее время в пяти учреждениях: МБДОУ № 13 «Солнышко», МБДОУ № 24 «Светлячок», МБДОУ № 25 «Родничок», МБДОУ № 30 «Чебурашка», МБДОУ № 35 «Лесная сказка» выполняются работы по монтажу АПС с последующим монтажом СОУЭСТА. Стоимость работ по монтажу указанных систем на данных объектах составляет порядка 250 000 руб. Стоимость монтажа СОУЭСТА без модернизации АПС на объекте возрастет до 383 750 руб. на один объект или в целом составит 11 896 000 на 31 дошкольное образовательное учреждение. Согласовано в администрации Междуреченского городского округа финансирование в 2025: 738 720 руб.- на монтаж СОУЭСТА в дошкольных учреждениях МБДОУ № 18 «Незабудка» (АПС установлена в 2020), в МБДОУ № 10 «Чайка» И МБДОУ № 40 «Калинка» (АПС - в 2022); 11 896 000 руб. на монтаж СОУЭСТА на 31-ом объекте дошкольных образовательных организаций (л.д. 8-9).
В силу ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статьей 2 названного Закона закреплен приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, что является одним из основных принципов противодействия террористической деятельности.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ).
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., определено, что при осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов (пункт 20).
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - Требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п. п. 31, 32 указанных Требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований о возложении на ответчика обязанности по установке системы оповещения и управления эвакуацией людей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Возлагая обязанность по установке системы оповещения и управления эвакуацией людей суд устанавливает МБДОУ Детский сад № 23 "Голубок" срок исполнения решения суда – до 01 сентября 2025 года.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 23 Голубок»о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 Голубок», расположенное по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Междуреченск ул. Горького, д. 51А установить систему оповещения и управления эвакуацией людей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок до 01.09.2025 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Междуреченский городской суд.
Судья подпись Я.Я. Тютюник
Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2024 года
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 08.11.2024 года
Копия верна, подлинник решения подшит в материалы дела № 2-2140/2024 Междуреченского городского суда Кемеровской области
Судья Я.Я. Тютюник