УИД 60RS0025-01-2023-000757-62
Дело № 2-36/2024
Решение
Именем Российской Федерации
15 февраля 2024 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,
при секретаре Филиппове С. Б.,
с участием истца – заместителя природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Конюховой Е.А., представителя ответчика - Администрации Струго-Красненского муниципального округа - Кокина Н. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя природоохранного межрайонного прокурора Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Струго-Красненского муниципального округа об обязании обустроить площадку для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Струги Красные,
.
установил:
Заместитель природоохранного межрайонного прокурора Псковской области обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации городского поселения «Струги Красные».
В связи с тем, что 29.12.2023 Администрация ГП «Струги Красные» прекратила свое существование, зарегистрировано новое юридическое лицо – Администрация Струго-Красненского муниципального округа, созданное путем реорганизации в форме слияния, которое является правопреемником Администрации ГП «Струги Красные», судом по ходатайству истца вынесено определение о замене ответчика на надлежащего - Администрацию Струго-Красненского муниципального округа.
В обоснование иска указано, что Природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы от зимней уборки улиц (7 31 210 00 00 0) относятся к группе коммунальных отходов, подобных коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению.
Таким образом, в силу прямого указания закона, а также исходя из сложившейся судебной практики, обязанность по оборудованию площадки для складирования снега, транспортируемого после зимней уборки улиц, возложена на органы местного самоуправления.
Как показала проведенная проверка, вопреки требованиям статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории поселка Струги Красные отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка.
В то же время муниципальные контракты, заключаемые в целях организации работ по содержанию дорог в зимний период, свидетельствуют о проведении на территории г. Струги Красные мероприятий по обработке дорог и тротуаров противогололедными составами с последующей очисткой и транспортированием снега и прочих отходов в неустановленные места.
В ходе проверки, проведенной 14.12.2023 с выездом на место, установлено,что на территории п. Струги Красные по боковым сторонам от автомобильных дорог общего пользования местного значения (улиц) размещаются навалы загрязненного снега, образовавшиеся от уборки улиц, высотой в среднем 1-2 м.
Выявленные в ходе проверки нарушения закона негативно влияют на состояние окружающей среды, а также не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В целях их устранения 23.03.2023 природоохранной прокуратурой в адрес Главы Администрации городского поселения «Струги Красные» внесено представление, однако нарушения закона до настоящего времени не устранены.
Заместитель природоохранного межрайонного прокурора Псковской области просит суд обязать ответчика в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории п. Струги Красные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованной снегоплавильной установкой.
В судебном заседании заместитель природоохранного межрайонного прокурора Псковской области исковые требования поддержала, установила новый срок для исполнения решения суда – 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика – Администрации Струго-Красненского муниципального округа - в судебном заседании исковые требования не признал. Суду показал, что СанПин 2.1.3684-21, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в разделе II регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений. Спорные правоотношения возникли на территории Струго-Красненского муниципального округа, на который, исходя их буквального толкования раздела II такие требования не распространяются.
В целях надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Администрацией округа объявлен соответствующий электронный аукцион, и уже имеется заявка. С единственным участником аукциона в ближайшее время будет заключен муниципальный контракт. На текущий год при содержании автомобильных дорог местного значения в рамках муниципального контракта не предусмотрена вывозка снега, в связи с чем необходимость обустройства площадки для его складирования отсутствует.
В соответствии с п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 не допускается формировать снежные валы только на автомобильных дорогах I категории. В реестре же автодорог общего пользования местного значения Струго-Красненского муниципального округа имеются только автодороги IV и V категорий.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Собрания депутатов Струго-Красненского муниципального округа от 01.11.2023 N 26 принят Устав Струго-Красненского муниципального округа Псковской области". Согласно ст. 2 Устава органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Струго-Красненский муниципальный округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "Струго-Красненский район", муниципального образования "Струги Красные", муниципального образования "Марьинская волость", муниципального образования "Новосельская волость".
Административным центром Струго-Красненского муниципального округа является рабочий поселок Струги Красные.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду является одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п. 1 ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (п.11); участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.24); утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории округа в соответствии с указанными правилами (п.25).
Статьей 31 Устава Струго-Красненского муниципального округа Псковской области закреплены полномочия Администрации округа в участии в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями п. 1 ст.ст. 2, 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21 Закона N 52-ФЗ).
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, Природоохранной межрайонной прокуратурой Псковской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период, по результатам которой в работе Администрации городского поселения «Струги Красные» (являющейся юридическим лицом – л. д. 58-68) выявлены нарушения закона.
23.03.2023 за № на имя главы Администрации ГП «Струги Красные» К. Н. А. прокурором внесено Представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором указывалось, что на территории городского поселения «Струги Красные» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка (л. д. 12-14).
Согласно ответу на представление прокурора № от 20.04.2023 главы Администрации ГП «Струги Красные» К. Н. А., данное должностное лицо не усмотрела оснований для принятия мер к устранению нарушения законодательства, на которое указано прокурором (л. д. 19).
Аналогичный ответ был направлен Главой Струго-Красненского муниципального округа В. А. А. в Псковскую природоохранную межрайонную прокуратуру 04.12.2023 за № (л. д. 20).
Согласно Акту проверки № от 14.12.2023 с фототаблицей заместителем Псковского природоохранного межрайонного прокурора советником юстиции Конюховой Е. А. осуществлена выездная проверка на предмет устранения нарушений, отмеченных в представлении природоохранной межрайонной прокуратуры от 23.03.2023. Как установлено, на территории п. Струги Красные по боковым сторонам отавтомобильных дорог общего пользования местного значения (улиц) размещаются навалы загрязненного снега, образовавшиеся от уборки улиц, высотой в среднем 1-2 м (географические координаты № 58.272769 Е 29.110330, № 58.270236Е 29.112925, № 58.254352 Е 29.079688). Площадка, предназначенная в целях накопления снега от уборки улиц, соответствующая требованиям СанПиН 2.1.3684-21, на территории п. Струги Красные не оборудована (л. д.15-18).
Таким образом, нарушения закона, указанные в Представлении об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления санитарно-эпидемиологического законодательства от 23.03.2023 №, до настоящего времени не устранены.
При этом истцом предоставлено доказательство того, что автодороги на территории поселка Струги Красные в зимнее время обрабатываются химическими смесями, вредными для окружающей среды и человека. Суду истцом представлена копия Муниципального контракта № «Содержание муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Струги Красные», заключенного 19.12.2022 году между Администрацией ГП «Струги Красные» и ЗАО строительно-промышленная компания «Псковагропромдорстрой», согласно которому ЗАО строительно-промышленная компания «Псковагропромдорстрой» приняла на себя обязательства по выполнению работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Струги Красные», а Администрация ГП «Струги Красные» обязалась принимать результат работ и оплачивать их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Срок выполнения работ: в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 по заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения необходимости. Общие требования к выполнению работ установлены Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту). Место выполнения работ - Псковская область, Струго-Красненский район, территория городского селения Струги Красные, согласно Перечню дорог, указанному в Приложении № 1 к Контракту.
В ведомости работ и материалов, являющейся приложением к вышеуказанному Муниципальному контракту от 19.12.2022 №, предусмотрены работы по приготовлению пескосоляной смеси с содержанием фторидов, распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов, уборка снежных валов автогрейдерами, очистка дорог от снега (л. д. 21-49).
Такой же вид работ предусмотрен в ведомости работ и материалов – приложении к Муниципальному контракту, который, как следует из показаний представителя ответчика, будет заключен в ближайшее время Администрацией Струго-Красненского муниципального округа с тем же подрядчиком на 2024 год.
Данное обстоятельство свидетельствует о проведении на территории п. Струги Красные мероприятий по обработке дорог и тротуаров противогололедными составами с последующей очисткой и транспортированием снега и прочих отходов в неустановленные места.
Согласно Правилам благоустройства территории поселка Струги Красные, утвержденных Решением Собрания депутатов городского поселения «Струги Красные» от 20.10.2017 № вывоз снега разрешается только на специально отведенные места отвала (п.6.3.6).
Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории поселка Струги Красные, входящего в состав Струго-Красненского муниципального округа, имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.
Ссылки представителя ответчика на нормы законодательства о безопасности дорожного движения, на отсутствие в муниципальном контракте на содержание автодорог общего пользования местного значения Струго-Красненского муниципального округа обязанности подрядчика осуществлять вывоз снега, наличие в реестре автодорог местного значения только автодорог IV и V категорий, не влияют на обязанность Администрации муниципального округа выполнять требования природоохранного законодательства, обеспечивать соблюдение санитарных норм и правил.
Вопреки приведенным ответчиком доводам, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Правовое регулирование безопасности дорожного движения не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Установив все имеющие значение для дела обстоятельства, и учитывая, что для обустройства площадки для складирования снега ответчику необходимо провести ряд работ, предусматривающих отыскание земельного участка, проведения кадастровых и иных работ с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд полагает возможным увеличить для ответчика срок для исполнения решения суда до 18 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя природоохранного межрайонного прокурора Псковской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Струго-Красненского муниципального округа в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории п. Струги Красные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованной снегоплавильной установкой.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2024 года.
Судья Е. В. Богданова