Дело № 2а-4129/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Багиной К.Н.,
с участием представителя административного истца Зиновьевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
27 апреля 2018 года гражданское дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства № 13308/17/11022-ИП.
В обоснование административного искового заявления указано, что решение суда было исполнено в кратчайшие сроки. Взыскателем полный пакет документов для получения сертификата был представлен 15.03.2018, жилищный сертификат был выдан 20.08.2018.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.
Административный ответчик явку представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Троицко-Печорского районного суда от 15.06.2017 изменена дата постановки на учет на переселение ... М.Д., в связи с отсутствием права на получение социальной выплаты с датой постановки ** ** ** и признано право ... М.Д. на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет ** ** **. На Минстрой Республики Коми возложена обязанность выделить государственный жилищный сертификат ... Е.В. с датой постановки на учет ** ** **
28.09.2017 постановлением МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № 13308/17/11022-ИП в отношении Минстроя Республики Коми. Должнику предложено исполнить решение суда в течении 5 дней со дня получения постановления.
19.03.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Как следует из пояснений заявителя, исполнить решение суда от 15.06.2017 в срок, установленный для добровольного исполнения, не представилось возможным, поскольку на дату вступления в законную силу решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 15.06.2017 средства федерального бюджета, предусмотренные Республике Коми, на оформление государственных жилищных сертификатов в 2017 году были освоены в полном объеме.
13.12.2017 был сформирован и утвержден сводный список граждан – получателей сертификатов на 2018 год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в которой по категории «...» была включена ... М.Д.
В адрес администрации МР «Троицко-Печорский» для организации работы с ... М.Д, по сбору и предоставлению в Минстрой Республики Коми пакета документов для оформления государственного жилищного сертификата выпуска 2018.
Пакет документов на имя ... М.Д. поступил в Минстрой Республики Коми 15.03.2018.
Государственный сертификат на имя ... М.Д. был оформлен 20.03.2018 и направлен в администрацию МР «Троицко-Печорский» для вручения ... М.Д.
Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии объективных причин и отсутствии виновного противоправного бездействия Минстроя Республики Коми в неисполнении решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 15.06.2017, в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
На основании изложенного, суд полагает возможным освободить должника Минстрой Республики Коми от уплаты исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства № 13308/17/11022-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 19.03.2018 в рамках исполнительного производства № 13308/17/11022-ИП в размере 50000руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Копия верна: судья -