Дело № 2-1655/2022
УИД 59RS0011-01-2022-002020-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 09 июня 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи С.А. Мардановой,
при секретаре О.В. Кустовой,
с участием истца Е.Н. Колеговой,
представителя ответчика Т.В. Сидорович, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица О.А. Петровой, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Колеговой Е.Н. к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
истец Колегова Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику ФКУ ИК -38 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности по предоставлению в Пенсионный Фонд РФ сведений о выполнении работ, позволяющих включить период работы с ..... по ..... в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований истец указала, что ..... она обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ в г.Березники с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением пенсионного органа от ..... ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы. При этом пенсионным фондом не включен в специальный страховой стаж период работы истца в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю с ..... по ..... в должности ....., поскольку работодатель (ответчик) сведения о периоде работы, учитываемого для целей досрочного назначения страховой пенсии в Пенсионный фонд не подавал. Поскольку данное обстоятельство препятствует истцу в назначении ей досрочной страховой пенсии, истец, ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, Трудовой кодекс РФ, просит суд признать периоды работы с ..... по ..... в должности ..... ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю подлежащими включению в специальный страховой стаж по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ; возложить на ответчика обязанность по предоставлению сведений о периоде работы с ..... по ..... в должности ..... в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ходе судебного заседания истец настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснила, что осуществляла трудовую деятельность в исправительном учреждении с ..... по ....., ее стаж службы в уголовно-исполнительной системе составил 11 лет 4 месяца 24 дня, в льготном исчислении 15 лет 02 месяца 27 дней, что дает ей право на назначение пенсии по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако в спорный период работодатель не предоставлял сведения о ее страховом стаже в Пенсионный фонд, не производил уплату страховых взносов, чем допустил нарушение ее прав. При этом она была уволена из ИК-38 в связи с сокращением штатов, что не позволило ей выработать необходимый стаж службы для выхода на пенсию по специальному закону. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Сидорович Т.В. в судебном заседании против исковых требований возражала, пояснила, что в спорный период истец проходила службу в ФГУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, являлась аттестованным сотрудником, ей было присвоено специальное звание, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления сведений о трудовой деятельности истца в орган Пенсионного фонда и для уплаты страховых взносов. Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как ответчиком не допущено нарушений прав истца.
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ Пермского края Петрова О.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала позицию ответчика, полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для предоставления в Пенсионный фонд РФ сведений о трудовой деятельности истца в спорный период.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев документы пенсионного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Колегова Е.Н. (ранее Молчанова), ..... года рождения, обратилась ..... в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от ..... истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемых условий и нарушения срока обращения за установлением страховой пенсии (л.д. 9). Оценивая право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости по различным основаниям, предусмотренным ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», Пенсионный фонд пришел к выводу, что стаж истца является не достаточным как для назначения пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного закона (составляет 10 лет 10 месяцев 12 дней), так и для назначения пенсии по п. 17 ч. 1 ст. 30 указанного закона (составляет 3 года 11 месяцев 11 дней). В соответствии с действующим законодательством суммирование периодов работы, связанной с осуществлением леченой деятельности, и работы с осужденными не предусмотрено.
Также судом установлено, что истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком с ....., с указанной даты по ..... работала в должности ...... С ..... по ..... истец работала ..... ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, с ..... по ..... – ....., с ..... по ..... – ..... ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д. 10). Выслуга лет исчислялась работодателем расчета 1 год к 1 году за период с ..... по ....., и из расчета 1 год к 1,5 годам за период с ..... по ...... Стаж службы в УИС в календарном исчислении 11 лет 4 месяца 25 дней, в льготном исчислении 15 лет 2 месяца 28 дней.
Из представленных суду документов о трудовой деятельности истца следует, что в период с ..... по ..... истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, ..... истец уволена по собственному желанию на основании статьи 80 ТК РФ согласно приказу от ..... №, одновременно этим же приказом истец назначена на должность ..... с освобождением от должности ..... (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с присвоением первого специального звания «.....», по контракту на три года с ......
В последующем истец проходила аттестацию в связи с продлением служебного контракта ....., ....., ей были присвоены последующие специальные звания ....., ......
Приказом от ..... № истец была уволена из кадров уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункту «е» (по сокращению штатов), выслуга лет по состоянию на дату увольнения составила в календарном исчислении 12 лет 3 месяца 24 дня, в льготном исчислении 16 лет 1 месяц 27 дней.
Согласно справке ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю от ....., истец проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в период которой на нее не распространялось обязательное пенсионное страхование в период с ..... по ...... Уволена со службы ....., не приобрела право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (л.д. 45).
Истец полагает, что, поскольку она достигла возраста 50 лет, имеет специальный стаж работы более 10 лет и страховой стаж свыше 25 лет, она имеет право на назначение ей досрочной страховой пенсии по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако отсутствие на ИЛС сведений о периоде ее работы в уголовно-исполнительной системе непосредственно с осужденными в спорный период препятствует включению его в специальный стаж, что нарушает ее права.
Суд с позицией истца не может согласиться, поскольку она основана на неверном толковании правовых норм.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 указанного Закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичная норма содержалась в пункте 1 статьи 10.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Подпунктом «к» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе средний медицинский персонал (пункт 3 Списка от 3 февраля 1994 г. № 85).
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Из положений статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что страхователи (работодатели) обязаны предоставлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации полные сведения, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета по каждому работнику, а также сведения об уплаченных ими страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
Как установлено подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 02 февраля 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в … учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно статье 10 указанного Закона выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют, в частности, женщины по достижении возраста 50 лет при условии занятости их не менее 10 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в заявленный в иске период (с ..... по .....) Колегова (Молчанова) Е.Н. являлась аттестованным сотрудником ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, имела специальное воинское звание, ее служебная деятельность была регламентирована специальным законом, а потому у работодателя – ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю отсутствовала обязанность по предоставлению в пенсионный орган сведений для ведения индивидуального персонифицированного учета, а также для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание правовые нормы, подлежащие применению в данном деле, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Колеговой Е.Н.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Колеговой Е.Н. к ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании периода работы с ..... по ..... в должности ..... специальным стажем, предусмотренным пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ № 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», возложении обязанности по предоставлении сведений о периоде работы с ..... по ..... в должности ..... в Пенсионный фонд Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме (.....).
Судья подпись С.А. Марданова
Копия верна, судья