Решение по делу № 2-2312/2023 от 13.04.2023

        Дело № 2-2312/2023

                                 44RS0001-01-2023-001708-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 года                                                                                                г.Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

Председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Горевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любимцев Е.П., Любимцева Н.С. к Администрации г.Костромы об обязании предоставить жилое помещение, о прекращении права собственности,

установил:

Любимцев Е.П. Е.П., Любимцев Е.П. Н.С. обратились в Свердловский районный суд г.Костромы с указанным иском, в обоснование заявленных требований указывают, что Решением Администрации г. Костромы от <дата> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным. Любимцев Е.П. Н.С. и Любимцев Е.П. Е.П. принадлежит по 40/268 доли в <адрес>, Истцы занимают две комнату в коммунальной квартире, общей площадью 135,3 кв.м. кадастровый . Любимцев Е.П. Н.С. и Любимцев Е.П. Е.П. состоят в родственных отношениях мать и сын. На долю Истцов приходится 135,5:268x80=40,45 кв.м. в <адрес>.9г по <адрес>. Истцы занимают две комнаты площадью 15,5 кв.м. и 18,4 кв.м, номера 7 и 8 согласна экспликации к поэтажному плану здания. В адрес Истцов Ответчиком направленно письмо с соглашением об изъятии жилого помещения по адресу: <адрес> и с выплатой возмещения. С решением Ответчика не согласны. Просят: обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить в собственность Любимцев Е.П., <дата> г.р Любимцева Н.С. предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на территории г. <адрес>ю не менее 44,45 кв.м.

В процессе рассмотрения гражданского дела требования уточнили, в окончательном виде, просили, обязать Администрацию городского округа <адрес> предоставить в долевую собственность в равных долях Любимцев Е.П., <дата> г.р Любимцева Н.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на территории г. <адрес>ю не менее 39,85 кв.м, взамен изымаемого земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1874 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу*Российская Федерация, <адрес>Г, пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 80/268 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 133,5 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>; с момента предоставления в долевую собственность в равных долях Любимцев Е.П., <дата> г.р., Любимцева Н.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на территории г. <адрес>ю не менее 39,85 кв.м., прекратить право собственности Любимцев Е.П. на 40/268 долей в праве общей долевой собственности, Любимцева Н.С. на 40/268 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 133,5 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1874 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>Г, пропорционально размеру площади жилого помещения и признать право собственности муниципального образования городской округ <адрес> на вышеуказанные объекты недвижимости.

В судебное заседание истец Любимцев Е.П. Н.С. не явилась, извещалась судом надлежащим образом, в судебном заседании представитель Бечин Р.С. заявленные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковых требованиях.

Истец Любимцев Е.П. Е.П. извещался судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика и представитель третьего лица от Управления муниципальным жилищным фондом Администрации <адрес> Зиновьева Ю.В. в судебном заседании полагала не подлежащими удовлетворению исковые требования, поддержав отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Согласно заключению межведомственной комиссии от <дата> , жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. площадью 39,8 кв.м., находится в общей долевой собственности у Любимцев Е.П. 40/268 долей в праве, Любимцева Н.С. 40/268 долей в праве, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В исковом заявлении площадь, находящаяся в общей долевой собственности у Истцов рассчитана неверно. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> «О признании многоквартирного <адрес>Г по <адрес> аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для расселения граждан из жилых помещений данного дома до <дата>. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> срок для расселения граждан из жилых помещений вышеуказанного дома продлен до <дата>. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> ср для расселения граждан из жилых помещений вышеуказанного дома установлен <дата>. Таким образом, срок расселения многоквартирного <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, не наступил. Постановлением Администрации <адрес> от <дата> признано необходимым изъятие для муниципальных нужд в порядке. установленном ст.32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьями 56.2, 56.3, 56.6 Земельного Кодекса Российской Федерации земельного участка из земель населенных площадью 1874 кв.м. с кадастровым номером под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенным по адресу: Росс Федерация. <адрес>, городской округ <адрес>, а также находящееся в частной собственности жилое помещение - квартиру, общей площадью 133.5 квадратного метра, с кадастровым номером , расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>.Во исполнение положений статьи 32 ЖК РФ Управлением имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в адрес истца направлен проект Соглашения об изъятии земельного участка и жилого помещения по адресу: <адрес>. Проект Соглашения с прилагаемыми документами получен истцами собственноручно <дата>. Таким образом, у Администрации <адрес> имеются основания для изъятия жилого помещения и земельного участка. Таким образом, по смыслу приведенного выше закона, суд не вправе обязать орган власти обеспечить собственника изымаемого помещения другим жильем, на органы местного самоуправления возлагается лишь обязанность выплатить выкупную цену изымаемого аварийного помещения и в последующем по соглашению сторон обеспечить собственников другим благоустроенным жилым помещением. На основании вышеизложенного, стороны процедуры изъятия жилого помещения для муниципальных нужд обязаны доплачивать соответствующую разницу стоимости жилых помещений при их неравноценности. На основании изложенного, администрация <адрес> полагает, что требования истцов удовлетворению не подлежат.

Третье лицо Управление финансов Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, повесткой доставленной нарочно, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый , на праве собственности 40/268 долей в праве принадлежит Любимцев Е.П. Е.П., 40/268 долей в праве принадлежит Любимцев Е.П. Н.С., Также 54/134 принадлежат Шавитова Т.А. Гуссейналива С.А.кызы - 24/134, Тебешаева Т.Ю. -16/134.

Из представленной истицами экспликации на данное жилое помещение следует, что но состоит из 17 помещений: в том числе из 5 жилых комнат, помещение , площадь -11,2 кв.м., помещение , площадь - 18,4 кв.м., помещение , площадь - 11,4 кв.м., помещение , площадь – 20,4 кв.м., помещение , площадь – 9,6 кв.м. Из пояснений, стороны истцов, изложенных в иске, следует, что не оспаривалось иными лицами, участвующими в деле, что истица занимают две комнаты 7,8 в составе данной квартиры.

Из материалов дела также следует, что истец Любимцев Е.П. Е.П. и Любимцев Е.П. Н.С. состоят в родственных отношениях, сын и мать, соответственно, что следует из свидетельства о рождении от <дата> II-ГО .

Заключением об оценке собственности помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <дата> в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам межведомственной комиссии администрации <адрес>, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (согласно п.33 и 34 раздела III «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции»).

Постановлением от <дата> Администрации <адрес> указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения граждан из жилых помещений многоквартирного <адрес> до <дата> Указанный срок неоднократно переносился. Постановлением администрации <адрес> от <дата> срок отселения установлен до <дата>.

В целях исполнения постановления от <дата> администрацией <адрес> принято постановление от <дата> об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 44:27:040227:136 и жилых помещений, расположенных по адресу <адрес> г, в том числе у собственников <адрес>.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

      В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

      Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

     Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее Положение).

Как следует из п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания помещения непригодным для проживания граждан является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (п. 34).

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно абз. 2 ст. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно ч. 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Как следует из правовой позиции, отраженной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 года, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в рамках настоящего Закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ст. 16 данного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда (п. 2). Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ; 3) предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (п. 6 ст. 16).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Порядок переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 89 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Из смысла приведенных норм следует, что предоставление гражданам в связи с утратой занимаемого жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.

Постановлением Администрации Костромской области от 01.04.2019 года N 115-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2023 годы» (далее – Программа) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с указанным постановлением утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа <адрес>» (Постановление от <дата>).

В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата> включен многоквартирный жилой <адрес> признанный аварийным <дата>, что следует из приложения Региональной адресной программе «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2025 годы, утв. Постановлением администрации <адрес> от <дата> а.

<дата> органом местного самоуправления письмом исх.-45/23-3 в адрес Любимцев Е.П. Е.П. и Любимцев Е.П. Н.С. направлено соглашение об изъятии земельного участка, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, а так же 80/268 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 133,5 кв.м., назначение: жилое, расположенного по адресу <адрес>, стоимость изымаемого имущества определена администрацией <адрес> на основании отчета об оценке ЗАО «Аудит-центр» в размере 904662 руб. в отношении каждого из истцов.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно ст. 9 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

В силу абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Кодекса), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Кодекса).

Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Кроме того, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, равнозначные ранее занимаемым.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В связи с чем, суд соглашается с доводом истцов, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, у истцов имеется право на предоставление другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение и о реализации истцом данного права одним их установленных законом способов в виде предоставления другого жилого помещения.

При этом суд принимает во внимание, что истцы согласия на выплату выкупной цены за изымаемое жилое помещение не выразил, соглашение ими подписано не было, что ни кем в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, согласно заявленным исковым требованиям они претендуют на получения жилья взамен аварийного.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Многоквартирный дом, в котором право на жилое помещение имеют истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, истцы, как следует из содержания иска в нем фактически не проживают. Из акта обследования от <дата> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что фактический износ дома по состоянию на <дата> составил 68%, так же комиссией по итогам обследования установлено, что фундамент дома имеет трещины, выветривание раствора из швов кладки, выпдение отдельных кирпичей, стены дома первого этажа местами имеют глубокие трещины, отпадение штукатурного слоя, бревенчатые стены второго этажа имеют деформации, обшивка стен повреждена гнилью, растрескалась, деревянные перекрытия имеют прогибы, междуэтажное перекрытие над квартирой на втором этаже прогнило в результате протечек в связи с обрушением стропильной конструкции кровли на чердачное перекрытие, штукатурка на потолке отслоилась и отпала, на потолках в квартирах второго этажа имеются следы проточек с неисправной кровли, полы имеют сколы, щели, провисание досок, кровля протекает, в отдельных местах имеются просветы, металлические листы поражены коррозией, указано, что осмотром установлено, что жилые помещения имеют ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости строительных конструкций, требуется проведение противоаварийных мероприятий.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела (спустя более 7 лет) улучшилось капитальное состояние дома ответчиком не представлено.

В связи с чем довод администрации г. Костромы о том, что срок отселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не наступил, не свидетельствует о том, что истицы не в праве требовать предоставления им жилого помещения взамен аварийного в настоящее время. Проживание в объекте, признанным аварийным и подлежащим сносу, создает угрозу жизни и здоровья граждан. В этой связи предоставление истцу иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от сроков отселения, установленных постановлениями государственных и муниципальных органов власти и принятых ими программ переселения.

Исходя из положений ст. 89 ЖК РФ предоставление гражданам в связи в непригодностью жилого помещения для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, а не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.

В силу пункта 6 статьи 32 ЖК РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Таким образом, истицы, претендующие на получение жилого помещения взамен непригодного, как члены одной семьи, мать и сын, сообразно их долям 40/268 у каждого, вправе, исходя из общей площади квартиры, доли в праве на которой они имеют, 133,5 кв.м., что следует из выписки из ЕГРН, претендовать на предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности площадью не менее 39,85 кв.м., из расчета, (40/268+40/268)/133,5.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований Любимцев Е.П. Е.П., Любимцев Е.П. Н.С. о предоставлении им жилого помещения в порядке переселения из непригодного обоснованными и подлежащими удовлетворению, а также, поскольку удовлетворяемые требования связаны с предоставлением на праве собственности иного жилого помещения, то право истцов на принадлежащее им аварийное жилое помещение, а так же на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в котором расположенное данное жилое помещение, пропорционально размеру площади вышеуказанного жилого помещения подлежит прекращению, в связи с переходом его к муниципальному образованию городской округ <адрес> на вышеуказанные объекты недвижимости с момента предоставления в собственность    Любимцев Е.П. Е.Н. и Любимцев Е.П. Н.С. жилого помещения взамен аварийного.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать муниципальное образование городской округ <адрес> в лице Администрации <адрес> предоставить в собственность в равных долях Любимцев Е.П.,<дата> г.р., Любимцева Н.С., <дата> г.р.благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на территории г. <адрес>ю не менее 39,85 кв.м, взамен изымаемого земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1874 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>Г, пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 80/268 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером общей площадью 133,5 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прекращения право собственности Любимцев Е.П. на 40/268 долей в праве общей долевой собственности, Любимцева Н.С. на 40/268 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 133,5 кв.м, назначение: жилое, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1874 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, под многоквартирным домом с кадастровым номером 44:27:040227:37, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, пропорционально размеру площади вышеуказанного жилого помещения, находящегося в составе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> и регистрации перехода право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на вышеуказанные объекты недвижимости с момента предоставления в собственность    Любимцев Е.П., <дата> г.р., Любимцева Н.С. благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, на территории г. Костромы площадью не менее 39,85 кв.м.,

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                     А.В.Ковунев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2023 года.

2-2312/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Любимцев Егор Павлович
Любимцева Надежда Сергеевна
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Управление финансов Администрации г. Костромы
Бечин Роман Сергеевич
Управление муниципальным жилищным фонодом Администрации г. Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Ковунев Андрей Викторович
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.06.2023Предварительное судебное заседание
07.07.2023Предварительное судебное заседание
17.07.2023Предварительное судебное заседание
04.08.2023Предварительное судебное заседание
25.08.2023Предварительное судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее