66RS0044-01-2022-006119-69
№ 88-12620/2023
Мотивированное определение
составлено 28.07.2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 19.07.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К.,
судей Коренева А.С., Сапрыкиной Н.И. –
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4649/2022 по иску прокурора г. Первоуральска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности
по кассационной жалобе Администрации городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.04.2023.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., объяснения представителя Администрации городского округа Первоуральск – Аржанниковой И.С., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Кустикова А.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Первоуральска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, предъявил иск к Администрации городского округа Первоуральск (далее – Администрация) с требованиями:
возложить на Администрацию обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить перечень объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых в 2023 году необходимо заключение концессионного соглашения;
обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности городского округа Первоуральск, в соответствии с требованиями закона, а именно: в течение одного года со дня утверждения Перечня объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, разработать конкурсную документацию в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.02.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск.
Требование мотивировано тем, что Администрация ненадлежащим образом исполняет полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, в результате чего нарушаются права граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, безопасности жизни и здоровья, как на получение водоснабжения и водоотведения, так и на его получение в соответствии с санитарными нормами, поскольку коммунальная структура изношена, часто происходят аварии, из-за которых отсутствует подача воды, количество химических элементов в воде превышает норму,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ и строительства городского округа Первоуральск, ПМУП «Водоканал».
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.12.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.04.2023, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судами установлено следующее.
09.12.1997 распоряжением председателя Комитета по управлению имуществом ГО Первоуральск муниципальное имущество в виде объектов водоснабжения и водоотведения, составляющих централизованную сеть, закреплено на праве хозяйственного ведения за ПМУП «Водоканал», основными видами деятельности которого является водоснабжение и водоотведение; строительство инженерных коммуникаций для водоотведения и водоснабжения.
В ходе прокурорской проверки установлено, что общая протяженность сетей холодного водоснабжения составляет 247,17 км, из них подлежат замене 148,8 км. Общая протяженность сетей водоотведения составляет 182,36 км, из них подлежат замене 63,8 км. Общий процент износа по сетям холодного водоснабжения – 60% по сетям водоотведения – 35%.
Согласно сведениям о замене ветхих и аварийных сетей, представленной ППМУП «Водоканал» в 2020 году заменено 4,0 км, в 2021 – 1,8 км, в 2022 – 0,5 км сетей водоснабжения. Аналогичная ситуация складывается и с сетями водоотведения.
На территории городского округа Первоуральск имеется 5 очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации, на 3-х из которых осуществляется сброс сточных вод в поверхностные водные объекты. Все очистные сооружения имеют полный цикл биологической очистки с последующим обеззараживанием хлорными препаратами, бактерицидные установки для обеззараживания не используются.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования прокурора руководствуясь положениями ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), ст. 3, 4, 6, 13, 21 Федерального закона от 21.07.2015 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», исходя из того, что в нарушение требований закона, до настоящего времени объекты водоснабжения и водоотведения на территории Первоуральского городского округа не переданы по концессионному соглашению, перечень объектов коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности не определён, соглашение не заключено, конкурная документация не подготовлена, конкурс на право заключения соглашения не объявлен.
Срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента его вступления в законную силу суд посчитал разумным.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда, указав, что в силу ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности городского округа Первоуральск, может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям, которые должны быть заключены посредством конкурса, обязанность по организации которого, а также создание условий для заключения которых, возлагается на Администрацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что имущество, обеспечивающее водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования и находящееся в муниципальной собственности, подлежит передаче по концессионным соглашениям.
Действия, которые суд обязал выполнить ответчика, направлены на исполнение законодательства о концессионных соглашениях в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. Эти действия отнесены к компетенции Администрации, исполняющей правомочия собственника данного имущества.
Так, Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был дополнен Закон о водоснабжении главой 7.1 «Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, расторжения договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и ответственность сторон», в том числе статьей 41.1 «Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности».
Согласно ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в редакции от 07.05.2013 с 08.05.2013 передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Из положений ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в редакции от 07.05.2013 следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Из анализа приведенных норм следует, что передача прав в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.
Указанная позиция также была отражена в письме ФАС России от 05.10.2015 № АД/53812/15 «О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями такого вида муниципального имущества как сетей водоснабжения и теплоснабжения».
Таким образом, с 08.05.2013 права владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.
При этом судами установлено, что отсутствуют обстоятельства, при которых в отношении сетей водоснабжения и водоотведения, подлежит заключению договор аренды, поскольку установлен высокий процент износа сетей, не установлены обстоятельства, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения, водоотведения, хотя бы одного отдельного объекта таких систем, что свидетельствует об установлении совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, при установлении которых должно быть заключено соглашение о концессии.
Поскольку доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права относительно объёма прав при реализации права собственности на объекты, входящие в централизованную систему водоснабжения и водоотведения, и при этом не установлены обстоятельства, при которых в отношении сетей водоснабжения и водоотведения подлежит заключению договор аренды, соответственно, судебные постановления не могут быть отменены.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12.04.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи