РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2023 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
с участием прокурора Ширмановой В.В..
при секретаре Матвеевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 гражданское дело №2-2894/2023 по исковому заявлению администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» к Кучеренко Елене Абдулхамидовне, Кучеренко Марии Владимировне, Кучеренко Дарье Владимировне о признании прекратившими право пользования жилым помещением
СТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является объектом собственности МО «Городской округ город Астрахань» и ей с 1997г. присвоен статус служебного жилья. Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 17 марта 2020г. №511-р, многоквартирный дом литер <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, с установлением срока отселения до 1 апреля 2021г. Исходя из имеющейся у них информации, в квартире 21а указанного дома зарегистрированы ответчики Кучеренко Е.А., Кучеренко Д.В., Кучеренко М.В., которым это жилое помещение предоставлялось как служебное в связи с работой Кучеренко Е.А. в <адрес>8. При этом в ходе проверки установлено, что ответчики в спорном жилом помещении не проживает, квартира незаконно сдается посторонним лицам. В связи с этим они были вынуждены обратиться в суд просят признать Кучеренко Е.А., Кучеренко Д.В., Кучеренко М.В. прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Представитель администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» Никулина Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поскольку Кучеренко Е.А. принимала участие в предыдущем судебном заседании и высказывала свою позицию.
С целью соблюдения прав ответчиков на личное участие в рассмотрении дела судом осуществлен выезд по месту жительства ответчиков, однако в спорной квартире они не проживают, по месту фактического проживания в квартире №25 указанного дома, отсутствовали.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, судебные прения, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является объектом собственности МО «Городской округ город Астрахань», что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества №75211 от 15 марта 2023г.
Распоряжением администрации МО «Город Астрахань» от 17 марта 2020г. №511-р, многоквартирный дом литер «А,а,А1,а1» по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, с установлением срока отселения до 1 апреля 2021г.
Также судом установлено, что постановлением администрации Кировского района г. Астрахани от 5 августа 1997г. №1293 <адрес> выведена в число служебных <адрес> и предоставлена рабочей по уборке территории указанной организации Кучеренко Е.А. как служебное жилое помещение на состав семьи 4 человека: муж ФИО9, сын ФИО10, дочь ФИО2
На основании этого постановления Кучеренко Е.А. ДД.ММ.ГГГГг. выдан ордер № на указанное служебное жилое помещение.
Исходя из представленных документов и пояснений представителя истца, статус спорного жилого помещения как служебного с 1997г. до настоящего времени не изменился.
Согласно материалам дела в настоящее время в <адрес> зарегистрированы Кучеренко Е.А., Кучеренко Д.В., Кучеренко М.В..
Однако ответчики в этом жилом помещении фактически не проживают, что подтверждается актами от 18 апреля 2023г., от 1 июня 2023г.
Кроме того, при проведении выездного судебного заседания судом достоверно установлено, что в <адрес> по адресу: <адрес>. ответчики не проживают, квартира захламлена мусором, в ней отсутствуют необходимые для проживания вещи, мебель, плита, а также сантехнические приборы, часть окон в квартире разбито. При этом не представившийся суду мужчина пояснил, что временно снимает это жилое помещение, поскольку места жительства и места регистрации не имеет, и не смотря на техническое состояние жилья считает его пригодным для проживания. Также согласно пояснениям соседей, проживающих в спорном многоквартирном доме, ответчик ФИО1 с детьми длительное время живет в <адрес> на втором этаже этого же дома. В момент выездного судебного заседания указанная квартира была закрыта, ответчик ФИО1 и её члены семьи отсутствовали.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение №а ответчиками по назначению не используется и их регистрация по этому адресу носит формальный характер.
Кроме того, в силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Статьей 102 Жилищного кодекса РСФСР определено, что перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
Данное требование в рассматриваемом случае соблюдено.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как ранее установлено судом, спорному жилому помещению присвоен статус служебного и до настоящего времени указанный статус этот объект недвижимости не утратил, доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, оно не может быть предметом договора социального найма.
Кроме того, в настоящее время многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, что также исключает возможность передачи его в дальнейшем в пользование по договору социального найма.
Более того, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (статья 107 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с требованиями статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Между тем, согласно представленным документам, Кучеренко Е.А. проработала в <данные изъяты> шесть лет с 20 декабря 1994г. по 20 июня 2001г. Также к иным категориям граждан, перечисленным в приведенной правовой норме и сохраняющим за собой право на предоставление иного жилого помещения, ФИО1 не относится.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права. суд приходит к выводу. что заявленные администрацией МО «Городской округ город Астрахань» требования о признании ответчиком прекратившими право пользования спорным жилым помещением подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины, то с ответчиков в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Кучеренко Елену Абдулхамидовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кучеренко Марию Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кучеренко Дарью Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Взыскать с Кучеренко Елены Абдулхамидовны, Кучеренко Марии Владимировны, Кучеренко Дарьи Владимировны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в размере 2000 (две тысячи) рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: