Решение по делу № 33-9321/2023 от 08.09.2023

Судья первой инстанции: Богданович Е.И. УИД 91RS 0012-01-2023-002848-08

     № 2-2110/2023

№ 33-9321/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

11 октября 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:     Хмарук Н.С.,

судей:     Копаева А.А., Лозового С.В.

при секретаре:     Космачевой А.А.

    

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики

Крым, действующего в интересах Васищенко Л.Г, к Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым

на решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2023 года

у с т а н о в и л а:

В июне 2023 года заместитель прокурора города Керчи Республики Крым, действуя в интересах Васищенко Л.Г., обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Керчи о возложении обязанности на администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Васищенко Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 18 кв.м общей площади жилого помещения в пределах муниципального образования городской округ Керчь с учетом требований Приказа Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Приказа "Минздрава России от 30 ноября 2021 года №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2023 года заявленные исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Администрация города Керчи Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просила его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на неправильность произведенной судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела. Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица не привлечен Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора города Керчи просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.

Заслушав доклад судьи Хмарук Н.С., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Васищенко Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ- 2016 (л.д. 49).

Согласно заключению Керченского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ Васищенко Л.Г. страдает заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения УССР «Об утверждении перечня хронических заболеваний, при которых лица, страдающие этими заболеваниями, не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи» от ДД.ММ.ГГГГ , по состоянию здоровья не может проживать в одной комнате со своими членами семьи (л.д.20).

Так, Васищенко Л.Г. с по настоящее время состоит на диспансерном наблюдении    с диагнозом «<данные изъяты>» (л.д. 57).

Васищенко Л.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, совместно с сыновьями Пирак Ю.Ю., Пирак А.Ю. (л.д.6,54).

Квартира по <адрес>, общей площаю 27,8 кв.м., принадлежит на праве собственности Васищенко Л.Г, Сафонову Ю.Ю., Чабан А.Ю. в равных долях (1/3 доли), что подтверждается договором передачи жилого помещения в собственность граждан .01/1-6/55 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62)

Какое-либо иное жилое помещение в собственности Васищенко Л.Г. не имеется что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Васищенко Л.Г. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решениями исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-48)

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди истца: общая - , по списку граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилья (л.д. 61).

Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 52, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Васищенко Л.Г., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Ответчик, как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями статьей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязан предоставить ей жилое помещение, по норме не менее 18 кв.м общей площади согласно п.п. 2 «г» п. 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 27 февраля 2018 года № 94 (в редакции от 20 июля 2022 года).

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Как следует из материалов дела, Васищенко Л.Г. была поставлена на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, а возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муници-пального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункте 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 часть 1 статьи 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

С учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 года и в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2018 года.

Довод апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи не влияет на исход дела, не нарушает прав как департамента, так и сторон по делу, в связи с чем, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

о п р е д е л и л а:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 18 июля 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9321/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Керчи
Васищенко Любовь Григорьевна
Ответчики
Администрация города Керчи Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хмарук Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
08.09.2023Передача дела судье
11.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2023Передано в экспедицию
11.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее