Дело № 2-3039/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Борисовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
30 марта 2018 года гражданское дело по иску Зинского М.Х. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Зинский М.Х. обратился в суд с иском к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о взыскании с ответчика 241 125 рублей, составляющих стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: ...
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО ГО «Воркута».
В связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 г. № 456, наименование ответчика уточнено – вместо «Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми» - «Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми».
В судебном заседании истец Зинский М.Х. уменьшил исковые требования, ходатайствовал о взыскании с ответчика 94700 руб. Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск. Представитель третьего лица участия не принимал, извещен надлежащим образом. Проверив материалы дела, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета регламентируется Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила, Подпрограмма).
Как следует из материалов дела, истец Зинский М.Х. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 17.01.2007 г. по категории «инвалиды» и был признан участником Подпрограммы. Также истец был включен в сводный список граждан-претендентов на получение сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год по Республике Коми.
Учетное дело истца администрацией направлено в Минстрой Республики Коми.
Зинский М.Х. произвел отчуждение жилых помещений по адресам:
... на основании договора купли-продажи от ** ** ** г. за ...., (...
...- на основании договора купли-продажи от ** ** **. за .... (....).
18.06.2017 г. вступили в законную силу изменения в ст. ФЗ № 125-ФЗ.
До 18.06.2017 г. федеральным законодательством не был установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера социальной выплаты на приобретение жилья. При расчете размера социальной выплаты на приобретение жилья до 18.06.2017 г. учитывались все сделки, совершенные гражданами-участниками Подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения сделок.
В редакции Федерального закона, действующей с 18.06.2017 г., предусмотрен учет отчуждения жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате выдаче государственного жилищного сертификата.
Пакет документов на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2017 года на имя Зинского М.Х. поступил в Минстрой Республики Коми 12.04.2017 г.
28 апреля 2017 года (до вступления в законную силу изменений в ФЗ№ 125-ФЗ от 25.10.2002 г. в ст. 6) Минстроем Республики Коми Зинскому М.Х. был оформлен государственный жилищный сертификат на сумму ...., который был им реализован- приобретено жилое помещение в г. .... При этом, размер предоставленной истцу социальной выплаты был уменьшен на ..., составляющих стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: ...
Истец был согласен с уменьшением социальной выплаты на стоимость указанных отчужденных жилых помещений (в материалах дела имеется соответствующее заявление Зинского М.Х.)
Согласие истца с размером предоставленной ему социальной выплаты, с условиями Подпрограммы также подтверждается подписью представителя истца на оборотной стороне бланка сертификата.
В случае несогласия с размером социальной выплаты Зинский М.Х. вправе был обратиться с заявлением о замене государственного жилищного сертификата. Порядок замены сертификатов установлен Правилами.
Так, согласно пункту 46 Правил при наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, а также сертификат или справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Вместе с тем, истец в Минстрой Республики Коми с заявлением о замене сертификата не обращался, реализовал свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты путем перечисления средств социальной выплаты в счет оплаты договора купли-продажи жилого помещения.
Согласно пункту 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, который предоставляется только один раз. Предоставление такой выплаты повторно или в дополнение к выданной действующим законодательством не предусмотрено.
Социальная выплата носит исключительно целевой характер и может быть направлена только на оплату договора купли-продажи жилого помещения в порядке, установленном Правилами. Получение средств федерального бюджета на оплату недоплаченной суммы исключается, так как это противоречит условиям Подпрограммы, Правил.
Решением комиссии по жилищным вопросам. (протокол № 30 от 05.089.2017 г. № 1440 29.09.2017, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Воркута» Зинский М.Х. был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей, на основании п. 21а Положения в связи с получением социальной выплаты для приобретения жилья.
Таким образом, истец Зинский М.Х. реализовал свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, получив государственный жилищный сертификат, он приобрел жилое помещение. При этом был согласен с уменьшением социальной выплаты на стоимость отчужденных им ранее жилых помещений
Действия ответчика незаконными не признаны.
С заявлением о замене сертификата истец в Минстрой РК не обращался.
Кроме того раздел V Правил установлен порядок оплаты приобретаемого жилого помещения, согласно которому средства федерального бюджета в республиканский бюджет не поступают. Государственный заказчик программы (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) и Федеральное казначейство осуществляют перечисление социальных выплат на банковские счета владельцев сертификатов, открытые по месту приобретения жилья.
В силу разделов IV, V Правил, социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления денежных средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке без поступления в республиканский бюджет Республики Коми. Банк, после получения соответствующих документов, осуществив их проверку, принимает договор на жилое помещение для оплаты, направляет государственному заказчику программы заявку на перечисление денежных средств федерального бюджета. Государственный заказчик, коим не является ответчик по настоящему делу, представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения. Впоследствии территориальный орган Федерального казначейства после проверки заявки банка санкционирует кассовый расчет средств федерального бюджета с государственным заказчиком Подпрограммы.
Постановлением Правительства РК от 07.11.2014 г. № 433 на Минстрой РК возложена организация работы по реализации Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы» на территории Республики Коми,
Органы исполнительной власти субъектов РФ оформляют бланки сертификатов на имя граждан, осуществляют расчет величины социальной выплат в соответствии с Федеральным законом.
Вручение гражданам государственных жилищных сертификатов осуществляют органы местного самоуправления. Финансирование программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы» - расходные обязательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, а также положений ст. 85 Бюджетного Кодекса РФ, Минстрой РК не уполномочен оплачивать и возмещать суммы федеральных средств, предусмотренных на оплату сертификатов.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1626-О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, поскольку исковые требования предъявлены Минстрою Республики Коми, доказательств наличия основания для удовлетворения заявленного иска не представлено, суд принимает решение об отказе в исковых требованиях.
Руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Зинского М.Х. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о взыскании денежных средств в размере 94700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме
Судья - О.С. Некрасова