Дело № 33-360/2024 (33-14079/2023)
№ 2-1342/2023 (УИД 59RS0028-01-2023-001671-96)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 16 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.
судей Журавлевой В.М., Цыбиной И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайцевой К.С.,
рассмотрела гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Киселевой Полины Романовны к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе администрации Лысьвенского городского округа на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения прокурора Захарова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Киселевой П.Р. к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование исковых требований указано, что Киселева П.Р. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать М1. умерла 26.04.2010, отец – К. решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.01.2016 лишен родительских прав. Приказом ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу № ** от 15.06.2010 над несовершеннолетней Киселевой П.Р. установлена опека, опекуном назначен М2., место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: ****. По ходатайству ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу решением жилищно-бытовой комиссии при администрации города Лысьвы за № 2 от 15.02.2019 Киселева П.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Постановлением администрации г.Лысьвы Пермского края № ** от 05.03.2019 Киселева П.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерациям, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законов Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ей после включения в соответствующий список администрацией Лысьвенского городского округа должно было быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. До настоящего времени жилое помещение Киселевой П.Р. не предоставлено. Прокурор просит возложить обязанность на администрацию Лысьвенского городского округа Пермского края предоставить Киселевой П.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью жилого помещения не менее 28 кв.м. на территории Лысьвенского городского округа.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 11.10.2023 исковые требования Лысьвенского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Киселевой Полины Романовны удовлетворены.
Администрация Лысьвенского городского округа не согласившись с постановленным решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что судом первой инстанции необоснованно не приняты доводы по предоставлению отсрочки исполнения решения Лысьвенского городского суда на срок до 01.07.2024. Отметив, что согласно расчету объёма средств субвенций на осуществление мероприятий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2024 год Лысьвенскому городскому округ выделено в недостаточном объёме, при этом на 3 квартал 2023 года имеется большая численность детей-сирот, у которых возникло право на получение жилого помещения, и которое не реализовано. В настоящее время на исполнении администрации Лысьвенского городского округа Пермского края находится 17 решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, администрация принимает все необходимые действия для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. С учетом количества рассмотренных дел, времени, необходимого для получения субвенций из бюджета Пермского края, сроков проведения электронных аукционов и исполнения контрактов, постановка на учет и представление Киселевой П.Р. жилого помещения возможно не ранее чем во втором квартале 2024 года, приобретение жилого помещения для истца возможно из бюджетных ассигнований на 2024 год, которые еще не перечислены в бюджет Лысьвенского городского округа.
Лысьвенская городская прокуратура представила возражения относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец Киселева П.Р., в суд апелляционной инстанции не явилась, ответчик администрация Лысьвенского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене либо изменению.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Киселева П.Р., ** года рождения (л.д.10, 11), является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать М1. умерла (л.д.12-13), отец К. лишен родительских прав, что подтверждается решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26.01.2016 (л.д.14-15).
Приказом ТУ Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу № ** от 15.06.2010 над несовершеннолетней Киселевой П.Р. установлена опека, опекуном назначен М2., место жительства несовершеннолетней определено совместно с опекуном по адресу: **** (л.д.12-13).
Согласно информации ТУ Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу за несовершеннолетней Киселевой П.Р. не закреплено жилое помещение, жилое помещение на праве пользования, либо находящегося в собственности, не имеется (л.д. 49).
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания №**, адресной справки Киселева П.Р. зарегистрирована по месту жительства опекуна, по адресу: **** (л.д. 18, 31-32).
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведениям ГБУ ПК «ЦТИ ПК» за Киселевой П.Р. на праве собственности жилые помещения не зарегистрированы (л.д.28, 29, 54, 58, 61).
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации города Лысьвы № 2 от 15.02.2019 Киселева П.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.50-51), в связи с чем, администрацией г. Лысьвы Пермского края за № ** от 05.03.2019 вынесено соответствующее постановление (л.д.52-53).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьями 5, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исходил из того, что Киселева П.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в соответствующий список на получение жилья, достигла восемнадцатилетнего возраста, закрепленного и какого-либо иного пригодного для проживания жилого помещения не имеет, в связи с чем вправе рассчитывать на своевременное получение по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Отклоняя доводы представителя ответчика о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда и указании об этом в резолютивной части решения, суд первой инстанции указал, что положения законодательства не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения, обязанность по предоставлению жилого помещения возникает с момента включения истца в список на получение жилья, следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в указанном решении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Учитывая, что Киселева П.Р. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, возложена на органы местного самоуправления, выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют приведенным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе администрации Лысьвенского городского округа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование осуществляет переданные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот только за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, денежных средств, выделенных муниципальному образованию недостаточно для приобретения жилых помещений для указанной категории лиц, в т.ч. Киселевой П.Р., основанием для отмены решения суда не являются.
Доводы администрации Лысьвенского городского округа изменить решение суда с указанием срока для исполнения до 01.07.2024 года, судебной коллегией отклоняются, поскольку могут быть разрешены судом в порядке исполнения решения суда.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Доводы апелляционной жалобы администрации Лысьвенского городского округа полностью повторяют позицию, занятую ею в суде первой инстанции, обоснованно признанную судом несостоятельной. Оснований для иной оценки верно установленных обстоятельств дела и исследованных судом доказательств у судебной коллегии не имеется.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену решения, судом не допущены, в апелляционной жалобе такие доводы не приведены.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
В связи с доводами апелляционной жалобы администрации Лысьвенского городского округа относительно недостаточного финансирования, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть постановленного решения, указав на то, что жилое помещение для истца должно быть предоставлено за счет субвенций, перечисленных в доход муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 11 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лысьвенского городского округа – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суждением о предоставлении жилого помещения за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.01.2024