Судья Щиканов А.В.
Дело № 2-27/2024 (2-481/2023)
Дело № 33-249/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 апреля 2024 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Белоусовой И.А., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственно бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 12.01.2024, которым постановлено:
Исковые требования Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», администрации Ленинского муниципального района ЕАО, департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО о включении жилого помещения в Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного - удовлетворить.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области включить в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2021 году по адресу: <...>.
Признать за Муллагуловой Н. А., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...> выданный <...> <...>, за Муллагуловым Г. Т., <...> года рождения, уроженцем <...>, имеющим паспорт № <...>, выданный <...> <...>, Муллагуловой Т. Г., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...>, А, <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...> - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного по адресу <...>, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2021 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления.
В удовлетворении исковых требований Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о включении жилого помещения в перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного - отказать.
Заслушав доклад судьи Белоусовой И.А., пояснения истца Муллагуловой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муллагулова Н.А., Муллагулов Г.Т., Муллагулова Т.Г.,
А обратились с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского муниципального района, администрация района), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) о признании права на меры государственной поддержки, возложении обязанности.
Требования мотивировали тем, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, которое получило повреждение в результате паводка 2021 года, что подтверждается решением суда от <...> по делу
№ <...>. Однако решением ОГБУ «МФЦ» от <...> в выплате денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ЕАО (далее - ЧС, чрезвычайной ситуации)) в 2021 году отказано в связи с не включением утраченного жилого помещения в перечень утраченных, а также в связи с пропуском установленного срока на обращение.
Просили обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2021 года, признать за ними право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2021 года.
Определением суда от <...> привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика Управление Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО.
Истец Муллагулова Н.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО включить в Перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2021 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В остальной части требования поддержала в полном объёме. Дополнительно пояснила, что она, её супруг и двое детей являются собственниками спорного жилого помещения (по 1/4 доли в праве собственности у каждого). Они все проживали на момент чрезвычайной ситуации 2021 года в данном помещении. Решением межведомственной комиссии жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. Однако решением Ленинского районного суда ЕАО жилое помещение признано непригодным для проживания в результате ЧС 2021 года. На данный момент указанное жилое помещение не включено в Перечень утраченных жилых помещений.
Истцы Муллагулов Г.Т., Муллагулова Т.Г., А, представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Мотивирована жалоба тем, что распоряжением губернатора <...> от <...> № <...> «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления» определены границы ЧС 2021 года по земельным участкам и жилым помещениям, в которых спорное жилое помещение не значится как попавшее в зону ЧС. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт подтопления спорного жилого помещения в 2021 году.
Включив жилое помещение истцов в зону ЧС 2021 года, суд подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении границ зоны ЧС на территории <...>, что является недопустимым.
Указала, что истцами пропущен срок обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году.
Полагает, что истцы злоупотребляют своим правом, обращаясь в суд и устанавливая право на получение мер социальной поддержки только в 2024 году, в то время как режим ЧС отменен распоряжением губернатора от <...> № <...> «Об отмене режима чрезвычайной ситуации на территории <...>».
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец
Муллагулова Н.А. просила решение суда оставить без изменений. Указала, что решением суда от <...> жилое помещение признано не пригодным для проживания в результате ЧС в 2021 году.
<...> истцами предоставлены документы в ОГБУ «МФЦ» на предоставление поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате ЧС.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
Поскольку предметом спора является право на получение мер государственной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, в виде денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и ЖКХ РФ, исполнителем федерального бюджета является Министерство финансов РФ, которые не были привлечены к участию в деле, то суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлёк данные министерства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных 39 ГПК РФ, влечёт безусловную отмену решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец
Муллагулова Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истцы Муллагулова Т.Г., Муллагулов Г.Т., А, представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, администрации Ленинского муниципального района ЕАО, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, Минстроя России, Минфина России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав лицо, участвующее в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлено, что порядок и условия предоставления выплат гражданам, в том числе, нанимателям утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности), пригодного для проживания, на приобретение или строительство ими жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
<...> распоряжением губернатора <...> № <...> на территории <...> с <...> введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В силу подпункта «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют, в том числе граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории <...> жилым помещениям граждан, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Материалами дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, с <...> принадлежит на праве собственности А, Муллагуловой Т.Г., Муллагулову Г.Т., Муллагуловой Н.А. (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждому).
Из материалов дела также следует, что истцы зарегистрированы по указанному адресу с № <...> по настоящее время, иных жилых помещений в собственности (пользовании) у них не имеется.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> признаны незаконными и отменены акт обследования № <...> от <...> и заключение межведомственной комиссии № <...> от <...> о признании жилого дома по адресу: <...> подлежащим капитальному ремонту. Указанное жилое помещение судебным решением признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2021 года.
Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> истцам отказано в предоставлении поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного по причине отсутствия права на получение выплаты, поскольку заявленное помещение не включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2021 года.
Из сообщения департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от <...> следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, не включено в перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2021 года.
Вместе с тем, учитывая, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы являясь членами одной семьи, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем им на праве совместной собственности, которое решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, иных жилых помещений в собственности у них ни на момент ЧС ни в данное время не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у истцов возникло право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании за истцами права на получение спорной меры государственной поддержки, о включении их жилого помещения в перечень утраченных жилых помещений на территории ЕАО в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, являются правомерными.
Оснований для отказа в их удовлетворении вопреки доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
Спорное жилое помещение должно быть включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО (пункт 6 Порядка).
Выплата на приобретение жилого помещения взамен утраченного истцам должна быть произведена за счёт средств федерального бюджета, поскольку постановлением Правительства РФ от 16.10.2019
№ 1327, и принятым в его исполнение распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп, предусмотрено, что финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется из средств федерального бюджета.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, чьи жилые помещения утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории <...> в 2021 году, выступает как слабая сторона, вынужденная признавать своё право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации в судебном порядке, от которой не зависит своевременность включения утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения в соответствующий перечень.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: <...> не внесено в распоряжение Губернатора <...> от <...> № <...> «Об определении границ зон ЧС, возникшей в 2021 году, а также о том, что в материалы дела не представлены фотографии, подтверждающие факт подтопления спорного жилого дома в 2021 году, право истцов на получение мер государственной поддержки не опровергают, поскольку факт утраты истцами спорного жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, установлен решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> по административному иску Муллагуловой Н.А. к <...> о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности. Решение вступило в законную силу <...>.
В силу пункта 11 Порядка № 568-пп граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право обратиться за выплатой не позднее 1 года со дня принятия губернатором ЕАО распоряжения об определении границ зон ЧС. Губернатором ЕАО распоряжение об определении границ зон чрезвычайной ситуации 2021 года принято <...> за № <...>.
Довод жалобы ответчика о том, что истицей пропущен установленный срок для обращения в ОГБУ «МФЦ» за получением выплаты (обращение в 2024 году), судебной коллегией отклоняется, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений не является пресекательным и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки. Порядок № 568-пп не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок.
Судебная коллегия признаёт уважительными причины, не позволившие истцам своевременно обратиться за получением выплаты, поскольку, как следует из материалов дела, факт утраты спорного жилого помещения в результате ЧС 2021 года установлен решением Ленинского районного суда ЕАО (вступившим в силу <...>), без которого истцы не могли претендовать на получение гарантированных государством выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. В связи с чем отмена <...> режима чрезвычайной ситуации 2021 года на течение срока предъявления иска в суд не повлияла, обращение истцов в <...> в суд о злоупотреблении правом с их стороны не свидетельствует.
Поскольку по настоящему делу в связи с привлечением к участию в деле Минстроя России и Минфина России, судебная коллегия перешла к его рассмотрению по правилам суда первой инстанции, то решение Ленинского районного суда от 12.01.2024 подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований к департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ОГБУ «МФЦ».
Требования к администрации Ленинского муниципального района о включении жилого помещения в Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года удовлетворению не подлежат, поскольку указанная обязанность распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021
№ 568-пп, на органы местного самоуправления не возложена.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 12.01.2024 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение меры государственной поддержки, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать за Муллагуловой Н. А., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...> выданный <...> <...>, за Муллагуловым Г. Т., <...> года рождения, уроженцем <...>, имеющим паспорт № <...>, выданный <...> <...>, Муллагуловой Т. Г., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...>, А, <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...> - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2021 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (ИНН № <...>, ОГРН № <...>) включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории <...> в 2021 году.
В удовлетворении исковых требований Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности, отказать.
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» оставить без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи И.А. Белоусова
М.Е. Слободчикова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19.04.2024.
Дело № 2-27/2024 (2-481/2023)
Дело № 33-249/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 апреля 2024 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Белоусовой И.А., Слободчиковой М.Е.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственно бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 12.01.2024, которым постановлено:
Исковые требования Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», администрации Ленинского муниципального района ЕАО, департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО о включении жилого помещения в Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного - удовлетворить.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области включить в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области в 2021 году по адресу: <...>.
Признать за Муллагуловой Н. А., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...> выданный <...> <...>, за Муллагуловым Г. Т., <...> года рождения, уроженцем <...>, имеющим паспорт № <...>, выданный <...> <...>, Муллагуловой Т. Г., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...>, А, <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...> - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного по адресу <...>, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2021 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления.
В удовлетворении исковых требований Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о включении жилого помещения в перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного - отказать.
Заслушав доклад судьи Белоусовой И.А., пояснения истца Муллагуловой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Муллагулова Н.А., Муллагулов Г.Т., Муллагулова Т.Г.,
А обратились с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ»), администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского муниципального района, администрация района), департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) о признании права на меры государственной поддержки, возложении обязанности.
Требования мотивировали тем, что являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, которое получило повреждение в результате паводка 2021 года, что подтверждается решением суда от <...> по делу
№ <...>. Однако решением ОГБУ «МФЦ» от <...> в выплате денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ЕАО (далее - ЧС, чрезвычайной ситуации)) в 2021 году отказано в связи с не включением утраченного жилого помещения в перечень утраченных, а также в связи с пропуском установленного срока на обращение.
Просили обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2021 года, признать за ними право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2021 года.
Определением суда от <...> привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика Управление Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО.
Истец Муллагулова Н.А. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО включить в Перечень жилых помещений, утраченных в результате ЧС 2021 года жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В остальной части требования поддержала в полном объёме. Дополнительно пояснила, что она, её супруг и двое детей являются собственниками спорного жилого помещения (по 1/4 доли в праве собственности у каждого). Они все проживали на момент чрезвычайной ситуации 2021 года в данном помещении. Решением межведомственной комиссии жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту. Однако решением Ленинского районного суда ЕАО жилое помещение признано непригодным для проживания в результате ЧС 2021 года. На данный момент указанное жилое помещение не включено в Перечень утраченных жилых помещений.
Истцы Муллагулов Г.Т., Муллагулова Т.Г., А, представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации муниципального района, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просило его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Мотивирована жалоба тем, что распоряжением губернатора <...> от <...> № <...> «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления» определены границы ЧС 2021 года по земельным участкам и жилым помещениям, в которых спорное жилое помещение не значится как попавшее в зону ЧС. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт подтопления спорного жилого помещения в 2021 году.
Включив жилое помещение истцов в зону ЧС 2021 года, суд подменил орган государственной власти, наделённый полномочиями по принятию решения об определении границ зоны ЧС на территории <...>, что является недопустимым.
Указала, что истцами пропущен срок обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году.
Полагает, что истцы злоупотребляют своим правом, обращаясь в суд и устанавливая право на получение мер социальной поддержки только в 2024 году, в то время как режим ЧС отменен распоряжением губернатора от <...> № <...> «Об отмене режима чрезвычайной ситуации на территории <...>».
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец
Муллагулова Н.А. просила решение суда оставить без изменений. Указала, что решением суда от <...> жилое помещение признано не пригодным для проживания в результате ЧС в 2021 году.
<...> истцами предоставлены документы в ОГБУ «МФЦ» на предоставление поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате ЧС.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле.
Поскольку предметом спора является право на получение мер государственной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, в виде денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и ЖКХ РФ, исполнителем федерального бюджета является Министерство финансов РФ, которые не были привлечены к участию в деле, то суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлёк данные министерства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных 39 ГПК РФ, влечёт безусловную отмену решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец
Муллагулова Н.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истцы Муллагулова Т.Г., Муллагулов Г.Т., А, представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, администрации Ленинского муниципального района ЕАО, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, Минстроя России, Минфина России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав лицо, участвующее в апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила).
Пунктом 15 Правил установлено, что порядок и условия предоставления выплат гражданам, в том числе, нанимателям утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности), пригодного для проживания, на приобретение или строительство ими жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
<...> распоряжением губернатора <...> № <...> на территории <...> с <...> введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В силу подпункта «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют, в том числе граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории <...> жилым помещениям граждан, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Материалами дела установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, с <...> принадлежит на праве собственности А, Муллагуловой Т.Г., Муллагулову Г.Т., Муллагуловой Н.А. (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждому).
Из материалов дела также следует, что истцы зарегистрированы по указанному адресу с № <...> по настоящее время, иных жилых помещений в собственности (пользовании) у них не имеется.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> признаны незаконными и отменены акт обследования № <...> от <...> и заключение межведомственной комиссии № <...> от <...> о признании жилого дома по адресу: <...> подлежащим капитальному ремонту. Указанное жилое помещение судебным решением признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2021 года.
Решением ОГБУ «МФЦ» от <...> № <...> истцам отказано в предоставлении поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного по причине отсутствия права на получение выплаты, поскольку заявленное помещение не включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2021 года.
Из сообщения департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО от <...> следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, не включено в перечень утраченных жилых помещений в результате ЧС 2021 года.
Вместе с тем, учитывая, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы являясь членами одной семьи, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем им на праве совместной собственности, которое решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, иных жилых помещений в собственности у них ни на момент ЧС ни в данное время не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у истцов возникло право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании за истцами права на получение спорной меры государственной поддержки, о включении их жилого помещения в перечень утраченных жилых помещений на территории ЕАО в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, являются правомерными.
Оснований для отказа в их удовлетворении вопреки доводам жалобы у судебной коллегии не имеется.
Спорное жилое помещение должно быть включено в Перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО (пункт 6 Порядка).
Выплата на приобретение жилого помещения взамен утраченного истцам должна быть произведена за счёт средств федерального бюджета, поскольку постановлением Правительства РФ от 16.10.2019
№ 1327, и принятым в его исполнение распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021 № 568-пп, предусмотрено, что финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется из средств федерального бюджета.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчёркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьёзно ущемлённым.
Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учёта всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2020 № 2-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, чьи жилые помещения утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории <...> в 2021 году, выступает как слабая сторона, вынужденная признавать своё право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации в судебном порядке, от которой не зависит своевременность включения утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения в соответствующий перечень.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: <...> не внесено в распоряжение Губернатора <...> от <...> № <...> «Об определении границ зон ЧС, возникшей в 2021 году, а также о том, что в материалы дела не представлены фотографии, подтверждающие факт подтопления спорного жилого дома в 2021 году, право истцов на получение мер государственной поддержки не опровергают, поскольку факт утраты истцами спорного жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации 2021 года, установлен решением Ленинского районного суда ЕАО от <...> по административному иску Муллагуловой Н.А. к <...> о признании незаконными акта обследования и заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности. Решение вступило в законную силу <...>.
В силу пункта 11 Порядка № 568-пп граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право обратиться за выплатой не позднее 1 года со дня принятия губернатором ЕАО распоряжения об определении границ зон ЧС. Губернатором ЕАО распоряжение об определении границ зон чрезвычайной ситуации 2021 года принято <...> за № <...>.
Довод жалобы ответчика о том, что истицей пропущен установленный срок для обращения в ОГБУ «МФЦ» за получением выплаты (обращение в 2024 году), судебной коллегией отклоняется, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявлений не является пресекательным и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки. Порядок № 568-пп не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих заявлений в иной срок.
Судебная коллегия признаёт уважительными причины, не позволившие истцам своевременно обратиться за получением выплаты, поскольку, как следует из материалов дела, факт утраты спорного жилого помещения в результате ЧС 2021 года установлен решением Ленинского районного суда ЕАО (вступившим в силу <...>), без которого истцы не могли претендовать на получение гарантированных государством выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации. В связи с чем отмена <...> режима чрезвычайной ситуации 2021 года на течение срока предъявления иска в суд не повлияла, обращение истцов в <...> в суд о злоупотреблении правом с их стороны не свидетельствует.
Поскольку по настоящему делу в связи с привлечением к участию в деле Минстроя России и Минфина России, судебная коллегия перешла к его рассмотрению по правилам суда первой инстанции, то решение Ленинского районного суда от 12.01.2024 подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований к департаменту строительства и ЖКХ правительства ЕАО, ОГБУ «МФЦ».
Требования к администрации Ленинского муниципального района о включении жилого помещения в Перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации 2021 года удовлетворению не подлежат, поскольку указанная обязанность распоряжением правительства ЕАО от 24.12.2021
№ 568-пп, на органы местного самоуправления не возложена.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 12.01.2024 отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение меры государственной поддержки, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать за Муллагуловой Н. А., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...> выданный <...> <...>, за Муллагуловым Г. Т., <...> года рождения, уроженцем <...>, имеющим паспорт № <...>, выданный <...> <...>, Муллагуловой Т. Г., <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...>, А, <...> года рождения, уроженкой <...>, имеющей паспорт № <...>, выданный <...> <...> - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе 2021 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <...>, связанной с превышением отметок опасного явления.
Обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (ИНН № <...>, ОГРН № <...>) включить жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории <...> в 2021 году.
В удовлетворении исковых требований Муллагуловой Н. А., Муллагулова Г. Т., Муллагуловой Т. Г., А к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности, отказать.
Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» оставить без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи И.А. Белоусова
М.Е. Слободчикова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19.04.2024.