Решение по делу № 3а-317/2018 от 26.01.2018

дело № 3а-317/2018

                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2018 года город Казань                                 

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Имамиевой Л.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (склад готовой продукции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (производственный корпус) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (арматурный цех № 3) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (формовочный цех (№ 21, 22, 23) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (КПП, галерея заполнителей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., определенных в размере 36 172 724 рублей 67 копеек, 28 842 056 рублей 52 копеек, 13 207 992 рублей 58 копеек, 26 908 060 рублей 44 копеек, 222 214 052 рублей 76 копеек соответственно, нарушают его права как арендатора спорных объектов. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 869 100 рублей, 3 064 700 рублей, 2 544 100 рублей, 2 860 600 рублей, 18 436 800 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении требований.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», исполнительный комитет «город Набережные Челны» Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как видно из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» на праве аренды принадлежат: 1) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (склад готовой продукции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; 2) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (производственный корпус) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; 3) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (арматурный цех № 3) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; 4) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (формовочный цех (№ 21, 22, 23) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>; 5) земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (КПП, галерея заполнителей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., .... в размере 36 172 724 рублей 67 копеек, 28 842 056 рублей 52 копеек, 13 207 992 рублей 58 копеек, 26 908 060 рублей 44 копеек, 222 214 052 рублей 76 копеек.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельного участка и о дате, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.л.д. 56-60).

Из расчета арендной платы за землю следует, что арендная плата спорного земельных участков начисляется с учетом его кадастровой стоимости и ставки земельного налога, которая, в свою очередь, рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.21,28,37,46,55).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков общество с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» обратилось в оценочную организацию для определения их рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов общество с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» представило отчет № 107-17 от 06 декабря 2017 года, об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2015 года указанных земельных участков составила 3 869 100 рублей, 3 064 700 рублей, 2 544 100 рублей, 2 860 600 рублей, 18 436 800 рублей соответственно.

Отчет подготовлен обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс» по инициативе административного истца. Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована обществом с ограниченной ответственностью «Зетта Страхование».

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в обоснование своих возражений представило замечания на отчет (л.д. 96-97).

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 06 марта 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости земельных участков и установления их действительной величины. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся в нем доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчету документы.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Поскольку содержание отчета в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, замечания не содержат данных о том, каким образом имеющиеся, по его мнению, нарушения могли существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки. Доказательств, равно как и сведений об иной рыночной стоимости спорных земельных участков административным ответчиком суду не представлено, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчете № 107-17 от 06 декабря 2017 года, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требование общества с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., указав их рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 869 100 рублей, 3 064 700 рублей, 2 544 100 рублей, 2 860 600 рублей, 18 436 800 рублей, подлежит удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» обратилось с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 19 декабря 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Домкор Индустрия» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость:

1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (склад готовой продукции) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 869 100 рублей;

2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (производственный корпус) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3 064 700 рублей;

3) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (арматурный цех № 3) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 544 100 рублей;

4) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (формовочный цех (№ 21, 22, 23) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 860 600 рублей;

5) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: под производственную базу (КПП, галерея заполнителей) площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 18 436 800 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 13 апреля 2018 года.

Судья Ибрагимов Р.С.

3а-317/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО Домкор Индустрия
Ответчики
МЗИО РТ
Управление Росреестра
ФГБУ ФКП Росреестр
Другие
ИКМО г. Наб. Чклны
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
26.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2018[Адм.] Судебное заседание
27.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
27.03.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
10.04.2018[Адм.] Судебное заседание
10.04.2018[Адм.] Судебное заседание
13.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее