Дело № 88а-7485/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 июня 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Телеша В.В, на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года по делу №2а-6960/2019, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2019 года по административному иску Телеша В.В. судебному приставу- исполнителю Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Карениной К.В., УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Телеш В.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Западного ОСП Приморского района Управления ФССП России по Санкт-Петербургу Карениной К.В. от 08 ноября 2018 года о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
В обоснование административного иска Телеш В.В. ссылался на то обстоятельство, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено с нарушением требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку
исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, не соответствует требованиям, установленным статьей 13 названного Федерального закона, кроме того, у судебного пристава- исполнителя не имелось полномочий на принятие и подписание указанного постановления, поскольку последним не представлена справка о наличии гражданства Российской Федерации и доверенность, выданная руководителем Управления ФССП России по Санкт-Петербургу Лашковой А.Е., дающая право на подписание документов.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившее в законную силу апелляционное определение Телешем В.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. Административный истец ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Западного ОСП Приморского района Управления ФССП России по Санкт-Петербургу Карениной К.В. от 08 ноября 2018 года на основании исполнительного листа ФС № от 28 апреля 2017 года, выданного Приморским районным судом Санкт-Петербурга в соответствии с решением по делу № 2-2787/2016, возбуждено исполнительное производство № №-ИП в отношении должника Телеша В.В., предметом исполнения по которому является задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 402 544,26 рублей в пользу взыскателя АО «Альфа-Банк» (л.д. 28).
Копия указанного постановления, согласно отчету об отправке, направлена Телеш В.В. 23 ноября 2018 года посредством почтовой связи и в связи с неполучением отправлена обратно отправителю (л.д. 26, 34-35).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что постановление о возбуждении исполнительного производства принято судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП Управления ФССП России по Санкт-Петербургу в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось, поскольку исполнительный лист отвечал требованиям статьи 13 названного Федерального закона, а полномочия судебного пристава-исполнителя подтверждены надлежащим образом.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правильно согласилась с этими доводами, указав следующее.
Закрытый перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства установлен статьей 31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), одним из которых (пункт 4 части 1 статьи 31) является то, что документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно).
В силу пункта 6 части 1 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документа должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий
Так, в предъявленном на исполнение судебному приставу-исполнителю исполнительном листе ФС 018371125 от 28 апреля 2017 года указаны все необходимые сведения в отношении должника Телеша В.В., в том числе дата и место рождения (<данные изъяты> адрес места жительства (<адрес>) - л.д. 30.
Кроме того, в названном исполнительном листе указана резолютивная часть судебного решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга по делу № 2-2787/2016: взыскать с Телеша В.В. в пользу АО
«Альфа-Банк» задолженность по кредитному договору в размере 395 390 рублей 35 копеек, расходы по оплате государственной пошлины 7 153 руб. 91 коп, а всего 402 544 рубля 26 копеек (л.д. 29).
Таким образом, предъявленный на исполнение судебному приставу- исполнителю исполнительный документ соответствует приведённым выше требованиям Закона об исполнительном производстве.
Поскольку исполнительный документ соответствовал требованиям закона, не был отозван судом или признан недействительным, постольку вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства является правильным.
Доводы Телеша В.В. о том, что оспариваемое постановление от 08 ноября 2018 года не соответствует Федеральному закону «Об исполнительном производстве», т.к. вынесено лицом, не имеющим соответствующих должностных полномочий, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций как несостоятельные.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), в ведомство которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в структуру которого входят четырнадцать управлении по основным направлениям деятельности Службы.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт- Петербургу, согласно Приложению N 2 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 74, является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых судебных актов, судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации (далее - судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 74, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения (п. 1.5). В территориальный орган ФССП России входят, в том числе структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами (п. 3.1).
Таким образом, Западный ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу является структурным подразделением УФССП России по Санкт-Петербургу.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе и самостоятельным субъектом исполнительного производства. В силу статьи 5 названного Закона служба судебных приставов отнесена к федеральным органам исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).
Пунктом 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Таким образом, законодатель определил, что лицами, осуществляющими исполнение судебных актов, являются судебные приставы-исполнители.
Исходя из вышеизложенного, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения наделен полномочиями на подписание оспариваемого постановления и совершение любых исполнительных действий, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», в силу закона. При этом доверенность от руководителя территориального органа УФССП России по Санкт-Петербургу не требуется.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
В материалы дела административным ответчиком представлена копия диплома на имя Басалаевой (Карениной) К.В., свидетельствующая о наличии у Карениной К.В. высшего юридического образования (л.д. 13-14).
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Каренина А.В. является действующим государственным гражданским служащим.
С учетом вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что принимая на государственную гражданскую службу Каренину К.В. на должность судебного пристава-исполнителя ФССП России надлежащим образом проверило указанных лиц на соответствие специальным требованиям, предъявляемым частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», в том числе обстоятельства наличия у Карениной К.В. гражданства Российской Федерации, сведения об образовании. Оснований для возникновения у суда сомнений в указанных обстоятельствах не имеется.
Доводы кассационной жалобы о рассмотрении дела в незаконном составе суда, основанием для отмены обжалуемого решения не являются, поскольку таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при применении положения пункта 1 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что дело признается рассмотренным судом в незаконном составе в том случае, когда, например, дело рассмотрено лицом, не наделенным полномочиями судьи; судья подлежал отводу по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 и части 2 статьи 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; судья повторно участвовал в рассмотрении дела в нарушение положений статьи 17 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку ни один из указанных случаев своего подтверждения в рамках рассматриваемого дела не нашел, оснований для признания указанного довода жалобы обоснованным не имеется. Настоящее административное дело рассмотрено судьей Корсаковой Н.Г., назначенной судьей Приморского районного суда Санкт-Петербурга Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2015 года № 208 «О назначении судей федеральных судов».
Действительно, на основании части 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в редакции закона, действовавшего на день вынесения решения судом первой инстанции, по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом первой инстанции нарушен срок изготовления мотивированного решения суда.
Однако в силу положений, предусмотренных частью 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Нарушение указанного срока изготовления мотивированного решения суда не является основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2019 года по, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2019 года по административному иску Телеша В.В. судебному приставу- исполнителю Западного отдела судебных приставов Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Карениной К.В., УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства оставить без изменения, кассационную жалобу Телеша В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: