Решение по делу № 8Г-5101/2021 [88-6355/2021] от 22.03.2021

            Дело №88-6355/2021

        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                                         13 мая 2021 года

        Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Давыдовой Т.И.,

    судей       Зеленовой Е.Ф., Козиной Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-5121/2019 по иску администрации Артемовского городского округа, муниципального казенного учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» к Власовой Галине Ивановне о взыскании необоснованно полученных средств в качестве компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 ноября 2020 года.

    Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя муниципального казенного учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» Гензе И.Г., поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,

    установила:

Администрация Артемовского городского округа, МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» обратились в суд с иском к Власовой Г.И. о взыскании необоснованно полученных средств в качестве компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2014 года по январь 2019 года в сумме 130 089 руб. 91 коп., о возмещении расходов на уплату государственной пошлины в сумме 3 802 руб.

В обоснование исковых требований указали, что МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» осуществляет в установленном законодательством порядке реализацию функций по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответчику Власовой Г.И. по категории «инвалиды» на основании ее заявления с 01 декабря 2009 года бессрочно была назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В сентябре 2014 года Власова Г.И. была снята с регистрационного учета по месту жительства: <данные изъяты>, в связи с чем компенсация расходов должна была быть прекращена на основании пункта 28 Постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года №688-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации». Однако Власова Г.И. о снятии с регистрационного учета по месту жительства не сообщила, вследствие чего компенсация расходов на оплату указанного жилого помещения продолжала ей начисляться до января 2019 года. В феврале 2019 года истцу стало известно о переезде Власовой Г.И. на постоянное место жительство к дочери по адресу: <данные изъяты>. За период с ноября 2014 года по январь 2019 года Власовой Г.И. необоснованно была начислена и выплачена компенсация в размере 130 089 руб. 91 коп.

Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 28 октября 2019 года исковые требования удовлетворены. С Власовой Г.И. в пользу МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» взысканы необоснованно полученные средства компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2014 года по январь 2019 года в сумме 130 089 руб. 91 коп., расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 802 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 мая 2020 года решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 28 октября 2019 года изменено, с Власовой Г.И. в пользу МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» взыскана компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2017 года по февраль 2019 года в сумме 35 413 руб. 78 коп., государственная пошлина 1 262 руб. 41 коп.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 октября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 26 мая 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Свердловский областной суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 ноября 2020 года решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 28 октября 2019 года отменено, исковые требования администрации Артемовского городского округа, МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе муниципальное казенное учреждение Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает на то, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты> была назначена Власовой Г.И. бессрочно с 01 декабря 2009 года по категории инвалиды. В связи с отчуждением дочерью Власовой Г.И. указанного жилого помещения, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Власовой Г.И. должна быть прекращена с 01 ноября 2014 года. Невыполнение Власовой Г.И. возложенной на нее законом обязанности об уведомлении о перемене места жительства привело к переплате федеральных денежных средств и возникновению у нее неосновательного обогащения в размере 130 089,91 руб. В спорный период Власова Г.И. какие – либо расходы по оплате коммунальных услуг не несла, соответственно права на возмещение не понесенных расходов не имела. Произвести зачет уплаченных за спорный период сумм компенсации в счет будущей выплаты компенсации расходов не представляется возможным, поскольку МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» производит начисление и выплату компенсаций расходов только гражданам, проживающим на территории Артемовского городского округа.

Власова Г.И., представитель администрации Артемовского городского округа в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что 22 января 2010 года муниципальным учреждением Артемовский городской округ «Центр по расчету и выплате субсидий» принято решение о назначении компенсации расходов на оплате жилищно-коммунальных услуг Власовой Г.И., являющейся инвалидом <данные изъяты>, проживающей по адресу: <данные изъяты>, с 01 января 2010 года бессрочно.

Собственником жилого помещения, в котором была зарегистрирована ответчица, являлась ФИО1. (дочь Власовой Г.И.), право собственности ФИО2. на указанное жилое помещение прекращено на основании договора купли-продажи. Переход права собственности зарегистрирован 17 сентября 2015 года.

Ответчик Власова Г.И. состояла на регистрационном учете по адресу: <данные изъяты> в период с 14 декабря 1967 года по 25 сентября 2014 года.

С 06 сентября 2019 года ответчик зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>

Сведения о месте регистрации Власовой Г.И. в период с 26 сентября 2014 года по 05 сентября 2019 года отсутствуют.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования МКУ Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий», суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года №688-ПП, исходил из того, что Власова Г.И. не исполнила возложенную на неё обязанность и не сообщила истцу о снятии с регистрационного учета по месту жительства, и пришел к выводу, что в связи с переменой места жительства ответчиком основания для выплаты Власовой Г.И. компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отпали, ответчица, не имея регистрации по месту жительства либо по месту пребывания в г.Артемовске, необоснованно получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ноября 2014 года по январь 2019 года в сумме 130 089 руб. 91 коп. Отказывая в удовлетворении ходатайства ответчика о применении срока исковой давности, суд исходил из того, что о нарушении своего права истец узнал в марте 2019 года при обращении в учреждение Рубцовой Л.Н. за назначением компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире № <данные изъяты>

Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 1102, подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 13 статьи 17, статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 688-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации», исходил из того, что перемена места жительства получателем мер социальной поддержки Власововой Г.И. произошла в пределах территории Свердловской области; выехав из г.Артемовска Свердловской области в город Екатеринбург, Власова Г.И. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалид I группы, проживающий на территории Свердловской области, не утратила. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что обстоятельств, при которых начисление компенсации подлежало бы прекращению, не возникло, в связи с чем правовых оснований для взыскания с ответчика Власовой Г.И. выплаченной за период с 01 ноября 2014 года по 31 января 2019 года компенсации не имелось.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Настаивая на отмене судебного постановления, представитель муниципального казенного учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» ссылается на то, что не сообщение Власовой Г.И. о перемене места жительства, привело к переплате федеральных денежных средств и возникновению у нее неосновательного обогащения.

Между тем, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Обязанность доказать наличие обстоятельств, в силу которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, либо то, что денежные средства или иное имущество получены обоснованно и неосновательным обогащением не являются, возлагается на приобретателя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, с гражданина, которому назначены меры социальной поддержки решением уполномоченного органа на основании представленных им документов, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки инвалидов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам на территории Свердловской области установлен постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 688-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации».

Как следует из положений подпункта 1 пункта 28 Порядка назначения и выплаты компенсаций выплата компенсации расходов прекращается в случае перемены места жительства (пребывания) получателя компенсации расходов, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Свердловской области.

Как следует из положений пункта 3 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» компенсация расходов предоставляется на одно жилое помещение по месту жительства либо пребывания на территории Свердловской области по выбору лица, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление компенсации расходов по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов по месту жительства.

При оформлении компенсации Власовой Г.И. были представлены необходимые документы, подтверждающие факт ее регистрации по адресу: <данные изъяты>

Соответственно, снятие Власовой Г.И. с регистрационного учета по указанному адресу, выезд из названного жилого помещение и последующее проживание в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, не являются основаниями утраты Власовой Г.И. права на получение компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, поскольку переезд Власовой Г.И. был осуществлен в пределах Свердловской области, вследствие чего не возникло обстоятельств, при которых начисление такой компенсации подлежало бы прекращению. Таким образом, предусмотренных законом оснований для предъявления требований о возврате выплаченной ответчику суммы компенсации у истца не имелось.

При этом обстоятельств недобросовестности Власовой Г.И. при получении мер социальной поддержки судом апелляционной инстанции не установлено.

Само по себе то, обстоятельство, что Власова Г.И. не сообщила сведения о выезде из ранее занимаемого жилого помещения с учетом личности ответчика о недобросовестном поведении не свидетельствует.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации.

В связи с чем, в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определено, что поставщики социальных услуг обязаны предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

Одним из полномочий органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, является право запрашивать в установленном порядке сведения, материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений, по вопросам, входящим в компетенцию территориального органа социальной защиты населения.

Приведенные положения закона свидетельствуют о наличии у истца обязанности по своевременной проверке правильности предоставления назначенных Власовой Г.И. мер социальной поддержки, права на истребование необходимых сведений.

Кроме того, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, истцы не лишены возможности произвести зачет уплаченных за спорный период сумм компенсации в счет будущей выплаты компенсации расходов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного решения.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-5101/2021 [88-6355/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Артемовского городского округа
МКУ Артемовского городского округа "Центр по расчету и выплате субсидий"
Ответчики
Власова Галина Ивановна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зеленова Елена Федоровна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
13.05.2021Судебное заседание
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее