Решение по делу № 2а-3636/2021 от 21.05.2021

Дело № 2а-3635/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-003727-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца Водопьянова Я.А. по доверенности Шкатова А.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Водопьянова Ярослава Андреевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения от 18.05.2021 протокол №6 о призыве на военную службу, об отмене решения о предоставлении отсрочки от призыва от 19.06.2019,

УСТАНОВИЛ:

Водопьянов Ярослав Андреевич обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконным и отменить решение от 18.05.2021 протокол №6 о призыве на военную службу, признать незаконным и отменить решение от 18.05.2021 (прокол №6) об отмене отсрочки от призыва от 19.06.2019.

В обоснование заявленных требований указав, что призывной комиссией военного комиссариата Центрального и Коминтерновского района г. Воронежа 18.05.2021 было принято решение о призыве на военную службу и об отмене решения о предоставлении отсрочки от 19.06.2019.

Административный истец, ссылаясь на Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Конституцию Российской Федерации указывает на то, что нарушено его право на получение высшего образования, поскольку он на основании приказа ФГБУ ВО «ВГУ» от 18.09.2020 зачислен с 10.09.2020 в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета Н.Н. Бурденко на 2 курс очной формы обучения факультета философии и психологии.

Таким обозом, поскольку ФГБУ ВО «ВГУ» обладает всеми необходимыми государственными нормативно – правовыми актами, наделяющими правами на предоставление отсрочки от призыва на военную службу студентов очной формы обучения, Водопьянов Я.А. полагает, что принятые решения административного ответчика являются незаконными, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 5-7, 54).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 22.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», в качестве заинтересованных лиц ФГБОУ «Воронежский государственный университет» (второй отдел), Призывную комиссию Воронежской области (л.д. 43-45).

В судебное заседание административный истец Водопьянов Я.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца Водопьянова Я.А. - Шкатов Л.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 38-41), в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянов В.Е., действующий также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 34,35, 21-23).

Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 56-57).

Заинтересованное лицо – Призывная комиссия Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причтах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Водопьянов Я.А. с 29.01.2018 состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате Липецкой области по г. Липецку (л.д. 14, 25).

В 2018 году Водопьянов Я.А. поступил по очной форме обучения в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» со сроком окончания обучения в 2024 году, что подтверждается справкой о периоде обучения ФГБОУ ВО ГМУ им. Н.Н. Бурденко» №1323 от 11.09.2020 (л.д. 26), в связи с чем решением призывной комиссии Липецкой области (протокол №51 от 19.06.2019) ему была предоставлена отсрочка призыва на военную службу до 29.07.2024 по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона, о чем имеется запись в учетной карте призывника (л.д. 25).

10.09.2020 Водопьянов Я.А. отчислен из контингента студентов лечебного факультета в связи с переводом в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (л.д. 27).

Согласно выписки из приказа ректора Воронежского госуниверситета №3-2280 от 18.09.2020, Водопьянов Я.А. с 10.09.2020 зачислен в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на второй курс очной формы обучения факультета философии и психологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», направление 37.03.01 «Психология», обучение по программе высшего образования по договору на оказание платных образовательных услуг от 16.09.2020 №140160. Срок окончания обучения – 31.08.2023 (л.д. 28).

20.10.2020 Водопьянов Я.А. поставлен на воинский учет по месту учебы в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области (л.д. 14).

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу с подпункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в том числе, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, специалиста или магистра, программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или магистра.

Как указано выше, Водопьянов Я.А. с 10.09.2020 зачислен в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на второй курс очной формы обучения факультета философии и психологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», направление 37.03.01 «Психология», обучение по программе высшего образования по договору на оказание платных образовательных услуг от 16.09.2020 №140160. Срок окончания обучения – 31.08.2023.

06.10.2020 начальником 2 отдела ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Борисовым С.Н. в адрес военного комиссара г. Липецк Липецкой области представлены сведения об изменениях в учетных данных гражданина Водопьянова Я.А. (л.д. 29).

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.03.2021 N 186 "О призыве в апреле – июле 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 апреля по 15 июля 2021 г. осуществлялся призыв на военную службу.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Пунктом 19 данного Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

По результатам прохождения медицинского освидетельствования врачами - специалистами была определена категория годности Водопьянову Я.А. «Б, показатель предназначения 4».

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 18.05.2021 (протокол №6) Водопьянов Я.А. был призван на военную службу. Кроме того, данным решением отменено решение от 19.06.2019 о предоставлении Водопьянову А.Я. отсрочки (л.д. 32).

С указанным решением призывной комиссии согласиться нельзя по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы").

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - бакалавриат (пункт 2 части 5 названной статьи).

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.

Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год (абз. 14 пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно пункту 17 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Имеющиеся в личном деле административного истца документы подтверждают все названные условия предоставления отсрочки: Водопьянов Я.А. обучается по очной форме обучения в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию по программам бакалавриата и период освоения указанной образовательной программы не превысил сроков установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования.

В период призывной кампании административный истец предоставил сведения об образовании, а также подтвердил свой статус учащегося.

Доводы об изменении программы образования не могут служить правовым основанием для отказа в предоставлении отсрочки, поскольку само по себе данное обстоятельство закон не связывает с основаниями для отказа в предоставлении отсрочки. Законодательство об образовании относит программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования, а, следовательно, уровень образования административный истец не снижал.

Переход административного истца с одной программы, по которому ему была предоставлена отсрочка в установленном законом порядке, на обучение по иной программе, не увеличивает общий срок обучения и это не связано с отказом административного истца от получения высшего образования или его отчислением за академическую неуспеваемость, а потому не может повлечь ущемление права на получение высшего образования.

Проанализировав приведенные положения закона и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении Водопьянова Я.А. незаконно 18.05.2021 принято решение об отмене отсрочки (протокол №6), указанная отсрочка позволит в полной мере обеспечить возможность реализации административным истцом своих конституционных прав: на платное высшее образование в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Воронежский государственный университет» по очной форме обучения факультета философии и психологии, направление 37.03.01 «Психология».

Отсрочка от призыва на военную службу до 2024 года, предоставленная Водопьянову Я.А. Военным комиссариатом Липецкой области, обеспечивала возможность реализации административным истцом права на высшее образование путем приобретения соответствующих знаний, умений, навыков и опыта.

Вместе с тем решение призывной комиссии от 18.05.2021 о призыве административного истца на военную службу и об отмене отсрочки нарушило право Водопьянова Я.А. на высшее профессиональное образование, для реализации которого эта отсрочка предоставлялась.

При таком положении административный истец имел право на отсрочку от призыва на военную службу для обучения в ФГБОУ ВО «ВГУ» в пределах сроков получения высшего образования, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа о призыве на военную службу и об отмене решения о предоставлении Водопьянову Я.А. отсрочки от призыва от 19.06.2019 (протокол №6) является незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Водопьянова Я.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа от 18.05.2021 о призыве Водопьянова Ярослава Андреевича на военную службу.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа от 18.05.2021 об отмене решения о предоставлении Водопьянову Ярославу Андреевичу отсрочки от призыва от 19.06.2019 (протокол №6).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2021.

Дело № 2а-3635/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-003727-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца Водопьянова Я.А. по доверенности Шкатова А.В.,

представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Водопьянова Ярослава Андреевича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения от 18.05.2021 протокол №6 о призыве на военную службу, об отмене решения о предоставлении отсрочки от призыва от 19.06.2019,

УСТАНОВИЛ:

Водопьянов Ярослав Андреевич обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором с учетом уточнения требований просит признать незаконным и отменить решение от 18.05.2021 протокол №6 о призыве на военную службу, признать незаконным и отменить решение от 18.05.2021 (прокол №6) об отмене отсрочки от призыва от 19.06.2019.

В обоснование заявленных требований указав, что призывной комиссией военного комиссариата Центрального и Коминтерновского района г. Воронежа 18.05.2021 было принято решение о призыве на военную службу и об отмене решения о предоставлении отсрочки от 19.06.2019.

Административный истец, ссылаясь на Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Конституцию Российской Федерации указывает на то, что нарушено его право на получение высшего образования, поскольку он на основании приказа ФГБУ ВО «ВГУ» от 18.09.2020 зачислен с 10.09.2020 в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета Н.Н. Бурденко на 2 курс очной формы обучения факультета философии и психологии.

Таким обозом, поскольку ФГБУ ВО «ВГУ» обладает всеми необходимыми государственными нормативно – правовыми актами, наделяющими правами на предоставление отсрочки от призыва на военную службу студентов очной формы обучения, Водопьянов Я.А. полагает, что принятые решения административного ответчика являются незаконными, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 5-7, 54).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 22.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», в качестве заинтересованных лиц ФГБОУ «Воронежский государственный университет» (второй отдел), Призывную комиссию Воронежской области (л.д. 43-45).

В судебное заседание административный истец Водопьянов Я.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца Водопьянова Я.А. - Шкатов Л.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 38-41), в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Курьянов В.Е., действующий также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал письменные возражения на иск (л.д. 34,35, 21-23).

Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 56-57).

Заинтересованное лицо – Призывная комиссия Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причтах неявки суду не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Установлено и подтверждается материалами дела, что Водопьянов Я.А. с 29.01.2018 состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате Липецкой области по г. Липецку (л.д. 14, 25).

В 2018 году Водопьянов Я.А. поступил по очной форме обучения в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» со сроком окончания обучения в 2024 году, что подтверждается справкой о периоде обучения ФГБОУ ВО ГМУ им. Н.Н. Бурденко» №1323 от 11.09.2020 (л.д. 26), в связи с чем решением призывной комиссии Липецкой области (протокол №51 от 19.06.2019) ему была предоставлена отсрочка призыва на военную службу до 29.07.2024 по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона, о чем имеется запись в учетной карте призывника (л.д. 25).

10.09.2020 Водопьянов Я.А. отчислен из контингента студентов лечебного факультета в связи с переводом в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (л.д. 27).

Согласно выписки из приказа ректора Воронежского госуниверситета №3-2280 от 18.09.2020, Водопьянов Я.А. с 10.09.2020 зачислен в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на второй курс очной формы обучения факультета философии и психологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», направление 37.03.01 «Психология», обучение по программе высшего образования по договору на оказание платных образовательных услуг от 16.09.2020 №140160. Срок окончания обучения – 31.08.2023 (л.д. 28).

20.10.2020 Водопьянов Я.А. поставлен на воинский учет по месту учебы в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области (л.д. 14).

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу с подпункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в том числе, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, специалиста или магистра, программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или магистра.

Как указано выше, Водопьянов Я.А. с 10.09.2020 зачислен в порядке перевода из Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко на второй курс очной формы обучения факультета философии и психологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», направление 37.03.01 «Психология», обучение по программе высшего образования по договору на оказание платных образовательных услуг от 16.09.2020 №140160. Срок окончания обучения – 31.08.2023.

06.10.2020 начальником 2 отдела ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Борисовым С.Н. в адрес военного комиссара г. Липецк Липецкой области представлены сведения об изменениях в учетных данных гражданина Водопьянова Я.А. (л.д. 29).

В соответствии с Указом Президента РФ от 29.03.2021 N 186 "О призыве в апреле – июле 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 апреля по 15 июля 2021 г. осуществлялся призыв на военную службу.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Пунктом 19 данного Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

По результатам прохождения медицинского освидетельствования врачами - специалистами была определена категория годности Водопьянову Я.А. «Б, показатель предназначения 4».

Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 18.05.2021 (протокол №6) Водопьянов Я.А. был призван на военную службу. Кроме того, данным решением отменено решение от 19.06.2019 о предоставлении Водопьянову А.Я. отсрочки (л.д. 32).

С указанным решением призывной комиссии согласиться нельзя по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы").

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3). Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - бакалавриат (пункт 2 части 5 названной статьи).

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 года 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.

Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 указанного Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год (абз. 14 пп. а п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно пункту 17 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Имеющиеся в личном деле административного истца документы подтверждают все названные условия предоставления отсрочки: Водопьянов Я.А. обучается по очной форме обучения в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию по программам бакалавриата и период освоения указанной образовательной программы не превысил сроков установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования.

В период призывной кампании административный истец предоставил сведения об образовании, а также подтвердил свой статус учащегося.

Доводы об изменении программы образования не могут служить правовым основанием для отказа в предоставлении отсрочки, поскольку само по себе данное обстоятельство закон не связывает с основаниями для отказа в предоставлении отсрочки. Законодательство об образовании относит программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры к основным профессиональным образовательным программам высшего образования, а, следовательно, уровень образования административный истец не снижал.

Переход административного истца с одной программы, по которому ему была предоставлена отсрочка в установленном законом порядке, на обучение по иной программе, не увеличивает общий срок обучения и это не связано с отказом административного истца от получения высшего образования или его отчислением за академическую неуспеваемость, а потому не может повлечь ущемление права на получение высшего образования.

Проанализировав приведенные положения закона и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в отношении Водопьянова Я.А. незаконно 18.05.2021 принято решение об отмене отсрочки (протокол №6), указанная отсрочка позволит в полной мере обеспечить возможность реализации административным истцом своих конституционных прав: на платное высшее образование в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Воронежский государственный университет» по очной форме обучения факультета философии и психологии, направление 37.03.01 «Психология».

Отсрочка от призыва на военную службу до 2024 года, предоставленная Водопьянову Я.А. Военным комиссариатом Липецкой области, обеспечивала возможность реализации административным истцом права на высшее образование путем приобретения соответствующих знаний, умений, навыков и опыта.

Вместе с тем решение призывной комиссии от 18.05.2021 о призыве административного истца на военную службу и об отмене отсрочки нарушило право Водопьянова Я.А. на высшее профессиональное образование, для реализации которого эта отсрочка предоставлялась.

При таком положении административный истец имел право на отсрочку от призыва на военную службу для обучения в ФГБОУ ВО «ВГУ» в пределах сроков получения высшего образования, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа о призыве на военную службу и об отмене решения о предоставлении Водопьянову Я.А. отсрочки от призыва от 19.06.2019 (протокол №6) является незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований Водопьянова Я.А. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа от 18.05.2021 о призыве Водопьянова Ярослава Андреевича на военную службу.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа от 18.05.2021 об отмене решения о предоставлении Водопьянову Ярославу Андреевичу отсрочки от призыва от 19.06.2019 (протокол №6).

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2021.

1версия для печати

2а-3636/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Водопьянов Ярослав Андреевич
Ответчики
Комиссия Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа
ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области».
Другие
ФГБОУ ВО "ВГУ" (второй отдел)
Призывная комиссия Воронежской области
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
21.05.2021Регистрация административного искового заявления
23.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее