Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2018 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.А.
при секретаре Васильчук Н.А.,
с участием прокурора, помощника прокурора Бурейского района Амурской области Сергеевой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о взыскании с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу ФИО1 денежной компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в сумме 500 000 рублей,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 с указанными требованиями, в обоснования иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ около 01 часов 35 минут, в <адрес>, ответчик с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес ей один удар ножом в область груди, после чего нанес не менее девяти ударов ножом в область груди и плеч. Ответчик привлечен к уголовной ответственности по п. з ч.2 ст. 111 УК РФ.
В результате преступных действий она пережила значительные нравственные страдания, связанные с физической болью, переживанием за состояние своего здоровья, длительной время находилась на лечение в Бурейской центральной больнице.
Считает, что ответчик должен понести не только уголовное наказание, но и гражданско-правовую ответственность. Поскольку оценивать в каком-то материальном смысле, свое здоровье невозможно, но закон требует определять моральный вред в денежном эквиваленте, то считает, что сумма в 500000 рублей, как денежная компенсация морального вреда, является номинальной.
Просила взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, 500000 рублей в возмещение причиненного мне морального вреда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания истца ФИО1, которая согласно письменного заявления ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и поддержала заявленные требования в полном объеме, а также ответчика ФИО2, возражений по существу иска не подавшего, о причинах неявки не сообщившего, от отложении судебного заседания ходатайств не заявлявшего.
Изучив материалы гражданского дела и материалы уголовного дела № по обвинению ФИО2. в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ, суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда и путем возмещения убытков.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред.
В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье, иные личные не имущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями) посягающие на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права. Моральный вред, в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.
В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, доказано, что ФИО2 умышленно причинил ФИО1 тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека с применением предметов, используемых в качестве оружия, а именно: ДД.ММ.ГГГГ около 01 часов 35 минут, в квартире <адрес> Бурейского района, Амурской области, ответчик ФИО2, в состоянии алкогольного опьянения, из –за разрыва отношений с ФИО1, на почве ревности, умышленно нанес ФИО1, сидевшей в кресле, один удар ножом в область груди, причинив одиночное проникающее в левую плевральную полость ранение с входной раной по передней подмышечной линии слева в проекции третьего ребра, осложнившееся левосторонним геморрагическим шоком, причинившее тяжкий вред здоровью. После чего нанес не менее девяти ударов ножом, зажатым в кулак правой руки в область груди и плеч, тем самым причинил ФИО1 одну рану мягких тканей в правой подреберной области по около-грудинной линии, пять ран мягких тканей в средней трети правого плеча с повреждением мышц плеча и ветви плечевой артерии, осложнившиеся геморрагическим шоком 2 степени, одну рану мягких тканей на боковой стенке живота слева по задней подмышечной линии, одну рану мягких тканей на наружной поверхности верхней трети правого плеча, одну рану мягких тканей на наружной поверхности средней трети левого плеча, которые как по отдельности, так и по совокупности повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня и по этому признаку квалифицируются, как причинившие легкой степени вред здоровью.
Таким образом, факт причинения тяжкого вреда здоровью ФИО1 ответчиком ФИО2 подтверждается вступившим в законную силу приговором Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена следственно-причинная связь между виновными действиями ответчика ФИО2. и наличием указанных повреждений у истца.
При этом, в судебном заседании материалами уголовного дела, а именно исследованных судом протоколами допросов свидетеля ФИО7, протоколом допроса потерпевшей ФИО1; протоколом допроса обвиняемого ФИО2, заключениями экспертов также установлено, что причиной произошедшего конфликта явился тот факт, что ФИО1, ранее сожительствовавшая с ФИО2 и имевшая намерения прекратить с ним отношения, сообщила ему об этом, в результате чего на почве ревности ФИО2 имевшимся у него ножом с длиной клинка 128 мм, нанес ФИО9 не менее 10 ударов, в то числе и в область грудной клетки, причинив тяжкий и легкой степени вред здоровью ФИО1, при этом нанесение ударов ножом им было прекращено после вмешательства иных лиц, прекративших посягательство. После нанесения ударов ФИО2 с места происшествия убежал, действий, направленных на оказание помощи потерпевшей не совершал. Свои извинения принес потерпевшей в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела.
ФИО1 обратился в суд о взыскании компенсации морального вреда с ФИО2 в размере 500 000 рублей.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», потерпевший, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда, поскольку причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
С учетом характера причиненных физических и нравственных страданий и обстоятельств, при которых они были причинены, а именно что, истец ФИО1 подверглась со стороны ответчика ФИО2 умышленным противоправным действиям, представляющим опасность для жизни и здоровья, повлекшим не только переживание физической боли при причинении повреждений, но и тяжкий вред здоровью, что ответчиком ФИО2 нанесено ФИО9 множество ударов, в совокупности не менее 9, которые также повлекли и причинение легкой степени вреда здоровью, что истиц ФИО1 вынуждена была проходить лечение, с проведением медицинских процедур, что ответчик ФИО2 не предпринимал мер по заглаживанию вреда, суд приходит к выводу, что сумма денежной компенсации морального вреда в 500 000 рублей является разумной и справедливой и подлежит взысканию с ответчика ФИО2
Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного преступление.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.20 п. 1 под. 8 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец ФИО1 обратилась в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного преступлением, и от уплаты государственной пошлины освобождена, то государственную пошлину в сумме 300 рублей в бюджет Бурейского муниципального района надлежит взыскать с ответчика ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98,194,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в сумме 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей,
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Амурский областной суд через Бурейский районный суд со дня составления мотивированного решения.
Судья Бурейского районного суда Спиридонов Е.А.