Решение по делу № 2-10081/2022 от 10.06.2022

Копия                          дело № 2-10081/2022

УИД: 24RS0048-01-2022-008122-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года                         г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре – Безбородовой А.А.,

материального истца – Жулеги С.А.

с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Советского района г. Красноярска – Кергер Е.В.,

представителя ответчика - Королевой А.С., доверенность от 10.11.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Жулеги Светланы Аркадьевны, к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части включения периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах Жулеги С.А., обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части включения периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что 14.02.2022 года и 31.03.2022 года Жулега С.А. обращалась в ГУ-ОПФР по Красноярскому краю с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости, 29.03.2022 года и 13.04.2022 года, соответственно, ответчиком приняты решения об отказе в установлении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа не менее 30 лет. К зачету в стаж приняты периоды работы Жулеги С.А. в государственных медицинских учреждениях общей продолжительностью 25 лет 09 месяцев 22 дня. При этом к зачету не принят период работы материального истца в должности медицинской сестры в стоматологическом отделении ООО «ВОКА» с 15.06.2017 года по 31.12.2021 года (03 года 08 месяцев 12 дней), поскольку пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, наименование структурного подразделения «стоматологическое отделение» не предусмотрено. ООО «ВОКА» является лечебной организацией, оказывает медицинские услуги гражданам по действующей лицензии, в связи с чем, спорный период работы должен быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Просит суд признать решение ГУ – ОПФР по Красноярскому краю от 13.04.2022 года об отказе в установлении Жулеге С.А. досрочной страховой пенсии по старости, в части не включения в специальный стаж период работы медицинской сестрой в стоматологическом отделении ООО «ВОКА», возложить на ответчика обязанность включить данный период работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Представитель процессуального истца – помощник прокурора Советского района г.Красноярска – Кергер Е.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.

Материальный истец Жулега С.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ОПФР по Красноярскому краю – Королева А.С., действующая на основании доверенности от 10.11.2021г., возражала против удовлетворения требований, поскольку ООО «ВОКА» является коммерческой организацией, основной целью которой является извлечение прибыли, ООО «ВОКА» не является государственным медицинским учреждением. Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, отсутствует наименование такого учреждения как общество с ограниченной ответственностью и стоматологическое отделение. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица ООО «ВОКА» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, не заявлял ходатайств о направлении судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по причине отсутствия технической возможности, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, с учетом мнения участника процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 названного закона предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Между тем такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенных нормативных правовых актах не указано.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).

Положениями статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").

Как установлено судом и следует из материалов дела, по обращению Жулеги С.А. о несогласии с решением ГУ – ОПФР по Красноярскому краю об отказе в установлении досрочной пенсии Прокуратурой Советского района г. Красноярска проведена проверка.

Так, 31.03.2022 года Жулега С.А. обратилась в ГУ – ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением в ГУ – ОПФР по Красноярскому краю от 13.04.2022 года № Жулеге С.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Указано, что по состоянию на 31.12.2021 года льготный стаж составляет 25 лет 09 месяцев 22 дня.

Согласно решению от 13.04.2022 года не прият к зачету, помимо прочих, период работы Жулеги С.А с 19.04.2018 года по 31.12.2021 года (03 года 08 месяцев 13 дней) в должности медицинской сестры стоматологического отделения в ООО «ВОКА», ввиду того, что такое учреждение как общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

04.07.2014г. ООО «ВОКА» Министерством здравоохранения Красноярского края выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи (л.д. 9-11).

Из Устава ООО «ВОКА» следует, что Общество является юридическим лицом в соответствии с законодательством РФ, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Целью создания Общества является получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами (л.д. 13-18).

Согласно справке ООО «ВОКА» от 17.05.2022г., Жулега С.А. работает в организации в должности медицинская сестра с 15.06.2017г. по настоящее время (л.д. 21).

Обращаясь в суд с исковым заявлением, прокурор Советского района г.Красноярска указывает, что ООО «ВОКА» является лечебной организацией, оказывает медицинские услуги гражданам по действующей лицензии, в связи с чем спорный период работы должен быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку деятельность в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками. Учитывая, что такой вид учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не поименован, основания для удовлетворения требований отсутствуют.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения от 17 июля 2018 года N 1914-О, от 29 января 2019 года N 104-О, от 26 марта 2019 года N 677-О, от 26 сентября 2019 года N 2209-О, от 26 марта 2020 года N 728-О, от 27 мая 2021 года N 977-О и др.).

Кроме того, согласно абз. 4 ст. 14 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, либо в суд.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.

Статьей 16 Федерального закона Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Жулеги С.А., сведения о спорном периоде работы истца представлены работодателем без указания кода особых условий труда.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Жулеги Светланы Аркадьевны, к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части включения периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                      О.С. Заверуха

Решение изготовлено в окончательной форме 13 октября 2022 года.

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2-10081/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах Жулега Светлана Аркадьевна
Ответчики
ГУ-ОПФР по Красняорскому краю
Другие
ООО ВОКА
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
10.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
16.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2022Предварительное судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
13.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Дело оформлено
06.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее