Судья Бабкина Н.А. Дело № 33-8564/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
08.05.2018 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.
при секретаре судебного заседания Ещенко Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давидюка Романа Васильевича к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделению Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2017.
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., судебная коллегия
установила:
Давидюк Р.В. обратился с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование иска указав, что состоял на учете в отделении (территориальное, г. Барнаул) в качестве нуждающегося в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья. Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 05.05.2017 г. № 314 произведен расчет размера жилищной субсидии истцу, с учетом имеющейся у него ранее жилой площади, занимаемой по договору социального найма в размере 14,47 кв.м., который составил 1689187 руб. 39 коп и был фактически перечислен 13.05.2017 г. В связи с выплатой субсидии решением начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации от 15.05.2017 г. № 26/93 истец снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях. Полагал данный расчет ответчика выплаченной субсидии незаконным, поскольку он не давал согласия на приватизацию квартиры по адресу: ... ... бывшей женой, отказался от реализации своего права на указанное помещение путем снятия с регистрационного учета. После развода выделенные в пользование ему 10,3 кв.м. сдать в установленном порядке не смог, так как они находились в собственности администрации ЗАТО ... и в жилом помещении проживали его бывшая супруга и дочь. Согласно свидетельству о расторжении брака брак между Давидюк Р.В. и А 03.03.2009 г. прекращен. Выезд из жилого помещения, расположенного по адресу: ЗАТО Сибирский, ..., носил добровольный и постоянный характер, однако доказательств наличия жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или на праве собственности, а также совершения им в течение последних 5 лет, каких-либо действий или гражданско-правовых сделок, в результате которых уменьшился размер занимаемых жилых помещений, не имеется.
В связи с указанным просил признать решение № 314 от 05.05.2017 г. незаконным, обязать начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации принять дополнительное решение о доплате жилищной субсидии, без учета 14,47 кв.м., на сумму 1 319 079 руб. 42 коп. и обеспечить её выплату.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2017 исковые требования Давидюка Р.В. были оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, истец принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что имеет право на получение субсидии из расчета 33 кв.м. на одного человека, без учета размера жилого помещения, ранее предоставленного ему по договору социального найма. Полагал, что предусмотренные нормативными актами основания для уменьшения размера субсидии отсутствуют, данный перечень не может быть расширен.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», а также ходатайство истца о рассмотрении дела в его отсутствие, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда в силу следующего.
Судом установлено, что Давидюк Р.В. проходил службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, был уволен с военной службы приказом командира войсковой части 43189 № 062 от 31.05.1999 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 9 месяцев 18 дней.
03.09.1999 г. между ДУ289КЭЧ Сиб ВО и Давидюк Р.В. заключен договор найма жилого помещения по адресу: ... ..., общей, из которого следует, что указанное жилое помещение истцу и членами его семьи было предоставлено именно по линии Министерства обороны.
Указанное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи на основании ордера от 01.07.1992 года, в период прохождения истцом военной службы.
Брак между Давидюк Р.В. и его супругой Давидюк В.А. прекращен 03.03.2009, что следует из представленного свидетельства о расторжении брака.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 16.06.2009 г., вступившим в законную силу, по делу 2-1007/2009, исковые требования Давидюка Р.В. удовлетворены частично. Определен порядок пользования квартирой № 27, расположенной в ... ...: в пользование Давидюка Р.В. передана комната, площадью 10,33 кв.м., в пользование А, Б передана комната, размером 17.07 кв.м., в общее пользование переданы кухня, коридор, туалет и ванная комната. На А, Б возложена обязанность по устранению препятствий в пользовании Давидюком Р.В. указанной квартирой путем передачи дубликата ключа от верхнего замка входной двери для доступа в квартиру.
26.11.2009 г. между Муниципальным унитарным многоотраслевым коммунальным предприятием и Давидюк Р.В. заключено соглашение о порядке и размере оплаты за жилое помещение, из которого следует, что наниматель 1 (Давидюк Р.В.) занимает комнату 10,4 кв.м. (п. 1.2 соглашения о порядке и размере оплаты за жилое помещение от 26.11.2009 г.).
28.09.2012 г. Давидюк Р.В. снят с регистрационного учета по адресу: ..., ....
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания № от 08.11.2012 г., № от 18.10.2013 г., Давидюк Р.В. зарегистрирован по адресу: ....
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 314 от 05.05.2017 г., Давидюк Р.В. представлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).
Из указанного решения следует, что общая площадь жилого помещения (квартиры), на которое военнослужащий уже реализовал право в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: 14,47 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения составил для расчета субсидии 18,53 кв.м. Размер жилищной субсидии, рассчитанный в связи с указанными обстоятельствами, составил 1689187 руб. 39 коп.
ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации письмом от 07.04.2017 г. уведомило Давидюк Р.В. о том, что расчет жилищной субсидии будет произведен с учетом 1/3 доли (14,47 кв.м.) в жилом помещении, по адресу: ... ..., поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданина жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 15.05.2017 г., Давидюк Р.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему – уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 1689187 руб. 39 коп.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих (далее – Правила расчета субсидии).
Сторонами не оспорено само право истца на получение субсидии в порядке, определяемом указанными нормативными актами, что следует также из представленных в материалы дела вступивших в законную силу решения Новоалтайского городского суда Алатайского края от 26.02.2013 по делу № 2-326/2013 (том 1 л.д.132-136), решения Центрального районного суда г. Барнаула Алатйского края от 22.12.2014 по делу № 2-8049/2014 (том 1 л.д. 147-150) с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29.07.2015 (том 1 л.д.154-162), решения Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02.06.2016 по делу № 2-515/2016 (том 1 л.д.168-174) с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 (том 1 л.д.175-180).
Согласно п.3 Правил расчета субсидии норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего.
Пунктом 4 установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Сторонами не оспорено, что в материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности истцу на праве собственности жилого помещения или соответствующего права пользования жилым помещением по договору социального найма.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что квартира по адресу ..., ..., истцу и членами его семьи была предоставлена по договору социального найма именно по линии Министерства обороны (то есть истцом как военнослужащим ранее уже было реализовано право на обеспечение жилым помещением со стороны государства), в установленном порядке сдана и передана органу, предоставившему жилье, в том числе органам муниципальной власти в силу изменения регулирования ведомственной принадлежности жилья, не была, поскольку в нем продолжали проживать дочь и бывшая супруга истца, которая впоследствии приобрела его в собственность в порядке приватизации, ответчиком правомерно произведен расчет предоставленной истцу субсидии за вычетом 1/3 доли от общей площади данного жилого помещения из норматива расчета субсидии.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку истец был добровольно снят с регистрационного учета по адресу: ..., чем ухудшил свои жилищные условия в пределах 5-летного срока до решения вопроса о предоставлении субсидии (решение № 314 от 05.05.2017), спорное жилое помещение в размере 1/3 доли от его общей площади подлежало учету при определении норматива общей площади жилого помещения, который составил на Давидюк Р.В. – 18,53 кв.м.
Доводы истца в обоснование иска о необходимости принятия в качестве преюдициальных актов представленных судебных решений, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку предметом рассмотрения указанных дел являлся вопрос о сохранении за истцом права быть обеспеченным жильем либо денежной субсидией по линии Министерства обороны, но не о размере и нормативе расчета данной субсидии.
Данный вывод подтверждается решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 02.06.2016 по делу № 2-515/2016 (том 1 л.д.168-174) с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 (том 1 л.д.175-180), из которых следует, что действия истца по распоряжению своим правом пользования ранее предоставленным по договору социального найма жилым помещением не могут свидетельствовать об утрате им права на получение субсидии, но могут быть учтены при расчете ее размера непосредственно при разрешении вопроса о предоставлении субсидии с учетом нормативных положений.
Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Доводы жалобы истца по сути основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда судебной коллегией не установлено и по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Я.Ю. Волкова
Судьи А.Е. Зонова
Т.Л. Редозубова