Решение по делу № 2-1465/2020 от 25.05.2020

Дело № 92RS0003-01-2020-001936-44

Производство №2-1465/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2020 года                             город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

с участием истца – Сомкина Д.А.,

представителя истца – Пичкур Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Сомкина Дмитрия Александровича к Севастопольской таможне о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Сомкин Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к Севастопольской таможне, в котором просил:

- признать незаконным решение комиссии Севастопольской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Севастопольской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Комиссия Севастопольской таможни), оформленное протоколом от 12 марта 2020 года, в части даты постановки Сомкина Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – 17 декабря 2019 года;

- обязать Комиссию Севастопольской таможни поставить Сомкина Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 июня 2014 года.

В обоснование требований искового заявления указал, что он проходит службу в таможенных органах Российской Федерации, имеет необходимый стаж службы, предоставляющий право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии Южной оперативной таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Комиссия Южной оперативной таможни), оформленным протоколом от 16 сентября 2014 года, он в составе семьи 3 человека (он, жена, дочь) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17 июня 2014 года. После перевода на службу в Севастопольскую таможню обратился в Комиссию Севастопольской таможни о постановке его на аналогичный учет по месту службы. Решением Комиссии Севастопольской таможни, оформленным протоколом от 12 марта 2020 года, он в составе семьи 4 человека (он, жена, дочь, сын) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17 декабря 2019 года. Принимая решение о его постановке на учет с указанной даты, Комиссия Севастопольской таможни не учла, что постановка сотрудника на учет иными комиссиями должна осуществляться исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, а также ошибочно полагала, что членом его семьи – супругой в 2013 году совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Истец Сомкин Д.А. и представитель Пичкур Я.А.в судебном заседании поддержали доводы и требования искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи нахождением представителя ответчика ФИО5 в командировке в <адрес> с целью участия в судебном заседании Арбитражного суда Центрального округа. Невозможность направления иного представителя обосновал особенностями дела.

В этой связи суд обращает внимание на то, что командировка представителя Севастопольской таможни не может являться уважительной причиной для отложения судебного заседания. Так, дата судебного заседания по настоящему гражданскому делу назначена судом ранее, чем аналогичные процессуальные действия совершены судом, в судебном заседании которого предпочел участвовать представитель Севастопольской таможни. Указанная дата была согласована судом как с истцом и его представителем, так и с представителем ответчика. Кроме того, в материалах дела имеются сведения о наличии у Севастопольской таможни иного, кроме ФИО5, представителя (ФИО6), невозможность участия которого в судебном заседании суду не подтверждена. Ходатайство об отложении судебного заседания не содержит указания на конкретные особенности дела, объективно не позволяющие направить иного представителя для участия в судебном заседании.

Суд на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих деле.

Стороной ответчика суду представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которым супругой истца в 2013 году осуществлено отчуждение принадлежащей ей доли жилого дома, повлекшее ухудшение жилищных условий, повышение степени нуждаемости в жилом помещении и создание для государства дополнительных обременений по необходимости выделения дополнительных финансовых средств. Указанные обстоятельства препятствовали постановке истца на учет в течение 5 лет со дня совершения таких действий.

Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец проходил службу в Южной оперативной таможне.

Решением Комиссии Южной оперативной таможни, оформленным протоколом от 16 сентября 2014 года, истец в составе семьи 3 человека (он, жена, дочь) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17 июня 2014 года.

Приказом начальника Южного таможенного управления от 05 сентября 2019 года истец переведен на службу в Севастопольскую таможню.

17 декабря 2019 года истец обратился в Комиссию Севастопольской таможни о постановке его на аналогичный учет по месту службы.

Решением Комиссии Севастопольской таможни, оформленным протоколом от 12 марта 2020 года, он в составе семьи 4 человека (он, жена, дочь, сын) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 17 декабря 2019 года.

Наличие у истца необходимого стажа службы в таможенных органах Российской Федерации и нуждаемости в улучшении жилищных условий, наделяющих истца правом на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения стороной ответчика не оспаривалось.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Решение об отнесении действий сотрудника и (или) членов его семьи к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, должно быть обоснованным. В этой связи перед принятием соответствующего решения необходимо досконально изучить обстоятельства и причины действий, совершенных гражданским служащим и (или) членами его семьи, указанными в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, в собственности супруги истца ФИО10 находилась 1/3 доля жилого дома общей площадью 45,8 кв.м. (15,26 кв.м. приходилось на долю супруги истца), расположенного по <адрес>

При рассмотрении дела судом установлено, что 2/3 доли этого же жилого дома находились в собственности бывшего супруга ФИО10ФИО7

В период до 22 января 2013 года в указанном жилом помещении проживали Сомкин Д.А., ФИО10, ФИО7, ФИО8 – дочь ФИО9 и ФИО10

На основании договора купли-продажи от 26 января 2013 года ФИО10 и ФИО7 совершили отчуждение принадлежащего им на праве общей долевой собственности жилого дома (дата государственной регистрации прекращения права – 13 февраля 2013 года).

Согласно протоколу от 12 марта 2020 года Комиссией Севастопольской таможни указанные действия супруги истца расценены в качестве намеренного ухудшения жилищных условий.

По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных требований и подлежащих применению норм материального права являются обстоятельства того, были ли действия супруги истца по отчуждению принадлежащей ей доли жилого дом намеренными и недобросовестными, преследующими ухудшение жилищных условий, и приобрел ли Сомкин Д.А. в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (презюмируются). То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением.

Следовательно, основанием к отказу в принятии на учет граждан для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья могут быть признаны лишь умышленные и недобросовестные действия, в результате которых ухудшены жилищные условия гражданина с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сомкин Д.А. и члены его семьи на момент отчуждения его супругой принадлежащей ей доли жилого дома не были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв.м., следовательно истец имел статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и до такого отчуждения, а потому действия по отчуждению не могут быть охарактеризованы как намеренные и недобросовестные, преследующие ухудшение жилищных условий

Кроме того, в жилом доме, расположенном по <адрес>, на момент его отчуждения кроме семьи истца проживал бывший супруг жены истца, который в силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членом семьи истца не являлся, соответственно в указанном жилом помещении проживало две семьи.

Согласно техническому паспорту жилого помещения, расположенного по <адрес>, в его состав входило только две смежных жилых комнаты, одна из которых была неизолированной.

При указанных обстоятельствах жилищные условия истца соответствовали критериям, приведенным в пункте 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Согласно п. 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 - 5 и 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Таким образом, наличие в собственности супруги истца 1/3 доли жилого помещения с приведенными характеристиками, с учетом проживания в нем двух семей, не могло повлиять на размер социальной выплаты, поскольку такое жилое помещение при расчете социальной выплаты не учитывается, а потому действия по ее отчуждению также не могут быть расценены в качестве намеренного ухудшения жилищных условий.

В этой связи суд отклоняет доводы стороны ответчика о том, что отчуждение данного жилого помещения повлекло повышение степени нуждаемости в жилом помещении и создание для государства дополнительных обременений по необходимости выделения дополнительных финансовых средств.

Каких-либо доказательств злоупотребления истцом правом с целью намеренного ухудшения жилищных условий ответчиком не представлено и в протоколе от 12 марта 2020 года не приведено.

Согласно п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.

Поскольку судом не установлено факта совершения супругой истца намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения Сомкиным Д.А. в результате этих действий статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, у Комиссии Севастопольской таможни не имелось оснований для определения новой даты (17 декабря 2019 года) для постановки истца на учет, которая не соответствует дате его принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы (17 июня 2014 года).

Дата постановки на учет истца должна быть приведена в соответствие с 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

исковое заявление Сомкина Дмитрия Александровича к Севастопольской таможне о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Севастопольской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Севастопольской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 12 марта 2020 года, в части даты постановки Сомкина Дмитрия Александровича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – 17 декабря 2019 года.

Обязать комиссию Севастопольской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Севастопольской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Сомкина Дмитрия Александровича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 июня 2014 года.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путём подачи апелляционной жалобы сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а также лицами, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, или принесения апелляционного представления прокурором в течение месяца со следующего дня после принятия решения в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 09 июля 2020 года.

Председательствующий –

2-1465/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сомкин Дмитрий Александрович
Ответчики
Севастопольская таможня
Другие
Пичкур Яна Александровна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2020Предварительное судебное заседание
18.06.2020Судебное заседание
09.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее