дело № 2-668/2019
Решение
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Сухановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоновой Е. В. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №11 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
Установил:
Истец Леонова Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику Государственному учреждению-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области и просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы в должности воспитателя детского комбината № 50 Ратеп с 25.02.1992 по 01.12.1992; учебные отпуска с 09.04.2007 по 29.04.2007; с 04.10.2007 по 24.10.2007; с 12.03.2008 по 31.03.2008; с 13.10.2008 по 06.11.2008; с 12.03.2009 по 05.04.2009; с 01.12.2010 по 25.12.2010; с 09.11.2011 по 02.12.2011; с 01.03.2012 по 30.04.2012. Обязать ответчика Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 11 по г. Москве и Московской области назначить истцу пенсию досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01.11.2018.
Свои требования истец мотивирует тем, что 01.11.2018 обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Пенсионного органа от 21.11.2018 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчиком учтен специальный стаж истца 23 года 08 месяцев 11 дней.
Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды работы в должности воспитателя детского комбината № 50 Ратеп с 25.02.1992 по 01.12.1992; учебные отпуска с 09.04.2007 по 29.04.2007; с 04.10.2007 по 24.10.2007; с 12.03.2008 по 31.03.2008; с 13.10.2008 по 06.11.2008; с 12.03.2009 по 05.04.2009; с 01.12.2010 по 25.12.2010; с 09.11.2011 по 02.12.2011; с 01.03.2012 по 30.04.2012.
Истец считает решение ответчика незаконным и необоснованным.
В период работы в должности воспитателя детского комбината № 50 Ратеп с 25.02.1992 по 01.12.1992, истец работала в дошкольном учреждении, в котором находились дети от 1,6 до 7 лет.
Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в школах и других учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. В связи с чем спорный период подлежит включению в специальный стаж истца.
Периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж, так как в указанные периоды за истцом сохранялись место работы и заработная плата.
Истец Леонова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещена.
Представитель истца по доверенности Попова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен. Представлены письменные объяснения, из которых следует, что периоды работы с 25.02.1992 по 01.12.1992 в должности воспитателя детского комбината № 50 РАТЕП, не могут быть приняты к зачету в специальный стаж, так как Списками и Правилами не предусмотрено такое наименование учреждения как «детский комбинат».
Включение периодов нахождения в учебных отпусках не предусмотрены пенсионным законодательством.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца и ответчика.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд находит исковые требования Леоновой Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела 01.11.2018 истец обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.35).
Решением Пенсионного органа от 21.11.2018 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет. Ответчиком учтен специальный стаж истца 23 года 08 месяцев 11 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы в должности воспитателя детского комбината № 50 Ратеп с 25.02.1992 по 01.12.1992; учебные отпуска с 09.04.2007 по 29.04.2007; с 04.10.2007 по 24.10.2007; с 12.03.2008 по 31.03.2008; с 13.10.2008 по 06.11.2008; с 12.03.2009 по 05.04.2009; с 01.12.2010 по 25.12.2010; с 09.11.2011 по 02.12.2011; с 01.03.2012 по 30.04.2012 (л.д.24-27).
Согласно трудовой книжки 25.02.1992 истец принята в порядке перевода на должность воспитателя в д/к 50 Серпуховского радиотехнического предприятия, РАТЕП, где работала до 01.12.1992 (л.д.9-10).
Из справки АО «РАТЕП» следует, что Леонова Е.В. работала воспитателем в яслях/саду № 50 Серпуховского Радиотехнического завода с 20.08.1991 по 01.12.1992 (л.д.12).
На основании приказа генерального директора ОАО «РАТЕП» от 28.01.2000 изменены записи в трудовых книжках работников детских дошкольных учреждений, в том числе запись детский комбинат № 50 изменить на ясли/сад № 50 (л.д.13).
Из справки МДОУ Центр развития детский сад № 50 «Ручеек» следует, что в связи с реорганизацией ясли-сад № 50 изменено на МДОУ «Детский сад № 50» (л.д.14).
В материалы дела представлены приказы о предоставлении Леоновой Е.В. учебного отпуска с сохранением заработной платы (л.д.15-22).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется в соответствии со ст. 30 п. 1 пп. 19 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" и предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Аналогичные положения содержались в пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.
В целях реализации подпункта 19 пункта 1 статьи 30 указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Данным Постановлением предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должное ей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года (Постановление совета Министров Правительства Российской Федерации N 953 от 22.09.1993 года).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшее в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 года N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства", утвержденном 01.01.1976 г. и действовавшем до 01.01.2003 г., содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периоды работы в должности воспитателя детского комбината № 50 РАТЕП с 25.02.1992 по 01.12.1992.
Доводы ответчика о том, что вышеуказанными Списками и Правилами не предусмотрены такие наименования учреждений как «детский комбинат» суд находит необоснованными. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела детский комбинат относится к детскому дошкольному учреждению, истец занимала должность воспитателя и работала в дошкольном образовательном учреждении, являющимся фактически детским садом, работа в котором дает право на льготное пенсионное обеспечение, поэтому спорные периоды подлежит включению в специальный педагогический стаж истца.
Кроме того, в действовавшем до 01.11.1999, то есть и в спорный период работы истца Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, содержится указание на наименование образовательных учреждений "детские дошкольные учреждения всех типов", а также указание на наименование должности "воспитатель".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил).
В силу ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительно отпуска с сохранением заработной платы.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов нахождения в учебных отпусках, поскольку истец находилась в учебных отпусках с сохранением рабочего места, средней заработной платы, за нее производились отчисления в пенсионный фонд.
Возражения ответчика, суд находит необоснованными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, стаж на соответствующих видах работ у истца составил более 25 лет, исходя из положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требования истца об обязании назначить досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения к ответчику с 01.11.2018, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Леоновой Е. В. удовлетворить.
Включить в специальный стаж Леоновой Е. В. в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности воспитателя детского комбината № 50 Серпуховского радиотехнического предприятия РАТЕП с 25.02.1992 по 01.12.1992; учебные отпуска с 09.04.2007 по 29.04.2007; с 04.10.2007 по 24.10.2007; с 12.03.2008 по 31.03.2008; с 13.10.2008 по 06.11.2008; с 12.03.2009 по 05.04.2009; с 01.12.2010 по 25.12.2010; с 09.11.2011 по 02.12.2011; с 01.03.2012 по 30.04.2012.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить Леоновой Е. В. досрочно страховую пенсию в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 ноября 2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж. Крутоус
мотивированное решение изготовлено 22.03.2019