Дело №2-847/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года г. Тамбов
Советский районный суд г. Тамбова в составе
Председательствующего судьи Елоховой М.В.
При секретаре Трункиной М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Н.Н., Воробьева А.В. к ООО «ИнветСтройТамбов», Агентству ипотечного жилищного кредитования Тамбовской области о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Н.Н., Воробьев А.В. обратились в суд с иском к ООО «ИнвестСтройТамбов» о признании права собственности на однокомнатную квартиру № , общей площадью кв.м., расположенную в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: в равных долях по доле за каждым (с учетом уточненных требований). Кроме того, просили обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области внести сведения в ЕГРН относительно права собственности в отношении квартиры № , общей площадью кв. м., на этаже в подъезде, расположенной в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: .
В обоснование заявленных исковых требований указали, что между истцами и ответчиком был заключен договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома № . Согласно условиям данного договора истец передает ответчику денежные средства в размере рублей. Свои обязательства по условиям договора № инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома истцы выполнили надлежащим образом, перечислив ответчику руб. Объектом инвестирования по указанному договору являлась квартира предварительно № , общей предварительной площадью кв. м., на этаже в подъезде, расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: . Ответчик уклоняется от надлежащего оформления их права собственности на указанную квартиру, лишая их возможности в полном объеме реализовать полномочия собственников квартиры. Таким образом, до настоящего времени ООО «ИнвестСтройТамбов» не представлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации права собственности истцов на спорную квартиру, то есть ответчик уклоняется от исполнения обязательств по договору, в связи с чем, нарушает права истцов как собственников, поскольку они не имеют возможности провести государственную регистрацию своего права. На многочисленные обращения ответчик не отвечает.
В качестве соответчика по делу на основании определения Советского районного суда г. Тамбова от было привлечено Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области.
В судебном заседании истица Воробьева Н.Н. и её представитель Михеева А.Ю. исковые требований поддержали в полном объеме по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что согласно Акту приема-передачи объекта недвижимости от застройщик в соответствии с договором инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома № от передал участникам долевого строительства, а они приняли жилое помещение - квартиру № , общей площадью кв.м., расположенную в подъезде на этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: в состоянии и с принадлежностями, как оно есть. Однако право собственности на указанную квартиру невозможно зарегистрировать, поскольку в отношении застройщика ООО «ИнвестСтройТамбов» вводится процедура банкротства и его имущество арестовано.
Поскольку договор инвестирования между ООО «ИнвестСтройТамбов» и истцами заключен раньше, чем между ответчиком и АИЖК Тамбовской области, спорная квартира должна быть передана им. В настоящее время она находится в их владении.
Истец Воробьев А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, его интересы по доверенности представляет Михеева А.Ю.
Ответчик ООО «ИнвестСтройТамбов» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах суд, при отсутствии возражений со стороны истца и представителя истцов, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика АИЖК Тамбовской области исковые требования не признала, указав, что между АИЖК Тамбовской области и ООО «ИнвестСтрой Тамбов» был заключен договор инвестирования строительства, предметом которого является совместное строительство многоквартирного жилого дома , в том числе инвестирование строительства квартиры № , расположенной в подъезде на этаже многоквартирного дома, общей площадью кв.м.
Согласно передаточного акта от , подписанного между Застройщиком и Инвестором, ООО «ИнвестСтройТамбов» передало АИЖК Тамбовской области в собственность жилое помещение - квартиру , проектной площадью кв.м.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, между истцами Воробьевой Н.Н., Воробьевым А.В. и ответчиком ООО «ТамбовСтройИнвест» был заключен договор инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома № . Согласно условиям данного договора инвестор передает заказчику денежные средства в сумме, установленной настоящим договором, для осуществления проекта по созданию результата инвестиционной деятельности на земельном участке. Инвестиции, полученные от инвестора, будут направляться на создание результата инвестиционной деятельности.
Объектом инвестирования (результатом инвестиционной деятельности) по вышеуказанному договору № от является квартира общей предварительной площадью кв. м., на этаже в подъезде, предварительно № , расположенная в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: .
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключенный сторонами договор от № фактически является договором долевого участия в строительстве и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Договор не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно договору № от с ответчиком определен срок окончания строительства дома - .
В соответствии с Актом приема-передачи объекта недвижимости от застройщик в соответствии с договором инвестирования строительства части многоквартирного жилого дома № от передал участникам долевого строительства (Воробьевой Н.Н. и Воробьеву А.В.), а они приняли жилое помещение - квартиру № , общей площадью кв.м., расположенную в подъезде на этаже в многоквартирном жилом доме по адресу: в состоянии и с принадлежностями, как оно есть.
ООО «ИнвестСтройТамбов» получено разрешение № на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по .
Поскольку ответчик (застройщик) не исполнил обязательства по договору от № , истец обратился в суд для защиты своих интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, конституционное право гражданина иметь в собственности имущество и свободно распоряжаться им может быть ограничено только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, правила ведения реестра недвижимого имущества и внесения в него записей являются производными от права иметь в собственности такое имущество, предназначены для реализации этого права и не могут рассматриваться как основания ограничения такого права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 данного Кодекса, а способы защиты - в статье 12 этого Кодекса, в которой в качестве одного из способов судебной защиты нарушенного права закреплено признание права.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой. Одним из таких способов является признание права.
Согласно п. 3.1 договора окончательный размер инвестиций по настоящему договору инвестирования определен сторонами в размере руб., которые оплачены инвестором (Воробьевой Н.Н. и Воробьевым А.В.) в день подписания настоящего договора, что так же подтверждено квитанцией к приходному кассовому ордеру № от .
Выданным администрацией города Тамбова разрешением на ввод в эксплуатацию, жилой дом, расположенный по адресу: введен в эксплуатацию.
Согласно акту приема-передачи объекта недвижимости от общая площадь квартиры № (ранее ), расположенной по адресу: составляет кв.м.,
Обязательства по оплате объекта долевого строительства выполнены в полном объеме, жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, завершен строительством и введен в эксплуатацию, данный объект может быть индивидуализирован.
Вместе с тем, было установлено, что между АИЖК Тамбовской области и ООО «ИнвестСтрой Тамбов» был заключен договор инвестирования строительства, предметом которого является совместное строительство многоквартирного жилого дома по , в том числе инвестирование строительства квартиры № , расположенной в подъезде на этаже многоквартирного дома, общей площадью кв.м. Согласно передаточного акта от , подписанного между Застройщиком и Инвестором, ООО «ИнвестСтройТамбов» передало АИЖК Тамбовской области в собственность жилое помещение - квартиру № , проектной площадью кв.м. В связи с чем, представитель АИЖК Тамбовской области полагает, что заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Однако данные доводы ответчика, по мнению суда, основаны на неверном толковании права.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (п. 1).
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п. 3).
В силу п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона передача объекта долевого строительства застройщиком и его приемка участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Объект долевого строительства можно передать только после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 12 названного Федерального закона обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Суд полагает, что у истцов Воробьевых возникло право собственности на спорную квартиру, поскольку она была передана им ответчиком по акту приема-передачи , то есть после ввода жилого многоквартирного дома в эксплуатацию. Вместе с тем, спорная недвижимость АИЖК Тамбовской области также передана по акту приема-передачи, однако до ввода жилого дома в эксплуатацию, что противоречит нормам п. 2 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
С исковыми требованиями о признании права собственности на указанную квартиру АИЖК Тамбовской области не обращалось.
В соответствии со ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск.
Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
В силу указанных положений ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации у ответчика обязательство перед Воробьевыми, к которым право требования спорной квартиры перешло на основании договора от инвестирование возникло раньше, поскольку денежные средства первоначальным дольщиком были внесены ООО «ИнвестСтройТамбов» и зачтены ответчиком в счет исполнения обязательств по договору.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 6 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если продавец заключил несколько договоров купли-продажи в отношении одного и того же недвижимого имущества, суд удовлетворяет иск того лица, во владение которого передано это имущество применительно к ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанных разъяснений, применительно к рассматриваемой ситуации, если на жилое помещение претендуют несколько участников долевого строительства, обосновывающих свои права самостоятельными договорами, и при этом спорное помещение еще не зарегистрировано на праве собственности ни за одним из них, но передано одному на основании акта приема-передачи, то преимуществом обладает тот из кредиторов, которому эта квартира передана во владение.
Таким образом, в настоящем случае преимуществом обладает Воробьевы, которой квартира передана во владение в установленном законом порядке.
АИЖК Тамбовской области, в свою очередь, вправе требовать с Застройщика возмещения причиненных убытков, в том числе, в рамках уголовного дела, по которому они признаны потерпевшими.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о признании права собственности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воробьевой Н.Н., Воробьева А.В. к ООО «ИнветСтройТамбов», АИЖК Тамбовской области о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Воробьевой Н.Н., рождения, Воробьевым А.В., рождения, право собственности на квартиру № , общей площадью кв.м., расположенную в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: в равных долях по доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Советский районный суд г. Тамбова.
Судья: М.В. Елохова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2018 года.
Судья: М.В.Елохова