Дело № 2-1121/2023
УИД 75RS0002-01-2023-001739-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Панова В.В.,
при секретаре Макаровой В.С.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Беспятовой Н.Г., действующей в своих интересах и в качестве представителя на основании доверенности от 22.04.2023 года Беспятова Д.А., как законный представитель несовершеннолетних Беспятовой М.Д., Беспятовой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Беспятова Д. А. – Беспятовой Н.Г. к администрации городского округа «Город Чита», администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения,
установил:
Беспятов Д.А., в лице своего представителя, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что истец проходит военную службу в в/ч <данные изъяты>. В очереди на получение служебного жилого помещения состоит в 4 отделе ФГКУ «Востокрегионжилье». Решением 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № 143 от 26 октября 2017 года ему было выделено жилое помещение по адресу: г<адрес>. Согласно приказа МО № 1280 от 30 сентября 2010 года распределение поступающих в войсковую часть жилых помещений между военнослужащими производится 4 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье», оформляется решением о предоставлении жилого помещения. Все необходимые документы для оформления данной жилой площади им были сданы в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье». Раннее в данном жилом помещении проживал военнослужащий Логачев А. В.. В октябре 2017 года военнослужащий Логачев А.В. сдал жилое помещение и получил справку о сдаче жилья, сменив место жительства. Раннее спорное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинской КЭЧ района на праве оперативного управления, в настоящее время оно передано в собственность городского округа «Город Чита». В связи с этим, начальником 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» на имя главы администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» была выдана выписка из решения № 143 от 26.10.2017 с просьбой оформить договор найма служебного жилого помещения на военнослужащего Беспятова Д.А. 11.05.2018 года администрация Ингодинского административного района городского округа «город Чита» отказала ему в выдаче договора найма служебного жилого помещения, сославшись на то, что данная квартира является муниципальной собственностью и распоряжаться ею имеет право орган местного самоуправления. Представитель истца просила признать за мной Беспятовым Д.А. право пользования жилым помещением по адресу: г. <адрес>. на условиях договора найма служебного жилого помещения, на период действия контракта.
По инициативе суда к участию в деле привлечены: в качестве соответчика администрация городского округа «Город Чита», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Беспятова Н.Г., Беспятова М.Д., Беспятова Л.Д.
В судебное заседание истец Беспятов Д.А. не явился, обеспечил явку своего представителя на основании доверенности Беспятовой Н.Г., действующей также в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Беспятовой М.Д., Беспятовой Л.Д., исковые требования поддержала.
Администрация городского округа «Город Чита», администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В силу положений статьи 15 названного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 5 ст. 15 названного Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из материалов дела усматривается и не оспаривалось сторонами, что решением 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" N 143 от 26.10.2017 Беспятову Д.А. выделено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое ранее было занято военнослужащим Логачевым А.В.
Из ответа администрации городского округа «Город Чита» видно, что в настоящее время спорное жилое помещение значится в реестре муниципального имущества городского округа "Город Чита".
Суд полагает возможным исходить из того, что передача жилого фонда в муниципальную собственность не может нарушать прав военнослужащих на получение и пользование освободившимся жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истца о признании за ним права пользования спорным жилым помещением законным и обоснованным, несмотря на то, что в настоящее время данное жилое помещение входит в состав муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в Определении Конституционного суда Российской Федерации N 453-О от 25.12.2003 указано, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, и в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", за истцом подлежит признанию право пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения, поскольку в силу указанных положений закона с военнослужащими может быть заключен только договор найма служебного жилого помещения (без оформления договора) на период прохождения военной службы по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Беспятовым Д. А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора найма служебного жилого помещения на период прохождения военной службы по контракту.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Панов
В окончательной форме решение изготовлено 07.07.2023.