Дело № 2-1161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.Б.,
при секретаре Меркурьевой О.П.,
с участием истца Быстрова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Быстрова С.А. к ОМВД России по г.Арзамасу, МВД России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Быстров С.А. обратился в суд с иском к ОМВД России по г.Арзамасу о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым просит суд взыскать с ОМВД России по <адрес> за счет казны РФ в свою пользу компенсацию морального вреда 10000 руб., указывая, что с <дата> по <дата> он содержался в ненадлежащих условиях в ИВС ОМВД России по г.Арзамасу, в ИВС отсутствует пожарный выход, что в случае пожара может повлечь вред здоровью. В камере № отсутствуют окна, из-за чего не поступает дневной свет и свежий воздух, который необходим для здорового функционирования организма. Он болеет хроническим гепатитом С.
Также Быстров С.А. обратился в суд с иском к ОМВД России по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым по аналогичным основаниям просит суд взыскать с ОМВД России по <адрес> за счет казны РФ в свою пользу компенсацию морального вреда 10000 руб., указывая, что с <дата> по <дата> он содержался в ненадлежащих условиях в ИВС ОМВД России по г.Арзамасу.
Определениями суда гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство, в качестве соответчика привлечено МВД России.
В судебном заседании истец Быстров С.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика ОМВД России по г.Арзамасу, представитель ответчика МВД России, представитель прокуратуры в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
С учетом мнения участвующих лиц, в соответствии с ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с письменными отзывами ОМВД России по г.Арзамасу полагает требования Быстрова С.А. не подлежащими удовлетворению, указывая, что согласно камерной карточке Быстров С.А. содержался в ИВС с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Согласно техническому паспорту здание ИВС оборудовано в подвальном помещении четырехэтажного основного административного здания Отдела МВД России по г.Арзамасу *** года постройки, т.е. до вступления в силу ФЗ от 15.07.1985 года № 103-ФЗ, Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, Свода правил СП 12-95 «Инструкция по проектированию объектов внутренних дел» МВД России, без учета требований, предъявляемых в настоящее время к данным объектам. Технической возможности оборудовать камеры окнами не имеется, т.к. ИВС расположено в подвальном помещении, а изменение конструкции здания приведет к его обрушению. По аналогичным фактам Арзамасским городским судом ранее выносились решения от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>. Заявление истца о том, что он претерпел неудобства, не является достаточным для определения наличия морального вреда и его размера. Истец не представил доказательств, что ему были причинены нравственные страдания. Таким образом, истец в период содержания в ИВС никаких нравственных и физических страданий не мог претерпеть, т.к. был обеспечен спальным местом, бесплатным питанием, необходимыми средствами гигиены, возможностью получения посылок и передач (л.д.№).
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.21 Конституции РФ:
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.
Согласно п.1, 2 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что согласно технического паспорта изолятора временного содержания ОМВД России по г.Арзамасу от <дата> ИВС оборудован в подвальном помещении основного административного здания ОМВД России по г.Арзамасу (л.д.№).
В соответствии с камерной карточкой ИВС ОМВД России по г.Арзамасу Быстров С.А. содержался в ИВС с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в камере № (л.д.№).
Из исковых заявлений Быстрова С.А. следует, что у него имеется заболевание гепатит С, в период его содержания в ИВС ОМВД России по г.Арзамасу с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> были нарушены его права в связи с отсутствием окон в камере, отсутствием свежего воздуха, отсутствием пожарного выхода.
Ранее Арзамасским городским судом Нижегородской области были приняты решения по искам Быстрова С.А. о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОМВД России по г.Арзамасу по аналогичным основаниям за предыдущие периоды, в пользу Быстрова С.А. была взыскана компенсация морального вреда.
В соответствии с решением Арзамасского городского суда от <дата> по гражданскому делу № были удовлетворены исковые требования Арзамасского городского прокурора, суд обязал ОМВД России по г.Арзамасу, в том числе, оборудовать в помещениях ИВС эвакуационный выход, оборудовать камеры ИВС окнами для естественного освещения.
Из содержания технического паспорта ИВС ОМВД России по г.Арзамасу от <дата> следует, что естественное освещение камер отсутствует, в камере № окно отсутствует, запасной выход отсутствует (л.д. №), что свидетельствует о том, что во время содержания в ИВС в рассматриваемые периоды у истца отсутствовал доступ к дневному свету и свежему воздуху.
Изложенные обстоятельства создавали истцу неудобства, беспокойство и тревогу за свое здоровье, что повлекло нарушение его прав, предусмотренных ст.21 Конституции РФ, ст.4, 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, и вызывало у него нравственные страдания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства нарушения прав истца, характер нравственных страданий истца и его индивидуальные особенности, требования разумности и справедливости, в связи с чем, полагает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 200 руб.
Данная компенсация подлежит взысканию с надлежащего ответчика - МВД России за счет казны РФ, в удовлетворении исковых требований в отношении ОМВД России по г.Арзамасу суд отказывает.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░