Судья: Грищенко Э.Н. адм. дело N 33А-4588/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е. и Емелина А.В.,
при секретаре Ивановой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г. об оспаривании документации по планировке территории регионального значения в границах улиц <адрес>, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12 декабря 2017 г. N 1052-р,
по апелляционной жалобе Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 14 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Ивлевой Р.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Самарской области от 12 декабря 2017 г. N 1052-р утвержден проект планировки территории регионального значения в границах улиц <адрес> (далее - Постановление N 1052-р).
Корчагина Л.Г. и Ивлева Р.И. обратились в Ленинский районный суд г.Самары с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обосновании требований о признании незаконным оспариваемой документации и о восстановлении нарушенного права путем возложения на администрацию г.о.Самара и Правительство Самарской области обязанности по внесению изменений относительно выделенных из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № земельным участкам по выполненным ООО «Поволжье» схемам: под гаражом Ивлевой Р.И. под правой частью жилого дома с квартирами Корчагиной Л.Г. и Ивлевой Р.И. <адрес> площадью 185 кв.м в долевую собственность по ? части Корчагиной Л.Г., по ? части – Блидару П.Е. и Ивлевой Р.И., административные истцы указали, что Правительством Самарской области при утверждении оспариваемой документации не были учтены их права и интересы поскольку на публичной кадастровой карте земельных участков отсутствуют сведения земельных участков под гаражом Ивлевой Р.И. площадью 26 кв.м и под принадлежащими на праве собственности Корчагиной Л.Г. и Ивлевой Р.И. квартирами.
Решением Ленинского районного суда от 14 февраля 2019 г. в удовлетворении заявленных Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г. требований отказано.
В апелляционной жалобе Ивлева Р.И. и Корчагина Л.Г. просят указанное решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела и неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
В силу части 17 статьи 45 ГК РФ физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.
Оспариваемым Постановлением N 1052-р утвержден проект планировки регионального значения в границах улиц Молодогвардейской, Красноармейской, Галактионовской, Рабочей, Ленинской, Красноармейской, Садовой, Льва Толстого в Ленинском районе городского округа Самара, в связи с чем данный акт был направлен на урегулирование общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.
Из разъяснений, изложенных в абзаце второго пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", следует, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки, проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиям использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 22 КАС РФ.
Учитывая, что Ивлева Р.И. и Корчагина Л.Г. являются собственниками квартир в многоквартирном доме и фактически оспаривают акт высшего органа исполнительной власти Самарской области только в части отсутствия в нем сведений о земельных участках под многоквартирном доме, придомовой территории и под гаражом Ивлевой Р.И., выделенных из ранее учтенного земельного участка с № который не содержит в данной части норм права и не устанавливает правил поведения, суд пришел к обоснованному выводу о подсудности спора районному суду.
Основываясь на нормах приведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление N 1052-р принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органа государственной власти Самарской области. Также суд сделал обоснованный вывод о том, что административными истцами в нарушение требований части 1 статьи 62 КАС РФ не доказано нарушение их прав, свобод и законных интересов, в защиту которых они обратились в суд.
Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г. Постановление N 1052-р является законным и обоснованным, а выводы суда о его соответствии нормативным правовым актам основаны на правильном применении норм материального права и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ.
В соответствии с частью 21 статьи 45 ГрК РФ административные истцы в Правительство Самарской области с заявлением о внесении изменений в утвержденный Постановлением N 1052-р проект планировки территории регионального значения в границах улиц <адрес> не обращались.
Согласно ответа министерства строительства Самарской области от 4 апреля 2019 г. за подписью первого заместителя - главного архитектора Самарской области Баранникова А.И. в рамках проводимой в настоящее время Правительством Самарской области работы по формированию концепции по реновации исторического центра городского округа Самара и по актуализации документации, утвержденной Постановлением N 1052-р, будут рассмотрены вопросы, поставленные Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда города Самары от 14 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивлевой Р.И. и Корчагиной Л.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -