Дело №2а-42/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Большой Улуй Красноярского края 14 февраля 2017 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Сидоренко А.В.,
при секретаре Ивановой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по административному исковому заявлению Администрации Большеулуйского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю о признании постановления судебного пристава незаконным, освобождении от исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДХ по г. Красноярску Даниловой Е.А., МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю, в котором, с учетом представленных уточнений, просит:
- признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей с администрации Бирилюсского района Красноярского края, вынесенное в рамках исполнительного производства №3739/16/24097-ИП от 17.06.2016 г.;
- освободить администрацию Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора.
Исковые требования мотивированы тем, что 22.12.2016 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, в рамках исполнительного производства №3739/16/24097-ИП от 17.06.2016 г. о возложении обязанности на администрацию Большеулуйского района предоставить Б.Ж.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированых жилых помещений, находящееся на територии муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже 28 кв.м., судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей. В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций предоставляемых из краевого бюджета. Администрацией Большеулуйского района были приняты все меры, направленные на скорейшее исполнение решения суда, направлен запрос в Министерство образования Красноярского края на предоставление субвенций из краевого бюджета на приобретение жилого помещения.
Представитель административного истца Рубан Р.В., действующий на основании доверенности, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик - судебный пристав исполнитель МОСП по ИИДХ по г. Красноярску Данилова Е.А., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Административные ответчики – УФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, участие представителей в судебном заседании не обеспечили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона N 229).
В соответствии со ст.105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1, 2, 3, 6, 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве, Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Со смыслу закона (п. 75 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»), при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласноп.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 29.01.2016 г. на администрацию Большеулуйского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Б.Ж.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже 28 кв.м. Судебное решение вступило в законную силу 3.03.2016 г. Во исполнение судебного акта 3.03.2016 г. выдан исполнительный лист.
14.03.2016 г. администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявкой о выделении из краевого бюджета средств, для приобретения жилого помещения для предоставления Б.Ж.А.
17.06.2016 г. во исполнение указанного исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску в отношении должника Администрации Большеулуйского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №3739/16/24097-ИП., установлен срок для добровольного исполнения судебного акта - 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, копия постановления получена должником 2.12.2016 г.
11.04.2016 г. Министерство образования и науки Красноярского края проинформировало администрацию Большеулуйского района о направлении заявки о выделении средств необходимых для исполнения судебного акта в Министерство финансов Красноярского края, а также, что о выделении средств на приобретение жилого помещения для Б.Ж.А. администрации Большеулуйского района будет сообщено дополнительно.
Согласно Закону Красноярского края от 8.12.2016 г. №2-195 «о краевом бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 г. – 2019 г.», соглашению №22 от 6.02.2017 г. заключенному между Министерством образования Красноярского края и Администрацией Большеулуйского района, муниципальному образованию Большеулуйский район выделены средства из краевого бюджета в размере 10786,9 тыс. рублей и из федерального бюджета 4220,5 тыс. рублей, для обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Б.Ж.А.
Постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 22.12.2016 г. Даниловой Е.А., в связи с неисполнением в установленный срок судебного акта, с должника Администрации Большеулуйского района Красноярского края взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей.
Таким образом, судом установлено, что судебным актом от 29.01.2016 г. вступившим в законную силу 3.03.2016 г. на администрацию Большеулуйского района Красноярского края возложена обязанность предоставить Б.Ж.А. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже 28 кв.м. В соответствии с законодательством Красноярского края финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется за счет средств выделяемых из краевого бюджета. Собственными средствами и жилыми помещениями находящимися в муниципальной собственности, за счет которых возможно исполнить решении суда, должник не располагает. До возбуждения исполнительного производства, 14.03.2016 г. должником - Администрацией Большеулуйского района во исполнение судебного акта, направлена заявка о выделении из краевого бюджета средств на приобретение жилого помещения для предоставления Б.Ж.А. 17.06.2016 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, должнику – Администрации Большеулуйского района предоставлен 5 дневной срок для исполнения указанного судебного решения, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 2.12.2016 г. На основании Закона Красноярского края от 8.12.2016 г. №2-195 «о краевом бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 г. – 2019 г.», и соглашения №22 от 6.02.2017 г. заключенному между Министерством образования Красноярского края и Администрацией Большеулуйского района, муниципальному образованию Большеулуйский район выделены средства из краевого бюджета в размере 10786,9 тыс. рублей и из федерального бюджета 4220,5 тыс. рублей, для обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Б.Ж.А. Постановлением судебного пристава–исполнителя от 22.12.2016 г. в связи с неисполнением судебного акта в установленный срок, с Администрации Большеулуйского района Красноярского края взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для освобождения Администрации Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора, поскольку, возлагаемая судебным решением на орган местного самоуправления обязанность предоставить жилое помещение Б.Ж.А., была неразрывно связана с исполнением обязательств Правительством Красноярского края в области выделения финансирования на приобретение указанного жилого помещения, при этом, должником были приняты необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, а именно, при отсутствии собственных средств необходимых для исполнения судебного решения, должником своевременно была направлена заявка на выделение средств из краевого бюджета, на основании поданной заявки, на 2017 год выделены средства из краевого и федерального бюджета для исполнения судебного решения.
Также следует отметить, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку администрация в своей деятельности по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот ограничена установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Таким образом, неисполнение судебного акта в установленный судебным приставом срок, обусловлено не бездействием должника, а процедурой выделения средств из краевого бюджета, а также соблюдением предусмотренного законодательством порядка приобретения имущества для муниципальных нужд.
Из указанного следует, что неисполнение Администрацией Большеулуйского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по предоставлению жилого помещения Б.Ж.А., нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
Вместе с тем, требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, удовлетворению не подлежат, поскольку, несмотря на наличие оснований для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора, должником не было представлено судебному приставу доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, в этой связи, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения указанного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Администрации Большеулуйского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДХ по г. Красноярску Даниловой Е.А., МОСП по ИИДХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю, удовлетворить частично.
Освободить Администрацию Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства №3739/16/24097-ИП от 17.06.2016 г.
В удовлетворении административного иска о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДХ по г. Красноярску от 22.12.2016 г. о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей с Администрации Большеулуйского района Красноярского края, вынесенного в рамках исполнительного производства №3739/16/24097-ИП от 17.06.2016 г., отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2017 г.
Судья Сидоренко А.В.