УИД 37RS0013-01-2023-000289-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2023 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С., с участием помощника прокурора Палехского района Шалаева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Палехского района к администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района о возложении обязанности в сфере защиты прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
30 марта 2023 года прокурор Палехского района обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском к администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, в котором просит обязать ответчика в срок до 01 августа 2023 года разместить перед входом во внутренние помещения здания администрации Пановского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с дверью со стороны дверной ручки тактильную табличку для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения с указанием назначения помещения, в которых оказываются услуги, на высоте от 1,2 м до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению законодательства о защите прав инвалидов в деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Палехского муниципального района. В ходе проверки установлено, что здание администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям законодательства о защите прав инвалидов, а именно: перед входом во внутренние помещения здания администрации рядом с дверью со стороны дверной ручки не размещена тактильная табличка для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения с указанием назначения помещения, в которых оказываются услуги, на высоте от 1,2 м до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема. Несоблюдение администрацией Пановского сельского поселения обязательных требований в сфере защиты прав инвалидов нарушает их законные права и интересы, что является недопустимым. Ссылаясь на положения ст.ст.2,15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просит удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Шалаев А.А. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие, указавшего на отсутствие возражений по иску.
Заслушав мнение помощника прокурора, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями ст.17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 ГрК РФ).
Как следует из положений Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации (ст.14). Организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в частности, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст.15).
П.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в приказе Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
П. 6.5.9 СНиП 35-01-2001 предусматривает Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, на здание администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, как объекта социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, а потому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Из материалов дела следует, что в результате осмотра 23 марта 2023 года здания администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что перед входом во внутренние помещения здания администрации рядом с дверью со стороны дверной ручки не размещена тактильная табличка для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения с указанием назначения помещения, в которых оказываются услуги, на высоте от 1,2 м до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема, что подтверждается фотоматериалом.
Указанный осмотр произведен с участием главы Пановского сельского поселения ФИО4, замечания на составленный по результатам осмотра акт отсутствуют.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не использование стороной указанного диспозитивного права на представление возражений или доказательств в их обоснование влечет вынесение решения только по доказательствам, представленным другой стороной.
Выявленные нарушения ведут к ограничению прав слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым администрацией услугам.
Здание администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в целях соблюдения принципа полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
Поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения после представления прокурора до настоящего времени не устранены, исковые требования подлежат удовлетворению.
Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности до 01 августа 2023 года, суд полагает разумным и достаточным.
По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Таким образом, заявленные исковые требования о возложении обязанности в сфере защиты прав инвалидов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Палехского района к администрации Пановского сельского поселения Палехского муниципального района о возложении обязанности в сфере защиты прав инвалидов - удовлетворить.
Обязать администрацию Пановского сельского поселения Палехского муниципального района в срок до 01 августа 2023 года разместить перед входом во внутренние помещения здания администрации Пановского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с дверью со стороны дверной ручки тактильную табличку для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения с указанием назначения помещения, в которых оказываются услуги, на высоте от 1,2 м до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Луговцева
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2023 года
Председательствующий С.В. Луговцева