Решение по делу № 2а-363/2019 от 11.09.2018

                            24RS0046-01-2018-004683-19

Дело № 2а-363/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2019 года                                         г. Красноярск

Свердловский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бацунина Е.Г.

при секретаре Луновской О.Г.

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Рыбакова А.Н.,

представителя ответчика администрации города Красноярска Углова А.А., действующего на основании доверенности от 17.11.2017 года,

представителя ответчика департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Есиной А.А., действующей на основании доверенности от 21.12.2018 года,

представителя ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Вагаповой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года,

представителя заинтересованного лица ООО УК «Орбита» Волчковой И.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 года,

представителя заинтересованного лица ООО УК «ОРБИТА-СЕРВИС» Лебедева С.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2019 года,

представителя заинтересованного лица ООО «Сибирская сетевая компания» Гнездилова А.В., действующего на основании доверенности от 01.12.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, департаменту градостроительства администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учет.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Красноярского края Зайцева И.А. о незаконном бездействии администрации города Красноярска в части непринятия на учет бесхозяйных канализационных, тепловых, водопроводных и электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилого комплекса «Белые росы». К объекту проверки отнесен ФИО1 комплекс «Белые росы», состоящий из многоквартирных домов, расположенных в Свердловском районе города Красноярска по следующим адресам: <адрес>, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 30, 32; <адрес> набережная, 17, 19, 19а, 21, 23, 25, 29, 31, 33, 35, 41. В ходе проверки установлено, что указанные выше многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию. Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию содержат сведения об объектах капитального строительства – инженерных сетях с указанием их фактической протяженности (сети теплоснабжения, водопровода, канализации, сети наружного освещения, сети электроснабжения 0,4 кВ). Проектная документация также содержит план наружных сетей, сводный план сетей инженерного обеспечения, план сети В1, планы трассы сетей 0,4 кВ (наружное освещение). Таким образом, при осуществлении строительства многоквартирных жилых домов в целях обеспечения снабжения их коммунальными ресурсами застройщиком было предусмотрено строительство внешних инженерных сетей, предназначенных для обслуживания комплекса жилых домов в целом; указанные инженерные сети введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными жилыми домами и предназначены для их эксплуатации. Список имущества (далее по тексту «объекты»), с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, не имеющего собственника и собственник которого не известен, на территории жилого комплекса «Белые росы» в городе Красноярске по следующим адресам:

- <адрес>; сети водоснабжения от водопроводного колодца ПГ-16 до жилого дома по <адрес> протяженностью 16 м; сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 52 м; сети наружного освещения от ТП-1 до опор , 23, 24, 17, 27, 28, 33, 38, 39 в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 305 метров; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по <адрес> Г до жилого дома по <адрес> протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 128 метров;

- <адрес>; сети водоснабжения от колодца ПГ-17 до жилого <адрес> протяженностью 14 м; сети канализации от колодца 5 и жилого <адрес> до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого <адрес> протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания по <адрес> до жилого <адрес> протяженностью 154 м; сети наружного освещения от нежилого здания Г по <адрес> набережная до опор в районе жилого <адрес> протяженностью 398 м;

- <адрес>; сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сети водопровода протяженностью 691 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети наружного освещения протяженностью 985 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 271 м;

- <адрес>; сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до жилого дома по <адрес> протяженностью 33 м; сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 185 м; сети наружного освещения от существующей опоры до опоры , опоры в районе дома по <адрес> протяженностью 261 м;

- <адрес>; сеть канализации от КК-1 до КК в районе жилого <адрес> протяженностью 88 м; сеть водопровода от ВК (сущ) до жилого дома по <адрес> протяженностью 22 м; сети наружного освещения от ТП-3047, существующей опоры до опор , 8, 10 существующей опоры в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 268 метров; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 179 м;

- <адрес>; сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м; сети канализации протяженностью 86 м; сети наружного освещения протяженностью 91 и 138 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 101м;

- <адрес>; сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м; сеть канализации протяженностью 86 м; сети наружного освещения протяженностью 204 метра; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;

- <адрес> набережная, <адрес>; сети водопровода от ПГ-5 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной 17 протяженностью 30 м; сети канализации от колодца К9 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети наружного освещения от опоры до опоры в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 50 м; сети наружного освещения от ТП-2049 до опоры в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 протяженностью 52 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 94 м;

- <адрес> набережная, <адрес>, 19а; сети водопровода от ПГ-4 (сущ) но жилого дома по Ярыгинской набережной, 19а протяженностью 61 м; сети канализации от колодца К1 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, <адрес>, 19а до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети наружного освещения от ТП-2049 до опор 1, 2, 4, 5, 16 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, <адрес>, 19а протяженностью 205 м; сети электроснабжения от ТП-2049 жилых домов, 19, 19а протяженностью 125 м;

- <адрес> набережная, <адрес>; наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, 25 протяженностью 78 м; тепловые сети от УТ сущ (УТ2) до ДКЗ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 306 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 226 м; сети наружного освещения от ТП-3049 до опор , 6 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, <адрес>, 29 протяженностью 240 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 290 м;

- <адрес> набережная, <адрес>; тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 29, до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 31 протяженностью 23 м; сети канализации от КК сущ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 31 протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 68 м; сети освещения от ТП-3049 до опор , 17, 19 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 137 м;

- <адрес> набережная, <адрес>; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП- 3047 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 223 м; сети наружного освещения от опоры, существующей 1 до опоры , от опоры существующей 2 до опор , 10, 11, 12 от опоры существующей 3 до опоры в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, 31 протяженностью 276 м.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятие мер, направленных на постановку на учет бесхозных объектов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит возложить обязанность на администрацию города Красноярска и департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия указанных выше объектов, не имеющих собственника и собственник которых не известен, на учет в качестве бесхозяйного имущества в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора Рыбаков А.Н. в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации города Красноярска Углов А.А. (полномочия проверены) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства администрации <адрес> Есина А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что департамент является ненадлежащим ответчиком, поскольку согласно положению о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>, департамент участвует в проведении технического обследования объектов водоснабжения, водоотведения, тепло-, электроснабжения в случае оформления их в муниципальную собственность; проводит организационную работу по приемке в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья, инженерных сетей и коммуникаций, улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства в соответствии с нормативными правовыми актами города; определяет теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, с передачей бесхозяйных тепловых сетей указанной организации в соответствии с действующим законодательством до признания на них права собственности.

В судебном заседании представитель административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска Вагапова А.В. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения заявленных требований. Дополнив, что функции по решению вопроса и осуществления действий по постановке бесхозяйных недвижимых вещей органом местного самоуправления возлагаются не только на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, а непосредственно на несколько органов определённых в Распоряжение администрации г. Красноярска от 25.05.2011 г. N 510-ж «Об утверждении Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности». Вместе с тем, в рамках реализации полномочий по обращению в орган с заявлением по постановке объекта на бесхозяйный учет в адрес департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска департаменту городского хозяйства необходимо представить следующие документы: акт технического состояния Объекта (со схемой расположения Объекта на местности), составленный межведомственной комиссией по приемке объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность либо межведомственной комиссией по приемке зданий, строений, сооружений, элементов благоустройства в муниципальную собственность, заключение о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность либо в собственность Организации, а также копию заявления для осуществления дальнейших действий по принятию Объекта на учет в качестве бесхозяйного. Однако, до настоящего времени указанные документы по объектам водоотведения (канализации), также как и по объектам электроснабжения, освещения в адрес департамента не поступили. Таким образом, возложение полномочий на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по обращению с заявление о постановке указанных объектов на бесхозяйный учет, в отсутствие обязанности департамента городского хозяйства представить документы, указанные в распоряжении администрации 510-ж, не допустимо. Учитывая, что сети электроснабжения и освещения, расположены на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, то основания для принятия их в муниципальную собственность и обращение с заявлением о постановке их на учет в качестве бесхозяйного имущества у органов местного самоуправления отсутствуют.

Представители заинтересованных лиц ООО УК «Орбита» ФИО8, ООО УК «ОРБИТА-СЕРВИС» ФИО9 в судебном заседании требования прокурора поддержали в полном объеме, дополнив, что объекты, находящиеся в управлении управляющих компаний возводились застройщиком ООО «Белые росы» вместе с инженерным обеспечением: сетями теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, наружного освещения, трансформаторными подстанциями, канализационными насосными станциями. На объекты инженерного обеспечения застройщик свое право собственности как на вновь созданное имущество на основании ст.ст. 218, 219 ГК РФ не регистрировал, участникам долевого строительства данные объекты также не передавались. Построенные вместе с многоквартирными домами объекты инженерного обеспечения, в силу положений ст. 36 ЖК РФ и п. 8 Постановления Правительства РФ не могут быть отнесены к общему имуществу, поскольку «Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом», а инженерные сети, являющиеся предметом спора, представляют собой часть единого комплекса оборудования, обслуживающего ФИО1 район в целом. Уличное освещение изначально включено в проектную документацию как отдельный объект - единая внутриквартальная сеть наружного освещения, не запитанная от жилых домов. Инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД, но собственникам, в составе общего имущества МКД застройщиком не передавались, позднее - в состав общего имущества собственниками не включались. В настоящий момент в существующем виде сети наружного освещения не могут быть отнесены к общедомовому имуществу, поскольку представляют собой единую сеть.

Представитель заинтересованного лица ООО «Сибирская сетевая компания» ФИО10 (полномочия проверены) в судебном заседании пояснил, что электроустановки, а также кабельные линии от подстанций до жилых домов Карамзина 14, 16, Ярыгинская набережная 17, 19, 19а, 25, 29 обслуживаются застройщиком ООО «Белые росы» по договорам безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ТП 2044, 3040, 3047 кабельные линии 6 кВ, кабельные линии 0,4 кВ на данный момент обслуживаются ООО ЭСК «Энергия» и переданы ООО «ССК» по договору безвозмездного пользования имущества от ДД.ММ.ГГГГ. По электроустановкам и кабельным линиям между ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго», ООО УК «Орбита» и ООО «ССК» подписаны акты раздела балансовой и эксплуатационной ответственности, они включены в тариф по передаче электрической энергии региональной энергетической комиссией Красноярского края. Просил данные сети считать не бесхозными. Дополнительно пояснил, что действительно сети наружного освещения представляют собой единую сеть, однако возможно её разъединение, путем реконструкции и запитке напрямую от многоквартирного жилого дома.

Представитель заинтересованного лица директор ООО УК «КРАСЖИЛКОМ» ФИО11 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, требования истца поддержал в полном объеме.

Представители ответчика департамента градостроительства администрации города Красноярска, заинтересованных лиц ООО «КрасКом», ПАО «Красноярскэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири», ООО ЭСК «Энергия», ООО «Электрические сети Сибири», конкурсный управляющий ООО «Белые Росы» ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проверки, проведенной прокуратурой Свердловского района г. Красноярска, жилого комплекса «Белые росы» выявлен факт нахождения спорных канализационных, тепловых, водопроводных и электрических сетей, организации уличного освещения на территории жилых домов в Свердловском районе города Красноярска по следующим адресам: <адрес>, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 30, 32; <адрес> набережная, 17, 19, 19а, 21, 23, 25, 29, 31, 33, 35, 41, собственник которых неизвестен.

Указанные выше многоквартирные жилые дома введены в эксплуатацию, что подтверждается представленными в материалы дела разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Белые росы» (арендодатель) и ООО «Сибирская сетевая компания» (арендатор), арендодатель передает арендатору в безвозмездное пользование следующие объекты, расположенные в г. Красноярске, Свердловском районе, район микрорайона Белые росы; РП , расположенная в западнее дома по <адрес> набережная 17, ТП , расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 21; ТП , расположенная западнее дома Карамзина, 12; ТП , расположенная западнее дома Карамзина 10, ТП , расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 22; ТП , расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 25; ТП расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 24; ТП , расположенная западнее дома строительным адресом Белые росы, 26; ТП , расположенная западнее дома со строительным адресом Белые росы, 27; ТП-6/0,4 кВ (ТП ), расположенная западнее дома со строительным адресом Белые росы, 28 к кабельные линии 6 кВ, кабельные линии 0,4 кВ. расположенные в <адрес>, район микрорайона Белые росы, <адрес> д.В, <адрес>, Ярыгинская набережная <адрес>, д,29, подключенных от ТП , ТП , ТП , ТП , ТП , ТП 222055, ТП , ТП , ТП .

ООО «Сибирская сетевая компания» (арендатор) принял в аренду от ООО «Белые росы» (арендодатель) указанное выше электрооборудование, что подтверждается актом приема-передачи оборудования, являющегося приложением к договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ.

Из договора безвозмездного пользования имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО ЭСК «Энергия» (ссудодатель) и ООО «ССК» (ссудополучатель), следует, что ссудодатель передает ссудополучателю во владение и пользование трансформаторные подстанции , , и размещенное в них оборудование (п. 1.1). Имущество передается ссудодателю в целях осуществления им деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. При принятии решений, связанных с эксплуатацией трансформаторных подстанций, ссудополучатель обязан приоритетно учитывать интересы собственников помещений в многоквартирных жилых домах микрорайона «Белые росы» (п. 1.2).

Передача указанного выше имущества подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, представленными в материалы дела, между сетевыми организациями и управляющими компания определены границы балансовой принадлежности электроустановок сторон, а также границы эксплуатационной ответственности сторон.

Как следует из ответа конкурсного управляющего ООО «Белые Росы» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Белые Росы» признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО12 Спорные инженерные сети не включены в конкурсную массу ООО «Белые росы», в связи с их строительством за счет средств целевого финансирования. Документы о передачи инженерных сетей жилых домов ФИО1-либо конкурсным управляющим в документации общества не обнаружены.

Разрешая требования истца о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учет, а именно сетей канализации, тепловые и электрические сети, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения и городского округа относятся организация в границах соответственно сельского поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

В силу п.п. 4 - 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые в свою очередь должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты.

Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления городского округа, поселения обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, сетей канализации, тепловых сетей, сетей электроснабжения, а также на основании ст. 225 ГК РФ обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности обозначенных выше систем водоотведения, сетей канализации, тепловых сетей, сетей электроснабжения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные выше сети фактически существуют, являются объектами инженерной инфраструктуры, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, следовательно, они являются недвижимыми вещами, находятся в границах муниципального образования, суд приходит к выводу, что непринятие ответчиком мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушения конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно Уставу города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N В-62, Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.

Распределение компетенции органом местного самоуправления является элементом муниципального управления.

Учитывая изложенное, а также то, что администрация г. Красноярска является исполнительно-распорядительным органом, свои полномочия может реализовать через структурные подразделения, в данном случае полномочиями по постановке на учет бесхозяйного имущества наделен департамент имущественных отношений администрации г. Красноярска, суд полагает необходимым возложить обязанность именно на администрацию города Красноярска и департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Из п.2.1 Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -ж, следует, что полномочия на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия объекта на учет в качестве бесхозяйного, возложены на департамент муниципального имущества и земельных отношений, а полномочия по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на имущество возложены на администрацию района в городе по месту расположения имущества.

Таким образом, оснований для возложения обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества на департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, департамент градостроительства администрации города Красноярска не имеется, в связи с чем исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска к департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, департаменту градостроительства администрации города Красноярска не подлежат удовлетворению.

Определяя состав бесхозяйного имущества, судом учтено, что согласно представленных в материалы дела уведомлений, а также письменных пояснений ответчиков, на момент рассмотрения настоящего спора, ответчиками в качестве бесхозяйного поставлено на учет следующее имущество:

- <адрес>: сети водоснабжения от водопроводного колодца ПГ-16 до жилого дома по <адрес> протяженностью 16 м;

- <адрес>: сети водоснабжения от колодца ПГ-17 до жилого <адрес> протяженностью 14 м;

- <адрес>: сети водопровода протяженностью 691 м; сеть канализации протяженностью 454 м;

- <адрес>: сети водопровода от колодца ПГ (сущ) до жилого дома по <адрес> протяженностью 33 м;

- <адрес>: сеть водопровода от ВК (сущ) до жилого дома по <адрес> протяженностью 22 м;

- <адрес>: сети теплоснабжения протяженностью 288 м; сети водопровода протяженностью 467 и 9 м;

- <адрес> набережная, <адрес>: сети водопровода от ПГ-5 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной 17 протяженностью 30 м;

- <адрес> набережная, <адрес>, 19а: сети водопровода от ПГ-4 (сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 19а протяженностью 61 м;

- <адрес> набережная, <адрес>: тепловые сети от УТ сущ (УТ2) до ДКЗ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 306 м.

Поскольку материалы дела не содержат сведений о собственниках имущества, которое истец считает бесхозяйным, указанное истцом имущество построено и введено в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями объектов на ввод в эксплуатацию, то следовательно постановке на учет в качестве бесхозяйного подлежит следующее имущество:

- по <адрес>: сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 52 м; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по <адрес> Г до жилого дома по <адрес> протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 128 метров;

- по <адрес>: сети канализации от колодца 5 и жилого <адрес> до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого <адрес> протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания по <адрес> до жилого <адрес> протяженностью 154 м;

- по <адрес>: сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 271 м;

- по <адрес>: сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 185 м;

- по <адрес>: сеть канализации от КК-1 до КК в районе жилого <адрес> протяженностью 88 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 179 м;

- по <адрес>: сети теплоснабжения протяженностью 42 м; сети водопровода протяженностью 22 м; сети канализации протяженностью 84 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 101м;

- по <адрес>: сеть канализации протяженностью 86 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: сети канализации от колодца К9 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 94 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>, 19а: сети канализации от колодца К1 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, <адрес>, 19а до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети электроснабжения от ТП-2049 жилых домов, 19, 19а протяженностью 125 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, 25 протяженностью 78 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 226 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 290 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 29, до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от ПГ-16(сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 29 протяженностью 104 м; сети канализации от КК сущ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 31 протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 68 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП- 3047 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 223 м.

Довод представителя сетевой организации, что спорные сети электроснабжения переданы на основании договора безвозмездного пользования, в связи с чем бесхозяйным имуществом не являются, суд отклоняет, поскольку право собственности на указанные сети не оформлено, доказательств, свидетельствующих о признания права собственности на сети электроснабжения не представлено, на балансе какой-либо организации не стоит, являются объектами инженерной инфраструктуры, органами местного самоуправления для эксплуатации в сетевые организации не передавались.

Кроме того, принятие сетей электроснабжения на техническое обслуживание не устраняет режима бесхозяйной вещи, а в силу ст. ст. 209, 210 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Свердловского района города Красноярска в части возложения обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество, а именно: спорные системы водоотведения, сети канализации, тепловые сети, сети электроснабжения, на учет, подлежащими частичному удовлетворению.

Разрешая требования истца о возложении обязанности в части поставки на учет сетей наружного освещения в качестве бесхозяйного объекта, суд учитывает следующее.

В ходе выездного судебного заседания судом установлено, что наружные сети освещения являются освещением внутридомовой территории многоквартирных жилых домов, поскольку освещают тротуары, дорожки, детские площадки, к освещению улиц не относятся.

Таким образом, сети освещения в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи составляют единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, в связи с чем право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации.

Вместе с тем, из пояснений представителя сетевой организации данных в ходе судебного заседания, следует, что хотя сети наружного освещения и являются единым комплексом, однако возможна их реконструкция с индивидуальным подключением к многоквартирному жилому дому напрямую.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «КРАСЖИЛКОМ» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснял, что в домах, расположенных по адресу <адрес>, 22, произведена реконструкция, и сети наружного освещения подключены индивидуально к каждому из многоквартирных домов.

Как предусмотрено п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.

При этом, следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Подпунктом "д" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, пояснения представителей сетевой организации, представителя ООО УК «КРАСЖИЛКОМ», суд приходит к выводу, что перемещение сетей наружного освещения без несоразмерного ущерба их назначению возможно, вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения, и участия в расходах на данные мероприятия в силу ст. 39 ЖК РФ относятся к компетенции собственников многоквартирного дома.

Кроме того, судом учтено, что согласно п.5 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельным кодексом Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (объектов недвижимости), согласно которому все неразрывно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законными (пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ).

Поскольку сети наружного освещения, расположены на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, то оснований для постановки их на учет в качестве бесхозяйного имущества не имеется.

Доводы заинтересованных лиц о том, что сети наружного освещения не могут быть отнесены к общему имуществу собственников многоквартирного дома, отклоняются судом, поскольку сети наружного освещения созданы и предназначены для обслуживания многоквартирного дома, не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и введены в эксплуатацию вместе с многоквартирными домами, обеспечивают освещение внутридворовых тротуаров, дорожек и детских площадок, которые используются жильцами многоквартирного дома и не предназначены для широкого круга лиц, а значит являются общим имуществом, принадлежащим собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований в части поставки на учет сетей наружного освещения по <адрес> набережная, <адрес>, 19а, <адрес>, в качестве бесхозяйного объекта отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска, департаменту градостроительства администрации города Красноярска о возложении обязанности поставить бесхозное недвижимое имущество на учет – удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в целях принятия на учет в качестве бесхозяйного имущества в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, следующего имущества:

- по <адрес>: сети канализации от канализационных колодцев К14, к15 до канализационного колодца К11 (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 52 м; сети электроснабжения от трансформаторной подстанции по <адрес> Г до жилого дома по <адрес> протяженностью 127 метров; сети электроснабжения кабельная линия 6 кВ от РП до ТП-1, ТП-2, ТП-3, ТП-439 в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 128 метров;

- по <адрес>: сети канализации от колодца 5 и жилого <адрес> до колодца КК-13 протяженностью 100 м; сети теплоснабжения от УТ 1 сущ до жилого <адрес> протяженностью 163 м; сети электроснабжения от нежилого здания по <адрес> до жилого <адрес> протяженностью 154 м;

- по <адрес>: сети теплоснабжения протяженностью 358 м; сеть канализации протяженностью 454 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 271 м;

- по <адрес>: сети канализации от колодца К1 до колодца К (сущ) в районе жилого дома по <адрес> протяженностью 60 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 185 м;

- по <адрес>: сеть канализации от КК-1 до КК в районе жилого <адрес> протяженностью 88 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3047 до жилого дома по <адрес> протяженностью 179 м;

- по <адрес>: сети теплоснабжения протяженностью 42 м; сети водопровода протяженностью 22 м; сети канализации протяженностью 84 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 101м;

- по <адрес>: сеть канализации протяженностью 86 м; сети электроснабжения напряжением 0,4 кВ протяженностью 347 м, 149 м; сети электроснабжения напряжением 6 кВ протяженностью 685 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: сети канализации от колодца К9 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 17 до колодца К14 (сущ) протяженностью 108 м; сети электроснабжения от ТП-2049 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 94 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>, 19а: сети канализации от колодца К1 в районе жилых домов по Ярыгинской набережной, <адрес>, 19а до колодца К7 (сущ) протяженностью 113 м; сети электроснабжения от ТП-2049 жилых домов, 19, 19а протяженностью 125 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: наружные сети канализации от КК-7 до КК (сущ) (КК-9) в районе жилого дома по Ярыгинской набережной, 25 протяженностью 78 м; сети канализации от КК-1 дол КК-3 в районе пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 23 м; тепловые сети от УТ5 до ДК5, до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 7 м; наружные сети водоснабжения от точки Т.1 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной 25 протяженностью 35 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 226 м; сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3050 до пристраиваемого магазина к жилому дому по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 290 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: тепловые сети от КРП до дренажных колодцев ДК1, ДК2, до жилого дома по Ярыгинской набережной 29 протяженностью 189 м; наружные сети канализации от колодца КК-1 в районе жилого дома по Ярыгинской набережной 29, до КК-15 (сущ) протяженностью 163 м; сети водопровода от ПГ-16(сущ) до жилого дома по Ярыгинской набережной, 29 протяженностью 104 м; сети канализации от КК сущ, до жилого дома по Ярыгинской набережной 31 протяженностью 103 м; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП-3048 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 68 м;

- по <адрес> набережная, <адрес>: сети электроснабжения 0,4 кВ от ТП- 3047 до жилого дома по Ярыгинской набережной, <адрес> протяженностью 223 м.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                      Е.Г. Бацунин

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2019 года.

Копия верна

Судья                                        Е.Г. Бацунин

2а-363/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Свердловского района г. Красноярска
Ответчики
Администрация г. Красноярска
ООО "Белые росы"
Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Другие
ООО УК "КрасЖилКом"
ООО УК "ОрбитаСервис"
ООО УК "Орбита"
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
sverdl.krk.sudrf.ru
11.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
12.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2018[Адм.] Судебное заседание
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
20.12.2018[Адм.] Судебное заседание
21.12.2018[Адм.] Судебное заседание
18.01.2019[Адм.] Судебное заседание
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2020Дело оформлено
21.03.2020Дело передано в архив
18.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее