Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2020 г.                                                              Адрес .

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Хубиева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания – ФИО 2,

с участием:

Хабезского межрайонного прокурора КЧР – ФИО 3

представителя ответчика – Правительства КЧР – ФИО 7,

представителя администрации Кара-Пагского сельского поселения – ФИО 5,

представителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР – ФИО 6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адрес Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермической ямы (скотомогильника)

УСТАНОВИЛ:

Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит:

Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1Адрес

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник).

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной на земельном участке находящуюся Адрес

В судебном заседании Хабезский межрайонный прокурор – ФИО 4, представитель администрации Кара-Пагского сельского поселения – ФИО 5, представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР – ФИО 6, поддержали доводы искового заявления, просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства КЧР – ФИО 7 просила отказать в удовлетворении требований истца, в части предъявленных Правительству КЧР.

Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики направил в суд ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с занятостью в судебном процессе в Арбитражном суде КЧР.

Обсуждая данное ходатайство, суд приходит к следующим выводам.

На основании положений ст. 35 ГПК РФ, участвующие в деле лица должны добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 167 ГПК РФ суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин неявки лиц, участвующих в деле, уважительными.

Признание причины неявки стороны уважительной, разрешается по усмотрению суда и не является абсолютной его обязанностью. При этом обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.

Как следует из материалов дела, в подтверждение уважительности причины неявки в судебное заседание представителя ответчика никаких доказательств не представлено. Участие представителя юридического лица в другом судебном заседании, не свидетельствует об уважительности неявки в настоящее судебное заседание.

О том, что в производстве Прикубанского районного суда КЧР имеется настоящее гражданское дело ответчику было известно, что следует собственноручно подписанного извещения его представителем о времени и месте настоящего судебного заседания. При отложении предыдущего судебного заседания у всех участников выяснились возможные причины препятствующие назначению настоящего судебного заседания на конкретную дату, в том числе у представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, возражений не было заявлено.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что судом предприняты все возможные меры для извещения сторон, имеются все основания к рассмотрению дела в отсутствие ответчика, причину неявки которого суд признает неуважительной согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. При этом, суд исходит из того, что судебное разбирательство по данному дело приняло затяжной характер и отложение судебного разбирательства по причине неявки в судебное заседание представителя ответчика приведет к затягиванию процесса, тем самым, нарушив, разумные сроки рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив имеющие материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что прокурор Адрес КЧР обратился в суд с исковыми требованиями о признании государственной собственностью биотермической ямы (скотомогильника), расположенной на территории Кара-Пагского сельского поселения, просил признать государственной собственностью биотермическую яму (скотомогильник), находящийся на расстоянии 1Адрес , просил обязать Правительство КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на бесхозяйное имущество – скотомогильник (биотермическую яму), расположенную на территории Абазинского муниципального района, а.Кара-Паго и организовать мероприятия по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона Российской Федерации от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу статей 5 и 6 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 названного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. дата Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от дата N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. В связи с указанным, довод возражений Правительства КЧР о том, что спорным скотомогильником должна заниматься администрация Абазинского муниципального района, основан на неправильном толковании федерального законодательства.

Пункт п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от дата N 13-7-2/469) о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Согласно позиции, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от дата N КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п. 6.1 названных Правил указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Суд полагает, что с момента создания такого объекта как скотомогильник он является государственной собственностью, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти своих должностных обязанностей в отношении данного объекта не свидетельствует об обратном.

Из представленных суду документов следует, что спорный скотомогильник является бесхозяйным, даты его постройки и ввода к эксплуатацию неизвестны в связи с отсутствием каких-либо документов в РГБУ «Государственный архив КЧР».

Исходя из положений вышеприведенных норм, суд полагает требования прокурора о признании государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики спорного скотомогильника подлежащими удовлетворению.

Доводы возражений на исковое заявление Минимущества КЧР о том, что оно не является ответчиком по требованиям о признании скотомогильника государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, признаются необоснованными, так как полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальным образованиям Правительством КЧР не передавались.

То, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, указано в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от дата ).

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федеральным законом от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от дата N 4979-1 "О ФИО 1" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ФИО 1 относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Из Указа Президента РФ от дата N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" следует, что одной из основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.п.13 п.14).

Таким образом, именно Правительство Карачаево-Черкесской Республики должно осуществить мероприятия по принятию скотомогильника в собственность субъекта.

Действия по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник) должны быть выполнены Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики ввиду следующего.

Согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от дата N 381 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики", Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим единую государственную политику в области ФИО 1 имуществом, земельными ресурсами, осуществляющим полномочия собственника имущества, являющегося государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (п.1.1). Министерство осуществляет полномочия по учету, ФИО 1 и распоряжению республиканским имуществом (п.3.1); осуществляет в установленном порядке учет республиканского имущества, ведение Реестра государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики (п. 3.1.7); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Карачаево-Черкесской Республики (п. дата ); осуществляет от имени Карачаево-Черкесской Республики юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики при ФИО 1 республиканским имуществом и его приватизации на территории Карачаево-Черкесской Республики (п. дата ); выступает от имени Карачаево-Черкесской Республики при государственной регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики на недвижимое имущество, составляющее казну Карачаево-Черкесской Республики, и сделок с ним (п. дата ).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий субъекту Российской Федерации, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти.

Исходя из изложенного, суд полагает, что именно Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, указанное истцом в качестве второго ответчика, обладает полномочиями по проведению мероприятий по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности субъекта на недвижимое имущество, поэтому на него следует возложить обязанности по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник).

Довод Правительства КЧР о том, что спорный скотомогильник биотермической ямой не является, а представляет собой расположенную в земле яму, за содержание которой должно отвечать администрация Адрес КЧР, опровергается следующими документами.

Наличие скотомогильника подтверждается письмом ФИО 1 КЧР от дата и приложенным к нему реестром скотомогильников (л.д.18-20); актом выездной проверки прокуратуры Адрес данного объекта от дата ; письмом Главы администрации Кара-Пагского сельского поселения от 24.01.2019г. о наличии скотомогильника (л.д.13); заключением кадастрового инженера от 06.02.2020г. с описанием, фото и чертежом скотомогильника; справкой федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР от дата , согласно которой дальнейшее использование скотомогильника невозможно ввиду нарушения пунктов 5.6, 5.7, 5.8, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, он подлежит утилизации; заключением ФИО 1 КЧР с описанием места расположения объекта и выводом о его несоответствии пунктам 5.4, 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в связи с чем скотомогильник подлежит утилизации.

Из материалов дела следует, что биотермическая яма (скотомогильник) расположен на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Данный объект является недвижимым имуществом, что следует из заключения кадастрового инженера.

Как установлено пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных. Контроль за выполнением требований Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники, и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учёт. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (7.1, 7.2, 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).

В соответствии с пунктом 7.3 указанных выше Правил ФИО 1 по Карачаево-Черкесской Республике данный объект поставлен на учёт как скотомогильник, с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки, то есть объект является скотомогильником, в котором хранятся биологические отходы.

В соответствии с пунктами 5.6, 5.7, 5.8, 6.4, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, территория скотомогильника (биотермической ямы) должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывается траншея глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывается мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывается яма размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладываются из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводятся выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурятся бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 метра над поверхностью земли.

Из представленных ФИО 1 КЧР документов усматривается, что спорный скотомогильник не отвечает вышеперечисленным требованиям, установленным Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В настоящее время действует "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата N 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к "могилам", а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).

Согласно положениям пункта 5.9 СП 289.1325800.2017 все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации. Особенности сооружения биотермических ям и консервации скотомогильников определены в пунктах 6.8 - 6.9.5 СП 289.1325800.2017.

Из заключения кадастрового инженера усматривается, что скотомогильник является подземным сооружением, по его периметру уложены железобетонные плиты, служащие основанием для бетонных плит перекрытия, площадь застройки 18,56 кв.м., высота сооружения 4,35 м., оно располагается ниже уровня земли, имеется боковое технологическое отверстие в виде люка; земельный участок не огорожен, его границы не уточнены. Данное сооружение является объектом капитального строительства.

Из письма ФИО 1 КЧР следует, что скотомогильник не соответствует пунктам 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в связи с чем подлежит утилизации, так как яма скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; отсутствует траншея с внутренней стороны забора по всему периметру с устройством вала из вынутого грунта; при строительстве ямы скотомогильника его стены не были выложены водонепроницаемым материалом и не выведены выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. Скотомогильник был построен из бетонных плит, часть которых отсутствует, нет вытяжной трубы диаметром 25 см и высотой 3 м.; отсутствует плотно закрываемая крышка; над ямой нет навеса, нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Считает необходимым утилизировать данную биотермическую яму с целью пресечения захоронения биоотходов с нарушениями действующего законодательства РФ.

В судебном заседании глава Кара-Пагского СП –ФИО 5 пояснил, что скотомогильник был построен во времена Советского Союза. Дальнейшее использование ямы невозможно, т.к. она не соответствует требованиям.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о необходимости организовать мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника, так как он не соответствует требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, переполнен и развален, в связи с чем представляет опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики.

Довод Правительства о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в части организации мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника является ФИО 1 Карачаево-Черкесской Республики, признается ошибочным.

Данные мероприятия может осуществлять только его собственник, каковым, по мнению суда, является Карачаево-Черкесская Республика в лице Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, применив указанные нормы права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермической ямы (скотомогильника), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник) следует возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики- исполнительный орган государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющий полномочия собственника имущества, являющегося государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, а по организации мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника - на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Адрес Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью законсервированной биотермической ямы (скотомогильника) удовлетворить.

Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник).

Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до дата устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, обязав организовать мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Прикубанский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                        Хубиев Ш.М.

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020г.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2020 г.                                                              Адрес .

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Хубиева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания – ФИО 2,

с участием:

Хабезского межрайонного прокурора КЧР – ФИО 3

представителя ответчика – Правительства КЧР – ФИО 7,

представителя администрации Кара-Пагского сельского поселения – ФИО 5,

представителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР – ФИО 6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адрес Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью биотермической ямы (скотомогильника)

УСТАНОВИЛ:

Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит:

Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1Адрес

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник).

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики организовать мероприятия по приведению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной на земельном участке находящуюся Адрес

В судебном заседании Хабезский межрайонный прокурор – ФИО 4, представитель администрации Кара-Пагского сельского поселения – ФИО 5, представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР – ФИО 6, поддержали доводы искового заявления, просили требования удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства КЧР – ФИО 7 просила отказать в удовлетворении требований истца, в части предъявленных Правительству КЧР.

Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики направил в суд ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с занятостью в судебном процессе в Арбитражном суде КЧР.

Обсуждая данное ходатайство, суд приходит к следующим выводам.

На основании положений ст. 35 ГПК РФ, участвующие в деле лица должны добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 167 ГПК РФ суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин неявки лиц, участвующих в деле, уважительными.

Признание причины неявки стороны уважительной, разрешается по усмотрению суда и не является абсолютной его обязанностью. При этом обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.

Как следует из материалов дела, в подтверждение уважительности причины неявки в судебное заседание представителя ответчика никаких доказательств не представлено. Участие представителя юридического лица в другом судебном заседании, не свидетельствует об уважительности неявки в настоящее судебное заседание.

О том, что в производстве Прикубанского районного суда КЧР имеется настоящее гражданское дело ответчику было известно, что следует собственноручно подписанного извещения его представителем о времени и месте настоящего судебного заседания. При отложении предыдущего судебного заседания у всех участников выяснились возможные причины препятствующие назначению настоящего судебного заседания на конкретную дату, в том числе у представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, возражений не было заявлено.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что судом предприняты все возможные меры для извещения сторон, имеются все основания к рассмотрению дела в отсутствие ответчика, причину неявки которого суд признает неуважительной согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. При этом, суд исходит из того, что судебное разбирательство по данному дело приняло затяжной характер и отложение судебного разбирательства по причине неявки в судебное заседание представителя ответчика приведет к затягиванию процесса, тем самым, нарушив, разумные сроки рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив имеющие материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что прокурор Адрес КЧР обратился в суд с исковыми требованиями о признании государственной собственностью биотермической ямы (скотомогильника), расположенной на территории Кара-Пагского сельского поселения, просил признать государственной собственностью биотермическую яму (скотомогильник), находящийся на расстоянии 1Адрес , просил обязать Правительство КЧР и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики осуществить кадастровый учет и зарегистрировать права на бесхозяйное имущество – скотомогильник (биотермическую яму), расположенную на территории Абазинского муниципального района, а.Кара-Паго и организовать мероприятия по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона Российской Федерации от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу статей 5 и 6 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 названного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. дата Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от дата N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. В связи с указанным, довод возражений Правительства КЧР о том, что спорным скотомогильником должна заниматься администрация Абазинского муниципального района, основан на неправильном толковании федерального законодательства.

Пункт п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ от дата N 13-7-2/469) о том, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника в соответствии с данными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, относится к эксплуатации скотомогильников (согласно наименованию раздела), но не к установлению вещных прав на них. Согласно позиции, высказанной в определении Верховного Суда Российской Федерации от дата N КАС06-193, признано недействующим содержащееся в п. 6.1 названных Правил указание на то, что скотомогильники, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности.

Суд полагает, что с момента создания такого объекта как скотомогильник он является государственной собственностью, а временное неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующими органами государственной власти своих должностных обязанностей в отношении данного объекта не свидетельствует об обратном.

Из представленных суду документов следует, что спорный скотомогильник является бесхозяйным, даты его постройки и ввода к эксплуатацию неизвестны в связи с отсутствием каких-либо документов в РГБУ «Государственный архив КЧР».

Исходя из положений вышеприведенных норм, суд полагает требования прокурора о признании государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики спорного скотомогильника подлежащими удовлетворению.

Доводы возражений на исковое заявление Минимущества КЧР о том, что оно не является ответчиком по требованиям о признании скотомогильника государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, признаются необоснованными, так как полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальным образованиям Правительством КЧР не передавались.

То, что муниципальному образованию не может вменяться в обязанность владение местами захоронения биологических отходов, расположенных на его территории, указано в п. 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от дата ).

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Возможности нахождения скотомогильников в собственности муниципального образования Федеральным законом от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусмотрено.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от дата N 4979-1 "О ФИО 1" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ФИО 1 относятся, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Из Указа Президента РФ от дата N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" следует, что одной из основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников, биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям в собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.п.13 п.14).

Таким образом, именно Правительство Карачаево-Черкесской Республики должно осуществить мероприятия по принятию скотомогильника в собственность субъекта.

Действия по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник) должны быть выполнены Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики ввиду следующего.

Согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от дата N 381 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики", Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики является исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, проводящим единую государственную политику в области ФИО 1 имуществом, земельными ресурсами, осуществляющим полномочия собственника имущества, являющегося государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (п.1.1). Министерство осуществляет полномочия по учету, ФИО 1 и распоряжению республиканским имуществом (п.3.1); осуществляет в установленном порядке учет республиканского имущества, ведение Реестра государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики (п. 3.1.7); принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Карачаево-Черкесской Республики (п. дата ); осуществляет от имени Карачаево-Черкесской Республики юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики при ФИО 1 республиканским имуществом и его приватизации на территории Карачаево-Черкесской Республики (п. дата ); выступает от имени Карачаево-Черкесской Республики при государственной регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики на недвижимое имущество, составляющее казну Карачаево-Черкесской Республики, и сделок с ним (п. дата ).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий субъекту Российской Федерации, от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти.

Исходя из изложенного, суд полагает, что именно Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, указанное истцом в качестве второго ответчика, обладает полномочиями по проведению мероприятий по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности субъекта на недвижимое имущество, поэтому на него следует возложить обязанности по постановке на кадастровый учет и по регистрации права собственности на биотермическую яму (скотомогильник).

Довод Правительства КЧР о том, что спорный скотомогильник биотермической ямой не является, а представляет собой расположенную в земле яму, за содержание которой должно отвечать администрация Адрес КЧР, опровергается следующими документами.

Наличие скотомогильника подтверждается письмом ФИО 1 КЧР от дата и приложенным к нему реестром скотомогильников (л.д.18-20); актом выездной проверки прокуратуры Адрес данного объекта от дата ; письмом Главы администрации Кара-Пагского сельского поселения от 24.01.2019г. о наличии скотомогильника (л.д.13); заключением кадастрового инженера от 06.02.2020г. с описанием, фото и чертежом скотомогильника; справкой федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО 1 по Адрес и КЧР от дата , согласно которой дальнейшее использование скотомогильника невозможно ввиду нарушения пунктов 5.6, 5.7, 5.8, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, он подлежит утилизации; заключением ФИО 1 КЧР с описанием места расположения объекта и выводом о его несоответствии пунктам 5.4, 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в связи с чем скотомогильник подлежит утилизации.

Из материалов дела следует, что биотермическая яма (скотомогильник) расположен на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Данный объект является недвижимым имуществом, что следует из заключения кадастрового инженера.

Как установлено пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к биологическим отходам относятся трупы животных и птиц, в том числе лабораторных. Контроль за выполнением требований Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники, и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учёт. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (7.1, 7.2, 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).

В соответствии с пунктом 7.3 указанных выше Правил ФИО 1 по Карачаево-Черкесской Республике данный объект поставлен на учёт как скотомогильник, с присвоением ему индивидуального номера и оформлением ветеринарно-санитарной карточки, то есть объект является скотомогильником, в котором хранятся биологические отходы.

В соответствии с пунктами 5.6, 5.7, 5.8, 6.4, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, территория скотомогильника (биотермической ямы) должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывается траншея глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывается мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывается яма размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладываются из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводятся выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурятся бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 метра над поверхностью земли.

Из представленных ФИО 1 КЧР документов усматривается, что спорный скотомогильник не отвечает вышеперечисленным требованиям, установленным Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В настоящее время действует "СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дата N 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который определяет биотермическую яму как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к "могилам", а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).

Согласно положениям пункта 5.9 СП 289.1325800.2017 все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации. Особенности сооружения биотермических ям и консервации скотомогильников определены в пунктах 6.8 - 6.9.5 СП 289.1325800.2017.

Из заключения кадастрового инженера усматривается, что скотомогильник является подземным сооружением, по его периметру уложены железобетонные плиты, служащие основанием для бетонных плит перекрытия, площадь застройки 18,56 кв.м., высота сооружения 4,35 м., оно располагается ниже уровня земли, имеется боковое технологическое отверстие в виде люка; земельный участок не огорожен, его границы не уточнены. Данное сооружение является объектом капитального строительства.

Из письма ФИО 1 КЧР следует, что скотомогильник не соответствует пунктам 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в связи с чем подлежит утилизации, так как яма скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; отсутствует траншея с внутренней стороны забора по всему периметру с устройством вала из вынутого грунта; при строительстве ямы скотомогильника его стены не были выложены водонепроницаемым материалом и не выведены выше уровня земли на 40 см. с устройством отмостки. Скотомогильник был построен из бетонных плит, часть которых отсутствует, нет вытяжной трубы диаметром 25 см и высотой 3 м.; отсутствует плотно закрываемая крышка; над ямой нет навеса, нет помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Считает необходимым утилизировать данную биотермическую яму с целью пресечения захоронения биоотходов с нарушениями действующего законодательства РФ.

В судебном заседании глава Кара-Пагского СП –ФИО 5 пояснил, что скотомогильник был построен во времена Советского Союза. Дальнейшее использование ямы невозможно, т.к. она не соответствует требованиям.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о необходимости организовать мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника, так как он не соответствует требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, переполнен и развален, в связи с чем представляет опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики.

Довод Правительства о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в части организации мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника является ФИО 1 Карачаево-Черкесской Республики, признается ошибочным.

Данные мероприятия может осуществлять только его собственник, каковым, по мнению суда, является Карачаево-Черкесская Республика в лице Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, применив указанные нормы права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермической ямы (скотомогильника), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Обязанности по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник) следует возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики- исполнительный орган государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющий полномочия собственника имущества, являющегося государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, а по организации мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника - на Правительство Карачаево-Черкесской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Адрес Карачаево-Черкесской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании государственной собственностью законсервированной биотермической ямы (скотомогильника) удовлетворить.

Признать государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики биотермическую яму (скотомогильник), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на указанную биотермическую яму (скотомогильник).

Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики в срок до дата устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, обязав организовать мероприятия по привидению в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной на земельном участке с кадастровым номером 09:02:0030501 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Адрес , находящуюся на расстоянии 1,5 км западнее от а.Кара-Паго.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Прикубанский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                        Хубиев Ш.М.

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020г.

1версия для печати

2-25/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хабезский межрайонный прокурор КЧР
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР
администрация Абазинского МР
Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике
администрация Кара-Пагского СП
Управление ветеринарии КЧР
Суд
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Хубиев Шамиль Магометович
Дело на сайте суда
prikubansky.kchr.sudrf.ru
24.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
08.09.2020Производство по делу возобновлено
09.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
09.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
29.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее