№ 2-2296/2024
64RS0047-01-2024-003423-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2024 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Корчугановой К.В.,
при помощнике судьи Емельяновой И.И.,
с участием истца Воронина В.А., представителя ОСФР – Ганиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронина Виталия Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Воронин В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию.
В обоснование требований указал, что <дата> он обратился с ОСФР с заявлением о назначении пенсии. Решением ОСФР от <дата> ему отказано в установлении страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемая для установления пенсии продолжительность трудового стажа. Данным решением не был засчитан в стаж период работы с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан, поскольку не поступили документы из компетентных органов. Данное решение считает необоснованным, поскольку согласно представленных им в пенсионный орган справок за спорный период ему начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы. С учетом уточнения требований просит признать решение ОСФР от <дата> незаконным и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области включить в его страховой стаж периоды работы с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан и обязать ОСФР назначить пенсию с <дата>
Истец Воронин В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Ганина Е.Н., просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. По данной категории дел бремя доказывания лежит на органе, чьи действия обжалуются.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях»).
Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон (статья 2 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК) в размере не менее 30.
Статьей 11 ФЗ «О страховых пенсиях» частью 1 предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона (это граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Если периоды работы и (или) иной деятельности протекали за пределами территории РФ, то такие периоды включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях»).
В статье 14 ФЗ «О страховых пенсиях» определены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа. Периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
20 декабря 2019 г. между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 01 января 2021 г.
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 01 января 2021 г.
Относительно стажа работы до 01 января 2021 г. Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 01 января 2002 г. и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 01 января 2002 г. учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 01 января 2021 г.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При установлении пенсии в соответствии с Соглашением от 20 декабря 2019 г. периоды стажа, приобретенные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с 13 марта 1992 г. территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. №122.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23 декабря 2020 г.
Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре «О стаже работы» отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.
Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке за период до 13 марта 1992 г. без направления формуляра «Запрос».
При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13 марта 1992 г. компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, при подсчете стажа Воронина В.А. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области не принят к расчету период работы Воронина В.А. с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан, что не отрицалось стороной ответчика в судебном заседании.
Из пояснений представителя следует, что данный период не был включен в стаж, поскольку от компетентного органа Казахстана не поступил формуляр, то есть у ОСФР отсутствовали сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица.
Рассматривая требования истца о включении периодов в страховой стаж, суд считает данные требования подлежащими удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.
Факт работы Воронина В.А. помимо его объяснений подтверждается совокупностью следующих доказательств: трудовой книжкой, справками о получении заработной платы в спорный период (№18-657 от 22 апреля 2024 г.).
Таким образом, спорные периоды работы Воронина В.А. подтверждены совокупностью доказательств, тогда как непредставление органом сведения не может повлечь для истца неблагоприятных последствий в виде отказа во включении спорных периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
Учитывая изложенное подлежат удовлетворению требования истца в части возложении обязанности на ответчика включить в стаж Воронина В.А. периоды работы: с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан.
В пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Как установлено судом <дата> Воронин В.А. в возрасте 49 лет обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области <дата> № Воронину В.А. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа.
Установлено наличие страхового стажа – 17 лет 05 месяцев 03 дня, стаж на соответствующих видах работ – 15 лет 11 месяцев 28 дней, ИПК установлен в размере 42, 47.
Учитывая, что при включении в страховой стаж истца периодов работы с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан будет составлять более 20 лет, а также факт достижения Ворониным В.А. <дата> – 50 лет, право на пенсионное обеспечение Воронин В.А. приобрел по состоянию на <дата>
В целях правовой определенности и восстановления пенсионных прав истца, суд полагает необходимым обязать пенсионный орган назначить Воронину В.А. страховую пенсию по старости с указанной даты.
Таким образом, решение в части отказа в назначении истцу пенсии подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Воронина Виталия Анатольевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области № от <дата> незаконным в части отказа в назначении пенсии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (ИНН 6452024495, ОГРН 1026403348014) включить в страховой стаж периоды работы Воронина Виталия Анатольевича: с <дата> по <дата> в должности формовщика ручной формовки Актюбинского Ордена Трудового Красного Знамени завода хромовых соединений Республики Казахстан, назначить досрочную страховую пенсию по старости с <дата>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья К.В. Корчуганова
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2024 г.