ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0018-01-2021-004762-68
судья Бунаева А.А.
дело поступило 25.01.2022 г. № 33-598/2022
А П ЕЛ Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 февраля 2022 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К., Ивановой В.А. при секретаре Цыденжаповой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оноховой Е.А. к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о взыскании задолженности и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 18 октября 2021 г., которым постановлено:
исковые требования Оноховой Е.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу Оноховой Е.А. задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 55 646,72 руб., по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 25 758,39 руб., по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 26 898,8 руб., проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 2 770,27 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 20 000 руб., всего 136 074,18 руб.
Обязать Межрегиональное территориальное управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу Оноховой Е.А. рассчитать и выплатить неустойку за задержку выплаты денежного содержания в размере 108 303,91 руб. за период с ... по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России.
В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в доход муниципального образования г.Улан-Удэ госпошлину в размере 3 421,48 руб.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., объяснения представителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Томченко Г.К., участвовавшего посредством видеоконференц-связи, Оноховой Е.А., ее представителя Нечкиной Э.Ц., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
обращаясь в суд с иском, Онохова Е.А. просила взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, составляющую 63 960,72 руб., по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 29 606,39 руб., по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 110 282,41 руб., проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 23 016,58 руб. и обязать ответчика рассчитать и выплатить неустойку за задержку выплаты денежного содержания в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Банка России за период с ... по день фактической выплаты задолженности по денежному содержанию, компенсацию морального вреда в размере 60 тыс. руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 35 тыс. руб. и по оформлению доверенности 2 тыс. руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Онохова Е.А. в период с ... по ... замещала должность государственной гражданской службы – <...> в Байкальском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Байкальское МУГАДН). Приказом Байкальского МУГАДН от ... ... Онохова Е.А. уволена с ... с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.06.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении выплачена денежная компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы в размере четырехмесячного денежного содержания, которая составила 304 146 руб. из расчета месячного содержания 76 036,5 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 140 784,18 руб. Однако в расчет указанных денежных компенсаций работодателем не включены суммы выплаченных средств материального стимулирования, являющиеся частью денежного содержания гражданского служащего. Также без учета выплаченных средств материального стимулирования работодателем выплачены отпускные за период с ... по ...
Заочным решением от 2 августа 2021 г. исковое заявление было удовлетворено частично. Определением суда от 20 сентября 2021 г. заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.
В заседание суда первой инстанции Онохова Е.А. не явилась, ходатайствуя о рассмотрении дела в ее отсутствие; ее представитель Нечкина Э.Ц. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила иск удовлетворить.
Представитель МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Лысак Е.Д. исковые требования не признал, заявил о применении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в отношении требований о выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, третье лицо о месте и времени судебного заседания было надлежащим образом извещено.
Районный суд постановил вышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда со ссылкой на то, что при выплате причитающихся истцу компенсаций ответчик руководствовался пунктом 7 Приказа Ространснадзора от .... ... и пунктом 6 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ... ... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2020 г.», в соответствии с которыми в расчет заработной платы начисления по материальному стимулированию гражданских служащих не включаются.
Также апеллянт ссылается на Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г., в котором указано, что нормы статьи 139 Трудового кодекса РФ о правилах исчисления средней заработной платы к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, применению не подлежат. Полагает, что ежегодное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, имеющее целевой характер – повышение материальной мотивации гражданских служащих, Ространснадзор выплачивает не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, потому оно не подлежит включению при исчислении денежного содержания и данная позиция соответствует разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ. Обращает внимание вышестоящего суда на то, что сотрудники Байкальского МУГАДН производили спорные начисления с нарушением требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 15.02.2020 г. № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений», по которому все спорные начисления должны были производиться Федеральным казначейством по Республике Бурятия. Заявитель указывает, что у суда отсутствовали основания и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, так как такой вред возмещается только в случае нарушения личных неимущественных прав.
Представителем истца Нечкиной Э.Ц. принесены возражения на апелляционную жалобу с просьбой об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу Томченко Г.К. просил решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Истец Онохова Е.А. и ее представитель Нечкина Э.Ц. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 названного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <...>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <...>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <...>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа Президента Российской Федерации от 25.07. 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Из материалов дела следует, что Онохова Е.А. на основании приказа и.о. начальника Байкальского МУГАДН от ... ... назначена на должность федеральной государственной гражданской службы <...> окладом в размере 5 718 руб. в месяц и с ней заключен служебный контракт от ... ....
Приказом и.о. начальника от ... ... Онохова Е.А. уволена с государственной гражданской службы ... по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ... ... «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и создании Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу».
Также в приказе указано, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ Оноховой Е.А. подлежат выплате компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ - компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий период с ... по ... в количестве 16 календарных дней, за рабочий период с ... по ... - в количестве 38,25 календарных дней.
Работодателем при увольнении Оноховой Е.А. начислена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, составившая 304 146 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 140 784,18 руб., исходя из размера месячного денежного содержания 76 036,5 руб.
При этом из дела следует, что в период работы Оноховой Е.А. выплачивалось материальное стимулирование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2020 г. № 168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих Федеральных государственных органов» на основании приказа Ространснадзора от ... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2020 году», которым предусматривались в 2020 году объемы бюджетных ассигнований на выплату материального стимулирования гражданских служащих территориальных органов Ространснадзора (том 1, л.д.121-122).
В 2021 г. выплаты производились в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.03.2021 г. № 440-16 «О материальном стимулировании в 2021 году федеральных государственных гражданских служащих Федеральных государственных органов» на основании приказа Ространснадзора от ... ... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2021 году» (том 1, л.д.123-125).
Тем самым, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование в пределах дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, районный суд сослался на то, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка Оноховой Е.А. для расчета и выплаты компенсации при увольнении, оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, в целом, правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности и взаимосвязи.
Денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому работодателю следовало учесть их при расчете вышеуказанных выплат.
Данный вывод соответствует и положениям пункта 7 приказа Ространснадзора от ... ..., в котором указано о необходимости включения в расчет средней заработной платы, начисляемой в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г № 562 «Об утверждении Правил начисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», начислений по материальному стимулированию гражданских служащих.
Учитывая правовую природу спорных выплат материального стимулирования, положения Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ и непосредственные указания Ространснадзора об исчислении средней заработной платы гражданских служащих с учетом начислений по материальному стимулированию, судебная коллегия полагает выводы суда о правомерности заявленных истцом требований законными, а доводы апелляционной жалобы, аналогичные приведенным в возражение против иска, подлежащими отклонению.
Расчет подлежащих взысканию с ответчика в пользу Оноховой Е.А. сумм выплат лицами, участвующими в деле, не оспорен, судом проверен и признан обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что проценты за задержку спорных выплат на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ подлежат расчету и взысканию по состоянию на день вынесения решения суда первой инстанции, которым разрешается возникший между сторонами спор по существу, без указания о возложении на ответчика соответствующей обязанности по расчету процентов по день фактической выплаты задолженности как не соответствующей требованиям закона.
Согласно материалам дела задолженность за период с ... по ... по выплате компенсации при увольнении составила 55 646,72 руб., по выплате компенсации за неиспользованный отпуск - 25 758,39 руб.
Проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении составляют на день вынесения решения суда:
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 55 646 руб.*14 дн.*1/150*5 % = 259,68 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 55 646 руб.*41 дн.*1/150*5,5 % = 836,54 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 55 646 руб.*49 дн.*1/150*6,5 % = 1 181,55 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 55 646 руб.*36 дн.*1/150*6,75 % = 901,47 руб.
В итоге: 259,68 + 836,54 +1 181,55 + 901,47=3 179,24 руб.
Проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск составляют:
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 25 758 руб.*14 дн.*1/150*5 % = 120,2 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 25 758 руб.*41 дн.*1/150*5,5 % = 387,23 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 25 758 руб.*49 дн.*1/150*6,5 % = 546,93 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 25 758 руб.*36 дн.*1/150*6,75 % = 417,28 руб.
В итоге: 120,2 + 387,23 + 546,93 + 417,28= 1 471,64 руб.
Сумма задолженности по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составила 26 898,8 руб.
Согласно приказу от ... в период с ... по ... сумма задолженности составила:
27 422,6 руб. – 13 % (3 564,9 руб.) = 23 857,7 руб., исходя из которых сумма процентов за задержку рассчитывается следующим образом:
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*16 дн.*1/150*4,5 % = 114,51 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*238 дн.*1/150*4,25 % = 1 608,76 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*35 дн.*1/150*4,5 % = 250,5 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*50 дн.*1/150*5 % = 397,62 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*41 дн.*1/150*5,5 % = 358,65 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*49 дн.*1/150*6, 5% = 506,56 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 23 857 руб.*36 дн.*1/150*6,75 % = 386,48 руб.
В итоге: 114,51 + 1 608,76 + 250,5 + 397,62 + 358,65 + 506,56 + 386,48 = 3 623,08 руб.
Согласно приказу от ... за период с ... по ... сумма задолженности составила:
3 495,2 руб. – 13 % (454,38 руб.) = 3 040,82 руб., исходя из которых сумма процентов за задержку исчисляется следующим образом:
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 3 040 руб.*35 дн.*1/150*4,5 % = 31,92 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 3 040 руб.*50 дн.*1/150*5 % = 50,67 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 3 040 руб.*41 дн.*1/150*5,5 % = 45,7 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 3 040 руб.*49 дн.*1/150*6,5 % = 64,55 руб.
- в период с ... по ... сумма пени из расчета 3 040 руб.*36 дн.*1/150*6,75 % = 49,25 руб.
В итоге: 31,92 + 50,67 + 45,7 + 64,55 + 49,25=242,09 руб.
Сумма процентов, подлежащая к взысканию за задержку выплаты денежного содержания составляет: 3 179,24 + 1 471,64 + 3 623,08 + 242,09 = 8 516,3 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при выплате причитающихся истцу компенсаций ответчик руководствовался пунктом 6 приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от .... ... и пунктом 7 приказа Ространснадзора от ... ..., в соответствии с которыми в расчет заработной платы начисления по материальному стимулированию гражданских служащих не включаются, подлежит отклонению.
Так, согласно материалам дела данные выплаты осуществлялись систематически под кодом вида доходов гражданского служащего «<...>» - вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, что подтверждается справками о доходах и расчетными листками.
Более того, в приказе Ространснадзора ... от .... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2021 году» указано о включении средств материального стимулирования в расчет средней заработной платы, в соответствии с чем работодателем при расчете компенсаций при увольнении истца с работы учтены суммы материального стимулирования за ... 2021 г.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее вопросы оплаты труда гражданских служащих, по состоянию на 2020 г. и 2021 г. изменений не претерпело, однако в 2021 г. руководящими указаниями Ространснадзора непосредственно предусматривалось включение начислений по материальному стимулированию гражданских служащих в расчет средней заработной платы, в связи с чем иной подход к разрешению данного вопроса по выплатам, произведенным в 2020-2021 г.г., правомерным признан быть не может.
Ссылка в апелляционной жалобе на Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими" от 22.06.2016 г. является ошибочной, поскольку содержащиеся в нем разъяснения не имеют отношения к рассматриваемому трудовому спору.
Утверждение в жалобе о том, что сотрудники Байкальского МУГАДН производили спорные начисления с нарушением требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 15.02.2020 г. № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений», по которому все спорные начисления должны были производиться Федеральным казначейством по Республике Бурятия, не влечет отмену данного решения.
Довод о том, что у суда отсутствовали основания и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, так как такой вред возмещается только в случае нарушения личных неимущественных прав, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права Оноховой Е.А., выразившиеся в несвоевременной выплате истцу в полном объеме денежного содержания, поэтому в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред подлежит возмещению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу обязанности рассчитать выплатить истцу неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с ... по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части. Указанное не лишает возможности защиты прав и интересов истца путем обращения в суд с иском о взыскании процентов по день фактической выплаты задолженности.
Также в суде апелляционной инстанции представитель Оноховой Е.А. Нечкина Э.Ц. заявила ходатайство о взыскании судебных расходов, понесенных истцом в связи с оплатой за составление возражений на апелляционную жалобу, иных документов и участие в судебных заседаниях в суде апелляционной инстанции в размере 15 тыс. руб.
В подтверждение представила дополнительное соглашение от ... к договору на оказание юридических услуг от ..., расписку от ..., согласно которой Онохова Е.А. оплатила услуги в размере 15 тыс. руб.
Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение участников процесса, объяснения представителя ответчика, полагавшего необходимым взыскать расходы в размере 50 % от заявленных требований, принимая во внимание категорию спора, обстоятельства дела, объем выполненной представителем работы, длительность рассмотрения дела в суде, количество судебных заседаний с участием представителя Нечкиной Э.Ц., руководствуясь принципом разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу расходов на оплату услуг представителя в размере 7 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 18 октября 2021 г. изменить в части взыскания процентов за задержку выплат в размере 2 770,27 руб. и считать взысканными проценты за задержку выплат в сумме 8 516,3 руб.
Данное решение суда отменить в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу обязанности рассчитать и выплатить в пользу Оноховой Е.А. неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с ... по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу Оноховой Е.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7 500 руб.
Председательствующий:
Судьи: