Решение по делу № 2-592/2017 (2-10729/2016;) от 18.11.2016

Дело 2-592/2017

25 января 2017 года                                                                                город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске гражданское дело по иску заместителя прокурора города Коряжмы к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора города Коряжмы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения. Просит возложить на государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» обязанность в срок до 01.07.2018 устранить выявленные нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения при содержании и обслуживании автомобильных дорог улично-дорожной сети МО «Город Коряжма» путем установки стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Котлас Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское с 28км+670м но 32км+000м.

В обоснование иска указывает, что в октябре 2016 года в ходе совместной проверки с ОГИБДД ОМВД России «Котласский» выявлены нарушения законодательства при содержании и обслуживании автомобильных дорог улично-дорожной сети МО «город Коряжма», а именно в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на участке автодороги значения Котлас - Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское с 28км+670м но 32км+000м отсутствует стационарное электрическое освещение. Указанная дорога относится к числу региональных автомобильных дорог общего пользования, передана в оперативное управление государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор».

В судебном заседании помощник прокурора г. Архангельска Пузырева Е.Г. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.

Ответчик о месте и времени проведения судебного заседания извещен, представителя не направил.

Правительство Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, УМВД России по Архангельской области, ОГИБДД ОМВД России «Котласский» о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога Котлас - Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2016 № 169-пп включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области.

Автомобильные дороги находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Архангельской области, переданы на праве оперативного управления ответчику.

Уставом государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожного агентство «Архангельскавтодор» (п. 2.1) определено, что предметом деятельности учреждения является осуществление … полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области.

Для достижения уставных целей Учреждение осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог; технический контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них…

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основанных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 3 Закона № 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые для целей настоящего федерального закона. Так, дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу указания ч. 1 - 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), в силу указания п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 10.10.2016 сотрудниками ОГИБДД ОМВД России «Котласский» совместно с прокуратурой города Коряжма проведено обследование автомобильной дороги Котлас - Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское на участке 28км+670м но 32км+000м в границах населенного пункта г. Коряжма, в ходе которого выявлено отсутствие стационарного электрического освещения. Результаты обследования зафиксированы в акте от 10.10.2016.

Тем самым нарушены требования п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) утвержден приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 23.12.2007 № 270-ст.

Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93) утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.

Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 4.6. включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Требования к освещению автомобильных дорог предусмотрены также СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 №233) (в ред. от 30.06.2003), согласно пункту 2.5 которых, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.

Средняя горизонтальная освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений определена в п. 7.46 СП 52.1330.2001 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СнИП 23-05-95», утвержденного приказом министерства регионального развития Российской федерации от 27.12.2010 № 783 и введенного в действие с 20.05.2011.

Суд находит несостоятельными довод ответчика о применении данных актов исключительно на добровольной основе.

Согласно ст. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах РФ» со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в ст. 3 Закона № 196-ФЗ, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Суд учитывает, что решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 18.07.2013 по делу № 2-3979/2013 удовлетворены исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности ликвидировать нарушения в содержании дорог.

На государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» возложена обязанность привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007 участок дороги общего пользования регионального значения с идентификационным номером 11О пр311р-005 «Котлас-Коряжма-Виледь-Ильинско-Подомское» с км 4+ 00 до км 56+ 500, в том числе обеспечить наличие стационарного электрического освещения, предусмотренного проектом организации дорожного движения (в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ р 52766-2007), на остановках общественного транспорта на участке с км 7+454 до км 56+201, на мостах эстакадах, железнодорожных переездах и подходах к ним на участке с км 5 +433 до км 54+984 - в срок до декабря 2015 года. Решение суда вступило в законную силу.

Заявленный в иске участок автомобильной дороги Котлас Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское с 28км+670м но 32км+000м полностью входит в границы участков той же автомобильной дороги с км 7+454 до км 56+201; с км 5 +433 до км 54+984, поименованных в решении суда от 18.07.2013.

Таким образом, в части заявленных требований имеется вступившее в законную силу решение суда принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Определением суда от 25.01.2017 производство по делу в указанной части прекращено.

Таким образом заявленные требования, с учетом определения суда от 25.01.2017 о прекращении производства по делу, подлежат удовлетворению

На государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» следует возложить обязанность в срок до 01.07.2018 устранить выявленные нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения при содержании и обслуживании автомобильных дорог улично-дорожной сети МО «Город Коряжма» путем организации установки стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Котлас Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское с 28км+670м но 32км+000м исключая остановки общественного транспорта, мосты, эстакады, железнодорожные переезды и подходы к ним в случаях, предусмотренных проектом организации дорожного движения.

Указанные судом сроки являются разумными и достаточными для выполнения всех мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.

Все иные доводы лиц, участвующих в деле, правового значения не имеют и судом не принимаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск заместителя прокурора города Коряжмы к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения - удовлетворить.

Обязать государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 01 июля 2018 года устранить выявленные нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения при содержании и обслуживании автомобильных дорог улично-дорожной сети МО «Город Коряжма» путем организации установки стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Котлас Коряжма - Виледь - Ильинско-Подомское с 28км+670м но 32км+000м исключая остановки общественного транспорта, мосты, эстакады, железнодорожные переезды и подходы к ним в случаях, предусмотренных проектом организации дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2017 года

Судья        Е. А. Саблина

2-592/2017 (2-10729/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Коряжмы
Ответчики
ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
Другие
Министерство финансов Архангельской области
УМВД России по Архангельской области
ОГИБДД ОМВД России "Котласский"
Правительство Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
18.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2016Передача материалов судье
23.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2016Предварительное судебное заседание
12.01.2017Судебное заседание
25.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее