Дело №2а-8661/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 28 октября 2021 года
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Михалевой С.В.
при секретаре судебного заседания – Устюговой Н.А.,
с участием административного истца – ФИО2,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Восточного административного округа <адрес> – ФИО6,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии <адрес> - ФИО5,
старшего помощника прокурора Ленинского АО <адрес> – Доденковой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8661/2021 по административным исковым заявлениям ФИО2 к участковым избирательным комиссиям №№ Восточного одномандатного избирательного округа № <адрес> о защите избирательных прав,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административными исками к участковым избирательным комиссиям №№ Восточного одномандатного избирательного округа № <адрес>, в которых просит признать незаконным действие (бездействие) указанных комиссий по не оповещению истца о перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) для осмотра сейф-пакетов, запечатанных в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф - пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф - пакетов; по не оповещению истца о заседаниях УИК согласно представленным контактным данным; по не предоставлению и не обеспечению для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и сё протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; с книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования; по не предоставлению и не обеспечению для ознакомления истца с документами и материалами по формированию настоящей участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан РФ, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанной УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениями политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партии для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов по требованию; по невыдаче истцу протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке; по невыдаче заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021г.; по невыдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования; по непредставлению истцу сведений о составе лиц, членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и на дому; по невыдаче истцу заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17-19.09.2021г. наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания; по невыдаче истцу заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации; по не уведомлению истца о рассмотрении обращения и не направлению ему мотивированного ответа. Также просит признать недействительными протоколы указанных участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы седьмого созыва, признать итоги голосования на избирательных участках №№, № <адрес> недействительными.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им на указанные участковые избирательные комиссии поданы заявления: о своём желании присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные вотношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов, с просьбой к участковой избирательной комиссии о совершении последней указанных действий оповещать его; об обеспечении истца оповещением о заседаниях УИК согласно представленным контактным данным; о предоставлении и обеспечении для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и её протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования. О предоставлении и обеспечении истцу для ознакомления с документами и материалами по формированию настоящей участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан РФ, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанной УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениями политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов по требованию. О выдаче истцу протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. О выдаче ему заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021г. О выдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования. О представлении сведений о составе лиц, членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и на дому. О выдаче ему заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17-19.09.2021г. наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания. О выдаче заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации. Об уведомлении о рассмотрении обращения и направлении истцу мотивированного ответа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 18,ДД.ММ.ГГГГ им в указанные участковые избирательные комиссии поданы заявления: о своём желании присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика (ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, в целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф - пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф -пакетов, с просьбой к участковой избирательной комиссии о совершении последней указанных действий оповещать его; об обеспечении истца оповещением о заседаниях УИК согласно представленнымконтактным данным; о предоставлении и обеспечении для ознакомления: с документами и материалами (в том числе со списками избирателей), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и её протоколами; с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования; книгами списка избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших с использованием дополнительной формы голосования. О предоставлении и обеспечении истцу для ознакомления с документами и материалами по формированию настоящей участковой избирательной комиссии: письменными согласиями граждан РФ, назначенных в состав УИК членами с правом решающего голоса, на их назначение в состав указанной УИК; протоколами собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенных собраниями избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; решениями полномочных (руководящих или иных) органов политических партий либо региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий о внесении предложений о кандидатурах в состав УИК, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий, или решениями органов политических партий, уполномоченных делегировать региональным отделениям, иным структурным подразделениями политических партий полномочия по внесению предложений о кандидатурах в состав УИК о делегировании указанных полномочий, оформленных в соответствии с требованиями уставов политических партий - для кандидатур в состав УИК членами с правом решающего голоса, предложенными политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями; получение и заверение копий этих документов и материалов по требованию, о выдаче истцу протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, о выдаче истцу заверенных копий протоколов заседаний участковой избирательной комиссии в период 17-19.09.2021г., о выдаче заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования, о представлении сведений о составе лиц, членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и лиц, присутствовавших при этом, с указанием времени дополнительной формы каждого голосования и на дому, о выдаче истцу заверенных копий списка лиц, осуществлявших 17-19.09.2021г. наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их пребывания, о выдаче истцу заверенной копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации. Об уведомлении о рассмотрении обращения и направлении истцу мотивированного ответа.
19.09.2021г. в нарушение ст.ст.29, 30, 65 ФЗ-67, ст.ст.2, 5, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пунктов 3.6, 3.10, 3.11, 3.15 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021г. в течение нескольких дней подряд, утв. Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № административный ответчик не выполнил требования заявителя, указанные им в заявлениях.
Полагает, что вышеуказанные допущенные административным ответчиком нарушения законодательства не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей, а также административные ответчики лишил истца доступа к информации и права быть избранным в органы государственной власти и участвовать в управлении делами государства непосредственно.
В судебном заседании административный истец ФИО2 доводы административных исковых заявлений поддержал по указанным в них основаниям.
Представитель избирательной комиссии <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании в судебном заседании возражал против требований истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Председатель территориальной избирательной комиссии Восточного АО <адрес> ФИО6 в судебном заседании возражала против требований истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Старший помощник прокурора Ленинского АО <адрес> ФИО4 в судебном заседании полагала необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, от представителей вышеуказанных участковых избирательных комиссий поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 239 ч. 2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон № 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1)
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В соответствии с п. 1.4 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 68, ст. 81 ч. 1, ст. 83 ч. 2 Закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом; подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
Согласно ст. 30 Закона № 67-ФЗ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о голосовании) при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет.
В соответствии с п. 3.3 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ №(далее - Положение) перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращению в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком.
В соответствии с п. 3.6 Положения при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет.
В соответствии с п.3.11 Положения избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф пакет(сейф - пакеты) 17 и ДД.ММ.ГГГГ незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования.
Таким образом, указанное Положение предусматривает право истца на присутствие в помещении для голосования в процессе перемещения избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика для голосования в сейф-пакет, при этом не содержит норм, обязывающих участковую избирательную комиссию (далее - УИК) оповещать кандидата в депутаты о совершении данных действий. При этом отсутствие истца не являлось препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет. Истец не пожелал присутствовать в помещении для голосования в процессе перемещения избирательных бюллетеней из переносного и стационарного ящика для голосования в сейф-пакет, поскольку фактически не присутствовал при этом, что им не оспаривается.
Сторонами не оспаривается, что 18 и ДД.ММ.ГГГГ в дни голосования истцом лично были поданы заявления на избирательных участках в соответствующие УИК, в том числе, с требованием оповещать истца о заседаниях в соответствующих УИК. При этом, истец не присутствовал ни на одном указанном избирательном участке в течение дней голосований ни на одной из стадии проведения голосования, кроме как, в момент подачи заявлений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
В соответствии с п. 26 ст. 68 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Избирательного кодекса <адрес> подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. При этом закон не возлагает обязанности на УИК по оповещению кандидата в депутаты. В соответствии с частью 19 статьи 73 Избирательного кодекса <адрес> после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание.
Таким образом, в законодательстве уже установлен временной промежуток проведения итогового заседания УИК.
Кроме того, в целях соблюдения нормативных правовых актов, регламентирующих процесс голосования, председателями соответствующих УИК при подаче соответствующих заявлений 18 и ДД.ММ.ГГГГ истец был дополнительно проинформирован в устной форме о проведении заседания комиссии после проведения всех необходимых действий и подсчетов, на котором вправе присутствовать, в том числе, и кандидат в депутаты, на что указано в отзывах председателей УИК, при этом отсутствие кандидата в депутаты на заседании, не является препятствием для проведения заседания комиссии.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
При этом аналогичными полномочиями указанный федеральный закон не наделяет кандидата в депутаты.
Таким образом, закон не возлагает обязанности на УИК по предоставлению и обеспечению ознакомления кандидата в депутаты со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования. В связи, с чем доводы иска о нарушении прав истца в части не предоставления и не обеспечения ознакомления истца со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона №67-ФЗ формирование участковой комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссией. Соответственно хранение всей документации по формированию УИК Восточного административного округа <адрес> хранится в ТИК ВАО.
Вся информация по составу участковой избирательной комиссии (с указанием фамилии, имени, отчества, статуса в комиссии и субъекта выдвижения) размещена на официальном сайте Избирательной комиссии <адрес>.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
При этом статус кандидата, в том числе в депутаты <адрес> Думы, регламентирован Главой VI <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Избирательный кодекс (Закон) <адрес>" и не предусматривает дополнительных прав на получение информации и материалов по формированию УИК.
Также, действующее законодательство не предусматривает передачу заверенных копий указанных документов третьим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Избирательного кодекса <адрес> подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Кодекса, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
В соответствии с частью 22 статьи 73 Избирательного кодекса <адрес> по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 24 настоящего Кодекса, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре.
Поскольку истец не присутствовал при подведении итогов и подписания итогового протокола на соответствующих избирательных участках, то выдача копии итогового протокола истцу не представлялась возможной, при этом закон не возлагает обязанности УИК по направлению копии итогового протокола в адрес кандидата в депутаты по их заявлению.
Иного порядка получения копии итогового протокола, кроме как непосредственно после подписания, действующим законодательством не предусматривается.
В настоящее время данные всех итоговых протоколов размещены на официальном сайте Избирательной комиссии <адрес> в общем доступе.
Статус кандидата, в том числе в депутаты <адрес> Думы, регламентирован Главой VI <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 139 "Избирательный кодекс (Закон) <адрес>" и не предусматривает дополнительных прав на получение копий протоколов заседания УИК.
Материалы дела не содержат доказательств ограничения доступа истца в помещения избирательных участков для реализации его прав, установленных законом.
Доводы иска о нарушении прав истца, в связи с не выдачей истцу заверенных книг списков избирателей, содержащих сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести на дому и с использованием дополнительной формы голосования, и содержащих сведения об избирателях, проголосовавших на дому и с использованием дополнительной формы голосования, непредставления сведений о составе лиц, членов УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование на дому, невыдаче истцу заверенных копий списка лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей с указанием времени их требывания, также являются не состоятельными, поскольку приведенные выше нормативные правовые акты не предусматривают право на получение указанной информации кандидатом в депутаты, а также не возлагают обязанность на УИК по предоставлению данной информации кандидату в депутаты.
Кроме того, перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к ним относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные). За распространение и передачу персональных данных, ставших известными членам УИК в связи с родом их деятельности, законодательством Российской Федерации предусмотрена персональная ответственность.
Порядок осуществления видеонаблюдения на избирательных участках в дни голосования регламентирован Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» и не предусматривает обязанности УИК по предоставлению кандидату в депутаты указанных истцом документов, а именно копии акта об установке средства видеонаблюдения, и иных сведений с указанием работоспособности оборудования, качества изображения, доступности трансляции для пользователя, фокусного расстояния камер видеонаблюдения, произведенных действий, нарушающих постоянное функционирование средства видеонаблюдения, и вмешательств в процесс передачи и хранения записываемой информации.
Так же в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца в части не уведомления его о рассмотрении обращений и не направлении мотивированных ответов.
Как следует из материалов дела, соответствующими участковыми избирательными комиссиями были рассмотрены заявления истца, поступившие в указанные УИК 18 и ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом срок и мотивированные ответы направлены в адрес истца посредством электронной почты, указанной в заявлении, поскольку последний не обратился в комиссии с целью получения каждого ответа лично в руки, что подтверждается ответами на обращения ФИО2, а также скриншетами об их отправке.
Истец в административном иске ссылается на нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что не соответствует действительности, поскольку в соответствии со статьей 12 данного федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Истец подавал заявления в УИК 18 и ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления ответа по которым истекает 18 и 19 октября соответственно, в то время как дата регистрации поступления административного иска в Ленинский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истцу давались дополнительные ответы на обращения, которые направлялись ему 07.10.2021г. на электронную почту, что подтверждается скриншетами по их отправке.
Следовательно, нарушений УИК Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не усматривается.
Действующее законодательство не предусматривает необходимость рассмотрения такого рода обращений в иные сроки, чем предусмотрено в ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Административным истцом оспариваются протоколы участковых избирательных комиссий №№ Восточного АО <адрес> одномандатного избирательного округа № об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы седьмого созыва с признанием итогов голосования на указанных избирательных участках недействительными в связи с вышеуказанными нарушениями со стороны УИК.
В связи с чем, по мнению административного истца, нельзя достоверно установить волеизъявление избирателей.
В соответствии с частью 19 статьи 73 Избирательного кодекса <адрес> после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 24 настоящего Кодекса. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что все действия УИК соответствовали требованиям действующего законодательства, итоговые протоколы подписаны всеми членами комиссии без особого мнения кого-либо из членов комиссии с правом решающего голоса.
Оснований, предусмотренных пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", для отмены решения об итогах голосования не имеется.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения, каких-либо нарушений избирательного законодательства, допущенных при голосовании и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющих с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей при проведении выборов, которые могут послужить основанием для отмены итогов голосования на соответствующих избирательных участках, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении административных исковых требованиях надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО2 о признании незаконным действий(бездействия) участковых избирательных комиссий №№ Восточного АО <адрес> одномандатного избирательного округа № на выборах депутатов <адрес> Думы седьмого созыва, о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий №№ Восточного АО <адрес> одномандатного избирательного округа № об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Думы седьмого созыва, признании итогов голосования на избирательных участках №№ недействительными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий С.В. Михалева