№ 16-1735/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 17 июня 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника начальника управления дорог и благоустройства администрации г. Владивостока Макарова <данные изъяты> – Портянкиной Е.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора города Владивостока вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Макарова С.И. по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник управления дорог и благоустройства администрации г. Владивостока Макаров С.И. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник начальника управления дорог и благоустройства администрации г. Владивостока Макарова С.И. – Портянкина Е.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, либо снизить размер назначенного штрафа.
Изучив доводы жалобы защитника Портянкиной Е.В., представленные материалы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07 марта 2017 года № 26-ФЗ) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ, частью 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Основные положения) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны их содержать в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользовании ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, в то числе устранения снега и зимней скользкости на проезжей части.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Срок устранения рыхлого или талого снега отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог.
Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
Срок снегоочистки обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств в зависимости от размера количества выпавшего снега и вида автомобильной дороги составляют не более 1 суток.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Владивостока проведены выездные проверочные мероприятия на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Владивостока в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено 25 участков автомобильных дорог, 85 тротуаров и лестничных пролетов на которых имеются снежные навалы, наледь; на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено 17 участков автомобильных дорог, 17 тротуаров и лестничных пролетов на которых имеются снег, наледь; на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено 15 участков автомобильных дорог, 15 тротуаров и лестничных пролетов на которых имеется снег; на территории <адрес> в период с 20 по ДД.ММ.ГГГГ выявлено 8 участков автомобильных дорог, на которых имеются снег, наледь; на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выявлено 17 участков автомобильных дорог, на которых имеются гололедные явления и зимняя скользкость.
Указанные нарушения, а также участки автомобильных дорог, тротуаров и лестничные пролеты, где были выявлены нарушения, отражены в актах проверки и в судебных актах.
В соответствии с Положением об управлении дорог и благоустройства администрации города Владивостока, утвержденным решением Думы города Владивостока № 264 от 3 апреля 2019 года содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа возложено на Управление дорог и благоустройства администрации города Владивостока.
Макаров С.И. является начальником управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока.
Таким образом начальник управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Макаров С.И. допустил нарушение требований установленных пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-17 «Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечению безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Постановлением мирового судьи за совершение вышеуказанных нарушений Макаров С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию.
Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением полностью согласился.
Выводы судебных инстанций являются верными, оснований не согласится с ними, не имеется.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что начальник управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Макаров С.И. не является субъектом административного правонарушения, несостоятелен.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Согласно пунктам 2.1, 4.1.8 Должностной инструкции начальника управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, основной функцией начальника Управления является организация, контроль и руководство деятельностью Управления, направленной на организацию технического обслуживания, содержания и ремонта объектов городских территорий, ответственность за результаты деятельности. Начальник Управления несет ответственность за невыполнение возложенных на Управление функций задач. Аналогичные функции изложены в пунктах 5.6, 9.2 Положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, начальник Управления дорог и благоустройства администрации г. Владивостока Макаров С.И. является субъектом административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, факт заключения между Управлением дорог и благоустройства администрацией г. Владивостока и МБУ «<данные изъяты>» (подрядчик) Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на выполнение муниципального задания на 2019 года и выдача муниципального задания № на 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования при осуществлении дорожной деятельности не освобождает Управление дорог и благоустройства администрации г. Владивостока от выполнения возложенных на него полномочий по обеспечению надлежащего содержания дорог, не изменяет лицо, ответственное за состояние дорог, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности Макарова С.И. в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние дорог является указанное должностное лицо.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения назначенного Макарову С.И. административного штрафа ниже низшего предела с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств не имеется. Кроме этого для должностных лиц снижение административного штрафа возможно только в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Действия Макарова С.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Административное наказание Макарову С.И. назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении Макарова С.И. к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда
общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении начальника управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока Макарова <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Портянкиной Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко