УИД №
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11461/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
18 мая 2023 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Данилина Е.М. единолично, рассмотрев кассационную жалобу Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» на решение мирового судьи судебного участка № 2 по городу Белорецку Республики Башкортостан от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 г. по гражданскому делу № 2-490/2022 по исковому заявлению Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к Мерзлякову ФИО7 о возмещении ущерба в порядке регрессных требований,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество СПАО «Ингосстрах» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании страхового возмещения в порядке регресса, указав, что произошло ДТП, потерпевшему страховой компанией выплачено страховое возмещение и направлено ответчику уведомление о предоставлении транспортного средства на осмотр, транспортное средство на осмотр представлено не было. Истец просил взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения вреда, причиненного в результате ДТП, 31 200 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 по городу Белорецку Республики Башкортостан от 25 марта 2022 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указав, что положенные судами в обоснование решения выводы нельзя признать обоснованными.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд приходит к следующему.
В силу части первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом апелляционной инстанции, рассмотревшим дело по правилам производства в суде первой инстанции, установлено, и следует из материалов дела, что 31 августа 2020 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей <данные изъяты>, принадлежащего Янбердиной М.С., гражданская ответственность которой застрахована в АО СК «БАСК» и автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего Мерзляковой А.В. под управлением Мерзлякова М.А., гражданская ответственность которого застрахована в СПАО «Ингосстрах» - полис серии МММ №.
Дорожно-транспортное происшествие оформлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, виновником ДТП признан Мерзляков М.А., который свою вину в совершенном ДТП не оспаривал.
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение условий договора, СПАО «Ингосстрах» выплатило страховое возмещение в пределах лимита ОСАГО 31 200 руб.
7 сентября 2020 года за исх. № в адрес Мерзлякова М.А. СПАО «Ингосстрах» направлено уведомление о необходимости предоставления транспортного средства <данные изъяты>, на осмотр, в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Указанное письмо направлялось по адресу: <адрес>. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, данное письмо ответчиком получено не было, почтовый конверт возвращен отправителю. Из паспорта Мерзлякова М.А. и страхового полиса серии МММ № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Мерзляков М.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Доказательств направления Мерзлякову М.А. требования о предоставление автомобиля на осмотр по вышеуказанному адресу, материалы дела не содержат.
Суд исходил из того, что в материалах дела отсутствую сведения о получении ответчиком уведомления о необходимости предоставления транспортного средства на осмотр.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.
В силу пункта 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П, специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (пункт 3.1).
По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей.
В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
С учетом приведенного толкования, представление страховщику уведомления о совершенном происшествии обеспечивает совершение последним действий, связанных с осмотром и (или) независимой технической экспертизой поврежденных транспортных средств, осуществляемых с целью обеспечения баланса интересов (пункт 3 статьи 11.1 Закона об ОСАГО). Уклонение страхователя от совершения указанных действий также является самостоятельным основанием для перехода к страховщику права требования потерпевшего к лицу, причинившему вред (положения подпункта "з" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлениями дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Указанные требования закона судами выполнены.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и при апелляционном обжаловании решения, и направлены на иную оценку обстоятельств дела. Данным доводам дана надлежащая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах не усматривается оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 по городу Белорецку Республики Башкортостан от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» - без удовлетворения.
Судья Е.М. Данилин