дело № 2а-199(1)/2019
64RS0034-01-2018-002184-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Кудякове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к некоммерческому партнерству «ЭВРИКА-ГАЗ», заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к некоммерческому партнерству «ЭВРИКА-ГАЗ» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ» (далее - Организация) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области 05.07.2005 за основным государственным регистрационным номером 1056403205000, учетный номер 6414030052, юридический адрес организации: 410540, Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм, тупик Тепличный, руководитель - Михайлова В.В. Организационно-правовая форма организации - некоммерческое партнерство, с 01.09.2014 года в соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ - ассоциация (союз). Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) была проведена ревизия учетного дела организации на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства. В ходе данной проверки было установлено, что некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ» не представляло в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, иной информации о деятельности организации, не разместило на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет", предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) отчета о своей деятельности за 2016-2017 годы, что является нарушением ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона № 7-ФЗ, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 05.05.2017 № 323, от 27.04.2018 № 174 о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Организация не находится по юридическому адресу, вместе с тем в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении места своего нахождения, не предприняла мер для внесения сведений о новом месте нахождения в ЕГРЮЛ, что является нарушением п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил. Явка не признана судом обязательной.
Заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, п.п. 3,6 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты.
Согласно ст. 8 Закона № 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ).
В судебном заседании установлено, что некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области 05.07.2005 за основным государственным регистрационным номером 1056403205000, учетный номер 6414030052, юридический адрес организации: 410540, Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм, тупик Тепличный, руководитель - Михайлова В.В.
Организационно-правовая форма организации - некоммерческое партнерство, с 01.09.2014 года в соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ - ассоциация (союз).
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Согласно п. 3.1 статьи 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Формы и сроки размещения указанных отчетов определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 вышеуказанного Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела Организации на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства.
В ходе данной проверки было установлено, что некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ» не представляло в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, иной информации о деятельности организации, не разместило на информационных ресурсах Минюста России в сети "Интернет", предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) отчета о своей деятельности за 2016-2017 годы, что является нарушением ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона № 7-ФЗ, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 05.05.2017 № 323, от 27.04.2018 № 174 о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Согласно п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.п. в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации является: 410540, Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм, тупик Тепличный.
Вместе с тем, корреспонденция по данному адресу Организацией не получается. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
На основании п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В статье 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ, ст. ст. 20-22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Таким образом, сведения о юридическом лице - некоммерческом партнерстве «ЭВРИКА-ГАЗ» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона N 7-ФЗ внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом Федеральной налоговой службы России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в нарушение вышеуказанных требований закона, ответчик не выполнил своих обязанностей предусмотренных законом, ответчик не проинформировал об устранении нарушений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Управления Минюста России по Саратовской области к некоммерческому партнерству «ЭВРИКА-ГАЗ» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с некоммерческого партнерства «ЭВРИКА-ГАЗ» государственной пошлины размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177, 264 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к некоммерческому партнерству «ЭВРИКА-ГАЗ», заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ».
Исключить некоммерческое партнерство «ЭВРИКА-ГАЗ» из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Взыскать с некоммерческого партнерства «ЭВРИКА-ГАЗ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Д.В. Симшин