судья Жданова С.В. дело № 33-6594/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июля 2018 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Медведева А.А., Параскун Т.И.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонного) на решение Павловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018г. по делу
по иску Королева Александра Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование Королев А.В. указывал, что 23.11.2017 года он подал заявление в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) (далее в тексте Управление ПФР) о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Получил отказ в назначении пенсии от 09.02.2018г. в связи с отсутствием специального стажа по Списку №2. Отказывая в назначении истцу досрочной пенсии, ответчик не включил в специальный стаж работы Королева А.В. период его работы с 01.05. 2005г. по 31.12.2006г. в качестве электрогазосварщика у индивидуального предпринимателя Ушакова Г.А.
Истец считает решение Управления ПФР незаконным, так как его специальный стаж подтвержден документально. В указанный период он работал именно в качестве электрогазосварщика у индивидуального предпринимателя Ушакова Г.А., при этом выполнял следующие работы: работал на сварочном трансформаторе ТС-300, который был предназначен для резки и ручной сварки металлов, для питания электрической дуги при ручной сварке и наплавке металлов однофазным переменным током. Кроме электросварки, по мере необходимости, занимался газосваркой, работал постоянно, полный рабочий день и полную рабочую неделю. В ходе работы осуществлял также подготовку деталей и соединений к сварке, осуществлял зачистку швов после сварки, наплавку простых деталей, устранял наличие в изделиях раковин и трещин.
В этой связи истец просил суд признать незаконным решение комиссии Управления ПФР №158 от 09.02.2018г. об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии; обязать ответчика включить период работы Корорлева А.В. с 01.05.2005г. по 31.12.2006г. в качестве электрогазосварщика у индивидуального предпринимателя Ушакова Г.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложить обязанность на Управление ПФР назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 10.12.2017г.
Решением Павловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018г. исковые требования удовлетворены.
Постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонное) включить период работы с 01.05.2005г. по 31.12.2006г. в качестве электросварщика ручной дуговой сварки в сварочном цехе у индивидуального предпринимателя Ушакова Г.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Алтайского края (межрайонное) назначить досрочно Королеву Александру Васильевичу страховую пенсию по старости с 10.12.2017 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, указывая что в соответствие с установленным законом порядком, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды его работы, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, могут подтверждаться исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В оспариваемые истцом периоды его работодатель сведений о характере работы истца в Управление ПФР не подавал, страховые взносы по льготному исчислению страхового стажа Королева А.В. не оплачивал. Свидетельские показания для подтверждения характера работы закон в качестве доказательств не допускает.
В письменном отзыве Королев А.В. просит оставить решение суда без изменения.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия мужчинам назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии установлены пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу которого (то есть с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 8 указанного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 в числе профессий с тяжелыми и вредными условиями труда в разделе (ХХХIII.Общие профессии.) указаны: 23200000-11620 Газосварщики; 23200000-19756 Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Позицией 23200000-19906названного Списка предусмотрена должность «Электросварщики ручной сварки».
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. № 258н.
Согласно пункту 3 Порядка от 31.03.2011г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подтверждаются:
- до даты регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ОПС) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Королева А.В. в системе государственного пенсионного страхования - 13.11.1998 года.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 22.04.2005г. по 11.05.2007г. он работал в качестве электросварщика ручной дуговой сварки у ИП Ушаков Г.А.
Истцом был представлен суду трудовой договор, подтверждающий поступление на работу к ИП Ушакову Г.А. в названный период, а так же выданная работодателем справка, уточняющая характер и особые условия труда Корлоева Г.А. от 24 апреля 2018г., из которой следует, что в период с 01.05.2005г. по 30.04.2007г. истец работал у названного работодателя в качестве электрогазосварщика ручной сварки и резки полную рабочую неделю. Занятость в особых условиях труда составляла не менее 80% рабочего времени.
23 ноября 2017г. Королев А.В. подал заявление в Управление ПФР о назначении ему досрочной страховой пенсии. Решением комиссии Управления ПФР №158 от 9 февраля2018г. в назначении истцу пенсии отказано. Основанием для отказа ответчика в назначении истцу оспариваемой пенсии явилось отсутствие у него необходимого стажа, в который ответчиком признаны не подлежащими включению период работы Королева А.В. с 08.02.2005г. по 20.04.2005г. в СПК «Бурановский» в качестве электрогазосварщика, а так же период работы в качестве электрогазосварщика с 01.05.2005г. по 31.12.2006г. у ИП Ушакова Г.А.
Отказывая в назначении истцу оспариваемой пенсии ответчик фактически исходил из формального отсутствия (в оспариваемой части) в системе индивидуального (персонифицированного) учета сведений о льготном характере работы истца с 01.05.2005г. по 31.12.2006г.
Вопреки доводам жалобы районный суд обоснованно признал за истцом право на назначение оспариваемой пенсии, включив названный период в специальный трудовой стаж, дающий право на такую пенсию.
Из материалов дела, в том числе из записей в трудовой книжке, трудового договора, объяснений третьего лица ИП Ушакова Г.А., следует, что период работы истца у последнего являлся непрерывным, проходил в одной должности. С 01.05.2005г. по 30.04.2007г. истец работал у названного работодателя в качестве электрогазосварщика. Часть этого периода с 01.05.2005г. по 31.12.2006г. была вычленена ответчиком и исключена из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии лишь на том формальном основании, что в указанный период сведения о характере работы Королева А.В. в систему ПФР вносились ИП Ушаковым Г.А. как о работе на общих основаниях. При этом указанный работодатель не вносил соответствующих взносов в УПФР.
Между тем, как правильно указал суд, значение для разрешения настоящего спора в данном случае имело не исполнение работодателем указанной обязанности, а доказанность фактического выполнения истцом работы, с которой закон связывает возможность назначения гражданину досрочной страховой пенсии по старости.
Факт работы истца в должности, дающей ему такое право, документально подтвержден. Ссылка ответчика на принятие судом свидетельских показаний в подтверждение характера работы судебной коллегией отклоняется, поскольку характер работы Королева А.В. в должности, предусмотренной Списком №2, подтвержден документально.
В выписке из лицевого счета застрахованного лица – Королева А.В. содержатся сведения, предоставленные работодателем (ИП Ушаков Г.А.), согласно которым период с 01.01.2007 по 30.04.2007 определен, как период работы застрахованного лица с тяжелыми условиями труда. Из имеющихся в материалах дела доказательств, сведений о переводе истца на иную работу в период с 01.01.2007 по 30.04.2007, не имеется. Согласно записям в трудовой книжке, в период с 01.05.2005 по 11.05.2007 Королев А.В. выполнял одну трудовую деятельность, работая в сварочном цехе ИП Ушакова Г.А. в качестве электросварщика ручной дуговой сварки. Иного ответчиком не доказано.
Суд верно исходил из того, что в силу Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязанность по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета лежит на работодателе, невыполнение им указанных обязанностей не может ущемлять права работника на исчисление специального стажа с учетом всего периода работы, особые условия которого подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами. При этом названным законом так же определены полномочия пенсионного органа по контролю за выполнением работодателем такой обязанности. Тогда как работник правом контроля за исполнением его работодателем требований закона о направлении в пенсионный орган достоверных сведений о характере его работы, не наделен. Последствия неисполнения работодателем таких обязанностей так же определены законом, который не устанавливает возможности отказа в реализации гражданином права на досрочное назначение страховой пенсии по вине работодателя, не направившего о нем в пенсионный орган соответствующих сведений.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на необходимость возложить на ИП Ушакова Г.А. обязанность подать в Управление ПФР надлежащие сведения о работе истца за 2005-2006 годы и оплатить соответствующие страховые взносы несостоятельна, поскольку такие требования предметом судебного разбирательства не являлись. Назначение пенсии гражданину, у которого возникло право на ее получение, не может быть поставлено в зависимость от исполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов и подаче надлежащих сведений в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Павловском районе Алтайского края (межрайонного) на решение Павловского районного суда Алтайского края от 11 мая 2018г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи