№ 91RS0008-01-2021-003048-73
2-63/2022
Решение
Именем Российской Федерации
г. Джанкой 8 июня 2022 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Басовой Е.А.
при секретаре Кузь Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Людмилы Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым (далее Межрайонная ИФНС №2 по Республике Крым), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Крым, о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных при увольнении сумм, процентов за нарушение срока выплаты сумм, компенсации морального вреда,
установил:
4 августа 2021 года Павлова Л.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС №2 по Республике Крым, в котором, с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений в редакции заявления от 11.02.2022 (том 2 л.д. 22-24), просит взыскать недоплаченную сумму компенсации при увольнении в размере 94 834,19 руб., проценты за нарушение сроков выплаты данной суммы, рассчитанные по дату фактического расчета в размере 23 968,82 руб.; взыскать суммы, не учтенные при начислении отпускных за 2020 год за период март-апрель и июль месяцы в размере 30 458,24 руб.; восстановить, в случае пропуска, срок на обращение в суд в части взыскания денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году и взыскать сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в размере 16 027,19 руб.; также взыскать компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика, в размере 40 000 руб.; и расходы на представителя в размере 10 000 руб. Требования истец мотивирует тем, что с 01.07.2014 замещала должность государственной гражданской службы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым. 10.09.2020 Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Крым. Приказом МИФНС №2 по Республике Крым от 11.01.2021 истец уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 127 019,09 руб., однако расчет денежного содержания произведен с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562, поскольку не приняты во внимание суммы материального стимулирования за 2020 год и премии. Ссылаясь на положения ст.236 ТК РФ просит взыскать проценты (денежную компенсацию), а также в порядке ст.237 ТК РФ компенсацию морального вреда. Также истец указывала, что ответчик не произвел полный расчет денежного содержания на период нахождения в 2020 году в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, подали письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, уточненные исковые требования поддерживают, просят удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд по требованиями в части взыскания суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году. Считает, что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению т.к. отсутствуют доказательства вины в действиях ответчика. Расходы на представителя в размере 10 000 руб. считает необоснованными, т.к. не подтверждены документально.
Представитель 3-го лица УФНС по Республике Крым поддержала мнение представителя ответчика.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Судом установлено, что с 01.07.2014 Павлова Людмила Анатольевна проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым в должности начальника аналитического отдела, в дальнейшем заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, что подтверждается приказом о назначении от 01.07.2014, данными трудовой книжки истца (т.1 л.д.35-38), служебными контрактами № 11 от 01.07.2014, № 129 от 31.12.2014, № 358 от 09.06.2018 и дополнительными соглашениями к служебным контрактам (том 1 л.д. 104 -126).
Во исполнение приказа ФНС России от 10.09.2020 №ЕД-7/649, приказом УФНС России по Республике Крым от 17.09.2020 № №01-16/0167@ Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Крым.
11.01.2021 между МИФНС № 2 по РК и Павловой Л.А. заключено соглашение о расторжении служебного контракта от 09.06.2018 № 358, согласно которому служебный контракт прекращает свое действие 11.01.2021 в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (т.1 л.д. 126).
08.06.2021 Павлова Л.А. в адрес начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Крым ФИО1 направлена претензия, в которой указано на недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной п. 3.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ, в сумме 98 019,83 руб. (т.1 л.д.40).
По результатам рассмотрения поданной претензии, Павловой Л.А. сообщено, что при увольнении ей в соответствии с п.3.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 110 333,64 руб.; законные основания для ее увеличения отсутствуют (т.1 л.д.46-49).
Судом также установлено, что приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым за 2020 год Павлова Л.А. премирована за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий: за январь-февраль 2020 года – 20 067,00 руб., июнь-июль 2020 года – 20 067,00 руб., октябрь 2020 года – 15 728,89 руб., декабрь 2020 года – 5 441,00 руб. (том 1 л.д. 70-81).
На основании приказов Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым от 27.04.2020, 02.07.2020, 28.09.2020, 23.12.2020 Павловой Л.А. выплачены средства материального стимулирования в размере 25 000,00 руб., 30 000,00 руб., 50 609,00 руб., 31 500,00 руб. соответственно (том 1 л.д. 82-89).
Также в 2020 году на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым» за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы ФНС России, постановлено осуществить материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда. Во исполнение указанных приказов Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым от 26.03.2020, 08.05.2020, 08.06.2020, 01.09.2020, 16.11.2020, 10.12.2020 Павловой Л.А. выплачены средства материального стимулирования (том 1 л.д. 90-103).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статья 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при где доставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 указанных Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 1 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжение: служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников. замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного держания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительств; Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральных: государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Крым, изданными на основании приказов УФНС России по Республике Крым, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также выплаченные премии, относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержание федеральных государственных гражданских служащих, поэтому суммы выплаченных Павловой Л.А. средств на материальное стимулирование и премий должны учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Учитывая изложенное, в пользу истца подлежит взысканию доплата денежного содержания при увольнении в размере 98 019,83 руб., из которых 41 036,33 руб. – 1/12 суммы средств материального стимулирования, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта, 4 666,67 руб. – 1/12 суммы СМС руководителя, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта, 52 316,83 руб. – 1/12 сумы премии сверх финансирования фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате расторжения служебного контракта. Расчет взыскиваемой суммы, произведенный истцом и проверенный ответчиком, является арифметически верным.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Поскольку в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то выплаченное истцу материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также выплаченные премии, входящие в состав денежного содержание федеральных государственных гражданских служащих, должны учитываться и при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020 год, потому заявленные ею исковые требования о взыскании недоплаченной суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году подлежат удовлетворению.
Частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть пятая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года №1979-О установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд (как в редакции до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 272-ФЗ, так и в действующей редакции) по делу, не связанному с увольнением, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом день, в который гражданину стало известно о нарушении его прав, определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд, оценивая обоснованность требований и устанавливая дату начала течения срока обращения в суд, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе содержание исковых требований и обстоятельства, не позволившие истцу своевременно обратиться в суд (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1108-О, от 24 апреля 2018 года N 922-О, N 934-О и N 935-О, от 27 сентября 2018 года N 2236-О, от 26 ноября 2018 года N 2885-О и др.).
В качестве уважительных причин пропуска срока Павлова Л.А. указывает на то, что с 24.11.2020 года по 24.12.2020 находилась на больничном в связи с заболеванием Covid-19, и длительное время восстанавливала здоровье после перенесенного заболевания. Кроме того, ей поставлены диагнозы «Сахарный диабет 2 типа» и «Острая нейропатия лицевого нерва с поражением его дистального участка на фоне артериальной гипертензии, правосторонний прозапорез», требующие постоянного лечения.
Суд также исходит из того, что Павлова Л.А. на момент получения отпускных в 2020 году не являлась должностным лицом, в чьи должностные обязанности входило их начисление и расчет, из расчетных листков, предоставленных в материалы дела, усматривается только размер выплачиваемой в счет отпускных денежной суммы, однако порядок ее исчисления в расчетном листке отсутствует; доказательств того, что Павлова Л.А. было достоверно известно, что при расчете компенсации отпускных работодателем не учитывались суммы стимулирующих выплат, ответчиком не представлено, тогда как ответчик занял позицию того, что истец не обращалась к работодателю в период работы за соответствующим расчетом, однако работник в данных правоотношениях является экономически более слабой стороной и перекладывать в данном случае соответствующую обязанность на работника не соответствует закрепленными действующим законодательствам положениям.
Таким образом, каких-либо допустимых доказательств, что Павловой Л.А. было достоверно известно о том, что стимулирующие выплаты были исключены из ее денежного довольствия и соответственно не учитывались при расчете и начислении отпускных, материалы дела не содержат.
Также суд учитывает, что после увольнения Павлова Л.А. обращалась к работодателю по вопросу доплаты причитающихся ей сумм, в чем было отказано ввиду отсутствия к тому оснований, обратилась в суд с данным иском 04.08.2021, что свидетельствует о непродолжительности периода пропуска срока обращения в суд с такими требованиями и с учетом вышеприведенных обстоятельств возможности его восстановления.
Судом установлено, что на протяжении 2020 года Павловой Л.А. предоставлялись следующие отпуска: с 23.03.2020 по 10.04.2020, с 02.07.2020 по 12.07.2020, с 13.07.2020 по 15.07.2020, с 16.07.2020 по 25.07.2020 (том 1 л.д. 127-140). При этом, денежное содержание на период нахождения в отпуске выплачено истцу не в полном объеме, без учета средств материального стимулирования, сумм премий сверх финансирования, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате предоставления отпуска.
На основании изложенного, с учетом расчетов недоплаченных истцу сумм отпускных за 2020 году, произведенных истцом и ответчиком, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика недоплаченные суммы отпускных с учетом средств материального стимулирования, сумм премий сверх финансирования, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате предоставления отпуска, а именно: за период отпуска с 23.03.2020 по 10.04.2020 в размере 14 742 руб., за период с 02.07.2020 по 25.07.2020 в размере 19 746,96 руб., всего 34 489,63 руб.
Аналогично, суд соглашается с доводами истца о необходимости взыскания в ее пользу компенсации за отпуск при увольнении с учетом средств материального стимулирования, сумм премий сверх финансирования, фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествовавших дате предоставления отпуска, в размере 18 422,06 руб. (расчет, предоставленный истцом и проверенный ответчиком, является арифметически верным).
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Согласно требованиям части 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска работнику производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Учитывая изложенное, суд соглашается с правомерностью требований истца относительно взыскания процентов (компенсации) за нарушение срока выплаты ответчиком сумм, причитающихся Павловой Л.А., но в следующих размерах: 1) от суммы задолженности 98 019,83 руб. 4-х месячного денежного содержания при увольнении за период с 12.01.2021 (следующий день после увольнения) по дату рассмотрения дела 08.06.2022 в размере 27 793,53 руб., а также с даты, следующей за датой постановления решения суда (09.06.2022) по день фактического расчета включительно в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. 2) от суммы задолженности 18 422,06 руб. компенсации за отпуск при увольнении за период с 12.01.2021 (следующий день после увольнения) по дату рассмотрения дела 08.06.2022 в размере 5 223,56 руб., а также с даты, следующей за датой постановления решения суда (09.06.2022) по день фактического расчета включительно в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. 3) от суммы задолженности 14 742,67 руб. за период нахождения в отпуске с 20.03.2020 (за три дня до его начала до даты рассмотрения дела 08.06.2022 в размере 5 567,83 руб., а также с даты, следующей за датой постановления решения суда (09.06.2022) по день фактического расчета включительно в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. 4) от суммы задолженности 19 746,96 руб. за период нахождения в отпуске с 27.06.2020 (за три дня до его начала) в размере 6 722,51 руб., а также с даты, следующей за датой постановления решения суда (09.06.2022) по день фактического расчета включительно в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Всего в порядке статьи 236 ТК РФ на дату рассмотрения дела судом подлежит взысканию 45 307,43 руб.
В силу положений ст. 19, ч. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации суд не относится к налоговым агентам и не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, поэтому взыскиваемые судом суммы денежного содержания подлежат налогообложению в общем порядке налоговым агентом, каковым является ответчик, который согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
На основании ст. 21 ТК Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку нарушение трудовых прав истца бесспорно подтверждается материалами дела, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 21 апреля 2011 года № 538-О-О, из которой следует, что часть 2 статьи 237 Трудового кодекса РФ направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав, при определении размера компенсации суд действует не произвольно, а на основе вытекающих из законодательства критериев, такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Вместе с тем, заявленный истцом размер компенсации морального вреда суд считает чрезмерным и необоснованным в порядке ст. 56 ГПК РФ, а потому исковые требования в части компенсации морального удовлетворяет частично.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав истца в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение, суд в соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом требования разумности и справедливости, принимая во внимание, что никаких тяжких последствий вследствие нарушения трудовых прав истца не наступило, считает возможным взыскать с работодателя в пользу работника компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчик является государственным органом и в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Учитывая изложенное, на основании части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся за счет государства.
Павловой Л.А. заявлено требование о взыскании расходов на представителя в размере 10 000 руб. за составление искового заявления в суд.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
При этом расходы в разумных пределах на оплату услуг представителей, оказывающих в том числе юридическую помощь и выполняющих работу по составлению процессуальных документов, статьями 94 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прямо отнесены к судебным издержкам.
Согласно договору об оказании юридических услуг от 03.08.2021, заключенному между Павловой Л.А. и ООО «Буква закона», последнее обязалась оказать истцу юридическую услугу: составление искового заявления о взыскании сумм причитающихся при увольнении, а также денежной компенсации за нарушение сроков из выплаты. Стоимость услуг определена в размере 10 000 руб. (том 1 л.д. 54-55).
Судом установлено, что исковое заявление, поданное Павловой Л.А. в суд 04.08.2021, фактически было составлено не позднее 02.08.2021, т.к. уже 02.08.2021 его копия направлена почтовой корреспонденцией в адрес ответчика (том 1 л.д. 56). Следовательно, услуги по составлению искового заявления не могли быть оказаны ООО «Буква закона», т.к. договор с обществом Павлова Л.А. заключила только 03.08.2021, т.е. уже после направления искового заявления ответчику. Поэтому расходы, которые понесла Павлова Л.А. в пользу ООО «Буква закона», суд не признает относимыми с рассмотренным делом и в удовлетворении их компенсации с ответчика отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 98 019,83 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 422,06 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 34 489,63 ░░░., ░░░░░ 150 931,52 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 08.06.2022 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 45 307,43 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 196 238,95 ░░░.(░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 95 ░░░.) ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 09.06.2022 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 150 931,52 ░░░.
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20.06.2022.