РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Муравленко 27 января 2022 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре судебного заседания Ереминой Э.В.,
с участием помощника прокурора г. Муравленко Скоробогатова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/2022 (2-901/2021) по иску прокурора города Муравленко, действующего в интересах Кузнецова Михаила Васильевича, к Администрации города Муравленко о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение, взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Муравленко, действующий в интересах в интересах Кузнецова Михаила Васильевича, обратился в суд с иском к Администрации города Муравленко о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства при переселении из аварийного жилья, в деятельности Администрации г. Муравленко выявлены нарушения закона. Установлено, что на основании договора купли-продажи Кузнецов М.В. 22.11.2011 приобрел право собственности на жилое помещение - <адрес> в многоквартирном жилом <адрес>, ЯНАО (далее - МКД №). Многоквартирный жилой <адрес> 15.04.2013 признан аварийным. Пунктом 102 Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346-П «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах» (далее - Постановление № 346-П) указанный дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Разделом 3 Постановления №346-П предусмотрено, что в случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа. Полагают, что обязанность по оплате стоимости превышения возложена на органы государственной власти автономного округа и местного самоуправления. Администрацией города Муравленко Кузнецову М.В. дано разъяснение о необходимости обязательной доплаты разницы между стоимостью изымаемого объекта недвижимости и стоимостью предоставляемого жилого помещения. Считают, что указанное при реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда является недопустимым. 25.12.2019 между муниципальным образованием город Муравленко и Кузнецовым М.В. заключен договор мены жилого помещения (далее по тексту - Договор), расположенного по адресу: <адрес>, ЯНАО с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по адресу: <адрес>, ЯНАО с возмещением разницы в рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого объектов недвижимости в сумме 54 200 руб. (пункты 4.1, 4.2 Договора). Считают, что включение в Договор условия доплаты собственником разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, является незаконным. Согласно информации, представленной Администрацией города, ФИО2 произвел перечисление денежных средств на основании Договора в общей сумме 54 200 руб., что в силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ является неосновательным обогащением ответчика. По вышеуказанным фактам нарушений закона прокуратурой города 22.09.2021 главе города Муравленко внесено представление, которое оставлено без удовлетворения, нарушения закона не устранены. С учетом уточнения, просил обязать Администрацию города Муравленко заключить с Кузнецовым М.В. дополнительное соглашение к договору мены жилого помещения от 25.12.2019, которым исключить пункты 4.1, 4.2 Договора; взыскать с Администрации города Муравленко в пользу Кузнецова М.В. денежные средства в размере 54 200 руб. в качестве неосновательного обогащения.
В судебном заседании помощник прокурора Скоробогатов А.Б. поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям и доводам, указанным в иске.
Материальный истец Кузнецов М.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном письменном отзыве на исковое заявление, требования прокурора не признали, указав, что с Кузнецовым М.В. по условиям изъятия жилого помещения для муниципальных нужд было достигнуто соглашение, ему было предоставлено жилое помещение по договору мены с условием оплаты разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, обязательства сторон исполнены в полном объеме, в установленном законом порядке сделка не признана недействительной, исковые требования прокуратуры г. Муравленко, Кузнецова М.В. к Администрации города Муравленко о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к договору мены, взыскании неосновательного обогащения не основаны на нормах материального права, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и соответственно удовлетворению не подлежат. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Муравленко.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований прокурора, и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Администрации города Муравленко недобросовестность в получении денежных средств в качестве разницы рыночной стоимости жилых помещений при их обмене по договору мены от 25.12.2019.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой города проверкой соблюдения исполнения требований законодательства при переселении из аварийного жилья, по результатам которой в деятельности Администрации г. Муравленко выявлены нарушения закона.
Установлено, что Кузнецов М.В. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, площадью 55,3 кв.м.
Распоряжением Администрации города Муравленко от 15.04.2013 № 552 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города поручено в срок до 22.04.2013 направить собственникам помещений в указанном доме требование об осуществлении сноса многоквартирного дома в срок до 30.03.2021.
Постановлением Администрации города Муравленко от 06.05.2020 № 308 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд», определено изъять земельный участок с кадастровым номером 89:13:010103:27, площадью 2445 кв.м, а также жилые помещения расположенные в многоквартирном жилом доме <адрес>, в том числе <адрес>. Управлению муниципального имущества Администрации города (далее - Управление) поручено осуществить переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий изъятия.
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанным постановлением и в целях переселения из аварийного жилья собственник Кузнецов М.В. был проинформирован ответчиком о возможности проведения процедуры мены ветхого жилья на другое жилое помещение большей площадью, с условием выплаты разницы рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого жилого помещения.
25.12.2019 между муниципальным образованием город Муравленко и Кузнецовым М.В. заключен договор мены жилого помещения (далее по тексту - Договор), расположенного по адресу: <адрес>, ЯНАО, площадью 55,3 с предоставлением взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения по адресу: <адрес>, ЯНАО, площадью 64,3, с возмещением разницы в рыночной стоимости изымаемого и предоставляемого объектов недвижимости в сумме 54 200 руб. (пункты 4.1, 4.2 Договора).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Поскольку Постановлением Правительства Ямало- Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346-П «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах» (далее - Программа), многоквартирный дом <адрес> включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истец как собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, в том числе, и на предоставление жилого помещения в собственность.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения возникает у гражданина после соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как следует из материалов дела, Постановление Администрации города Муравленко № 307 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд» входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома <адрес>, был принят 06.05.2020. Следовательно, с указанного времени у Кузнецова М.В. возникло право на предоставление иного жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Разделом III адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П (ред. от 08.07.2020), предусмотрено, что цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.
В целом цена муниципального контракта либо договора ФЖС ЯНАО не должна превышать произведения общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в автономном округе, применяемую в целях приобретения жилых помещений в государственную собственность автономного округа для обеспечения жильем отдельных категорий граждан и предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, утверждаемую нормативным правовым актом Правительства автономного округа.
Изменения в раздел III региональной адресной программы, предусматривающие доплату собственником, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, были внесены только 22.12.2020.
Таким образом, на момент возникновения у Кузнецова М.В. права на предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого, ни федеральным законодательством, ни адресной программой ЯНАО не была установлена доплата гражданам, переселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Данный вывод также подтверждается разделом IV региональной адресной программы, которая не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
Указанный вывод в полной мере соответствует правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 1-КГ19-10).
Доводы ответчика о том, что к возникшим правоотношениям следует применять положения п. 8 ст. 32 ЖК РФ, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении норм права. В рассматриваемом случае право Кузнецова М.В. на предоставление иного жилого помещения в собственность возникло в силу в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что включение в Договор мены условия доплаты собственником разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, при переселении из ветхого и аварийного жилья, включенного в адресную программу, является незаконным, полагает исковые требования прокурора о возложении обязанности на истца заключить с Кузнецовым М.В. дополнительное соглашение к договору мены жилого помещения от 25.12.2019, которым исключить пункты 4.1, 4.2 Договора, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Кузнецов М.В. произвел перечисление денежных средств на основании Договора мены от 25.12.2019 в общей сумме 54 200 руб.
Судом установлен и сторонами не оспаривался факт перечисления денежных средств ответчику в размере 54 200 руб.
Исходя из установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что Администрацией города Муравленко были незаконно включены п. 4.1 и 4.2 об обмене имущества с выплатой разницы рыночной стоимости жилых помещений в размере 54 200 руб. в Договор мены, Кузнецов М.В. произвел перечисление ответчику указанную сумму вследствие его недобросовестности, последний неосновательно обогатился на вышеуказанную сумму, в связи с чем, в силу положений ст.1102 ГК РФ, он обязан возвратить указанные денежные средства Кузнецову М.В., как неосновательно приобретенное имущество.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела, исковые требования прокурора о взыскании с Администрации города Муравленко в пользу Кузнецова М.В. денежных средств в размере 54 200 руб. в качестве неосновательного обогащения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора города Муравленко, действующего в интересах Кузнецова Михаила Васильевича, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Муравленко заключить дополнительное соглашение к договору мены от 25.12.2019, заключенному между муниципальным образованием город Муравленко и Кузнецовым Михаилом Васильевичем, которым исключить пункты 4.1, 4.2 указанного договора мены.
Взыскать с Администрации города Муравленко за счет средств казны муниципального образования город Муравленко в пользу Кузнецова Михаила Васильевича неосновательное обогащение в размере 54 200 (пятьдесят четыре тысячи двести) руб.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ж.К. Ракутина
копия верна
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.02.2022. Подлинный документ находится в деле № 2-90/2022 (УИД: 89RS0006-01-2021-001226-69) в Муравленковском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа.