Дело №2-5148/2019 «11» июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании действия незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным отказа б/н от 28.03.2019 года в выдаче разрешения на строительство здания магазина на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, уч.5-а, с кадастровым номером 47:09:0110011:64, о понуждении выдать разрешение на строительство здания магазина на указанном земельном участке в 10-тидневный срок со дня вступления в силу решения суда. В обоснование административных исковых требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1031 кв.м., расположенный по указанному адресу, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения продовольственного магазина.С целью строительства на указанном земельном участке в соответствии с его целевым назначением обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина, приложив, в том числе, правоустанавливающие документы подтверждающие право собственности на участок, градостроительный план земельного участка №RU475043130236, зарегистрированный Комитетом по архитектуре и градостроительству по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и проектную документацию на объект.
Решением об отказе от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал ФИО1 в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство ввиду отсутствия утвержденных Правила землепользования и застройки. Административный истец считает данный отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным по основаниям положений ст. ст.209,263,260 ГК РФ, 40,42 ЗК РФ, так как он нарушает права собственника земельного участка, создается препятствие для строительства. Отказом администрации в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома нарушается право свободного пользования владения и распоряжения собственностью.
В судебное заседание административный истец не явился, для участия в деле направил представителя ФИО4, который требования административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик представитель администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание в судебное заседание не явился, о слушании по делу уведомлен надлежащим образом, направил отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО Колтушское сельское поселение в судебное заседание не явился, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с нахождением в отпуске, представил мотивированный отзыв, согласно которого полагала возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования, поскольку после строительства и регистрации здания магазина будет являться предметом налогообложения, что повлечет увеличение доходной части бюджета муниципального образования.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.1 КАС РФсуды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.ч. 1,5,7 ст.219 КАС РФадминистративное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец обратился в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания магазина на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес>, уч.5-а, с кадастровым номером 47:09:0110011:64,категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения продовольственного магазина.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала в выдаче разрешения на строительство здания магазина,сославшись на положениячасти 3ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указав, что земельный участок расположен в границах населенного пункта, для территории которой отсутствуют утвержденные Правила землепользования и застройки.
Судом также установлено, что решением совета депутатов МО Колтушское СП № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района <адрес>, отмененные решением Всеволожского городского суда по делу 2-4750/2015 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми были разработаны градостроительные регламенты в т.ч. в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка.
Истец обратился в суд с исковыми требованиями об оспаривании данного отказа, то есть с соблюдением сроков и требований ст.219 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст.4 КАС РФкаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8,9,10 ст.226 КАС РФпри рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного
оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: соблюдение требований нормативных правовых актов о полномочиях лиц, выполнивших оспариваемые действия, соблюдение порядка принятия оспариваемых разрешений, основания для принятия оспариваемых действий, а также нарушение прав и свобод гражданина, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, а также соблюдения сроков для обращения в суд.
Административный истец указывает на незаконность принятого ответчиком решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Исходя из смысла ст.ст.2,18,51ГрК РФ, п. 4 ст.85ЗК РФ возведение здания магазина возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в рассматриваемом случае администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в соответствии с генеральными планами поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи8Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения администрации МО «Всеволожский муниципальный район» относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение об отказе в разрешении на строительство вынесено уполномоченным органом, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство.
Суд принимает во внимание, что пунктом 8 ст.1 Земельного кодексаРФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.
Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного кодексаРФ).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодексаРФ).
В соответствии с частью 7 статьи36 Градостроительного кодексаРФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, правовой режим земельного участка по указанному адресу определяется в правоустанавливающей документации. Нормативно-правовой акт, регулирующий такое использование земельных участков, в настоящее время не установлен. Однако отказ в реализации законного права не может быть оправдан отсутствием специального законодательства.
В силу статьи209 ГК РФсобственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Согласно статье40ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии со статьей263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Таким образом, отказ административному истцу в выдаче разрешения на строительство здания магазина на принадлежащем ему земельном участке по мотиву отсутствия утвержденных Правил землепользования и застройки для данной территории муниципального образования, нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого, следует исходить из того, что органом местного самоуправления не предоставлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительствоздания магазина, не возможности сочетания строительства здания магазина с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 ГрК РФ порядке разрешения на строительство.
Суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства не были учтены административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения, в связи с чем, его нельзя признать законным. Отказ в выдаче разрешения на строительство без установления вышеприведённых обстоятельств свидетельствует об ограничении прав собственников, в том числе, административного истца без предусмотренных на то законных оснований. Со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств законности вынесенного решения в указанной части.
Оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, судом не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания незаконным отказа Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ б/н по мотиву отсутствия утвержденных Правил землепользования и застройки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдачеФИО1 разрешения настроительствоздания магазинана земельном участкепо адресу: <адрес>, уч.5-а, с кадастровым номером 47:09:0110011:64 признать незаконным.
Обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, выдать разрешение на строительство здания на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, уч.5-а, с кадастровым номером 47:09:0110011:64.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд черезВсеволожский городской суд в течение месяца.
Судья: