Дело №2-1544/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.,
при помощнике Токаревой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллаевой З. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя об исключении сведений из ЕГРН, -
установил:
Абдуллаева З.А. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просила исключить из ЕГРН сведения о земельных участках, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 150 кв. м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, и с кадастровым номером № площадью 870 кв. м., предназначенного для личного подсобного хозяйства.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя данный участок был зарегистрирован под двумя кадастровыми номерами: № площадью 150 кв.м. - для индивидуального жилищного строительства и № площадью 870 кв.м. - для личного подсобного хозяйства.
Поскольку земельный участок зарегистрирован под двумя разными кадастровыми номерами и разными видами разрешенного использования истец не может зарегистрировать свое право собственности на целый земельный участок, что и послужило основанием для обращением в суд с настоящим иском.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили
С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что до 01.01.2025 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
25.07.2014 Законодательным Собранием города Севастополя был принят Закон города Севастополя N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству.
Судом установлено, что 14.05.1993 Орлиновским сельским советом г. Севастополя было принято решение № 6/65 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, Абдуллаевой З.А., под индивидуальное строительство – 0,015 га, для ведения подсобного хозяйства – 0,8 га.
Согласно архивной выписки ГКУ «Архив г. Севастополя» от 01.04.2019 №122 Орлиновский сельский Совет народных депутатов, рассмотрев заявления граждан о выделении земельных участков для индивидуального строительства, решил выделить земельные участки для индивидуального строительства жилых домов по 0,8 га каждому, в том числе Абудуллаевой З.А.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: г. Севастополь, <адрес>, зарегистрировано два земельных участка с кадастровыми номерами: 91:01:036001:470 площадью 150 кв. м. - для индивидуального жилищного строительства, и № площадью 870 кв. м. - для личного подсобного хозяйства.
27.11.2019 Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя уведомлением № приостановило регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером № на основании пункта 1,6 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 3 части 8 статьи 69 Закона о регистрации орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
09.01.2019 Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя уведомлением № приостановило регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером № на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Учитывая изложенное, исходя из буквального толкования правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, суд приходит к выводу о том, что Абдуллаевой З.А. ДД.ММ.ГГГГ был выделен один единый земельный участок общей площадью 0,8 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. При этом указание в решении о выделении части земельного участка площадью 0,015 га для индивидуального жилищного строительства и площадью, 085 га для ведения подсобного хозяйства не свидетельствует о предоставлении истцу двух самостоятельных земельных участков.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Вместе с тем, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ) указано следующее.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу пп. 2 и 3 ст. 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено пп. 2, 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
- установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
- вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Исходя из приведенных положений законодательство о кадастровом учете и регистрации прав на сегодняшний день не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны.
Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и этот вид разрешенного использования подлежит отражению в сведениях ЕГРН при кадастровом учете и регистрации права собственности на земельный участок.
Учитывая установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что постановка на кадастровый учет двух разных земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенными по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на основании одного решения органа государственной власти является незаконной и нарушает права истца, как собственника единого объекта недвижимости.
Поскольку участки с кадастровыми номерами № сформированы необоснованно, суд полагает необходимым исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанных объектах недвижимости с целью восстановления положения, существовавшего до нарушения прав истца, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
решил:
Иск удовлетворить.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках №, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2023 года.
Судья | В.В. Казацкий |