Решение по делу № 2-1235/2017 от 01.12.2017

Дело № 2- 1235/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2017 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гуманец О.В.

с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Филипповского А.В.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги,

УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, в котором просил обязать администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области до 01.12.2019 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности недвижимого имущества на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: главная улица деревни Желниха, протяженностью 1,6 км; главная улица п.Боровской, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Уткино, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Решетиха, протяженностью 1,6 км.

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проверки Шарьинской межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства, регулирующего учёт и содержание муниципального имущества органами местного самоуправления Шарьинского муниципального района Костромской области установлено, что администрацией Шангского сельского поселения в нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги местного значения, отнесенные к объектам муниципального имущества не осуществлялась; на протяжении длительного периода администрацией Шангского сельского поселения какие-либо меры к осуществлению государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не принимались.

Учитывая изложенное, 22.03.2017 года главе Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего учет и содержание муниципальной собственности.

В свою очередь, согласно сведениям представленным администрацией Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области по состоянию на 29.11.2017 года установлено, что администрацией Шангского сельского поселения регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования до настоящего времени не произведена в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.

Общая протяженность автомобильных дорог Шангского сельского поселения составляет 66,9 км.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 8 статьи 6 указанного закона, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 части 1 статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Часть 5 статьи 51 указанного закона устанавливает, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезд, автомобильные дороги, набережные, парки, скверы, сады, бульвары, водные объекты и другие объекты) не подлежат отчуждению.

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации - (далее ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пункт 6 указанной статьи устанавливает, что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В свою очередь пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, право собственности на автомобильные дороги подлежит государственной регистрации за органом муниципального образования, в границах которого находятся указанные дороги. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, создает препятствия в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан передвигающихся по автомобильным дорогам.

В возражении на исковое заявление прокурора глава Шангского сельского поселения Л.М. Шатрова указала, что в отношении дорог в п.Боровской, д.Уткино, д.Решетиха требования прокурора считает законными. Полагает возможным к исполнению на 30.12.2026 года. В отношении дороги д.Желниха сообщила, что 28.06.1978 года 9 сессией Шангского сельского Совета народных депутатов с.Н-Шанга и д.Желниха объединены в один населенный пункт с.Н.Шанга с названием улицы И.Шатрова (л.д.12).

В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Филипповский А.В. исковое требование уточнил, просил обязать администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области до 30.12.2026 года зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: главная улица п.Боровской, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Уткино, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Решетиха, протяженностью 1,6 км. Требование в отношении главной улицы деревни Желниха исключил, поскольку деревня была объединена с селом Н.Шанга. Требования поддержал по доводам изложенным в иске.

Дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика - администрации Шангского сельского поселения, просившего в заявлении о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.12).

Представитель администрации Шарьинского муниципального района, привлечённой к участию в деле в качестве третьего лица, Л.Е.Ю. пояснила, что администрация Шарьинского муниципального района считает требование, заявленное Шарьинским межрайонным прокурором, законным и обоснованным, срок для исполнения требования приемлемым. Пояснила, что действительно, деревня Желниха была объединена с селом Н.Шанга, имеется протокол 9-й сессии Шангского сельского совета от 28.06.1978 года. По техническим причинам деревня Желниха не была исключена из реестра населённых пунктов Шангского сельского поселения. Вместо деревни Желниха в селе Н.Шанга образовалась улица Ивана Шатрова. По данной улице имеется решение суда.

Заслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Частью 8 статьи 6 названного закона установлено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Костромской области от 04.12.2015 года № 38-6-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения" на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены за сельскими поселениями Костромской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4-6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 указанного закона).

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Положения ст. 21 указанного закона предписывают органам местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

В соответствии со ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, как обоснованно указано в иске, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу ч. 6 ст. 1 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного у ответчика имеется обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства РФ.

Как установлено в судебном заседании, автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: главная улица п.Боровской, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Уткино, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Решетиха, протяженностью 1,6 км включены в Реестр объектов муниципальной собственности Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района (л.д. 11).

В связи с вышеизложенным, право собственности на это недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.

В рамках осуществления прокуратурой Шарьинского района Костромской области проверки соблюдения законодательства, регулирующего учет и содержание муниципального имущества органами местного самоуправления надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также законодательства о муниципальной собственности, выявлено бездействие администрации Шангского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.

22.03.2017 года за исходящим номером № 11-2017 Главе администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Шарьинским межрайонным прокурором было направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации муниципального имущества и др., с требованием, в том числе к принятию исчерпывающих мер к регистрации прав на недвижимое имущество - автомобильные дороги населения (л.д. 6-9).

В ответе главы Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района № 365 от 29.11.2017 года указано, что автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов общей протяженностью 66,9 км были приняты в муниципальную собственность Шангского сельского поселения в соответствии с Законом Костромской области от 15.08.2006 года №63-4-ЗКО и включены в реестр объектов муниципальной собственности Шангского сельского поселения. Реестр автомобильных дорог утвержден постановлением главы Шангского сельского поселения от 20.12.2010 года №67. Для регистрации права муниципальной собственности необходимо выполнить работы, ориентировочная стоимость которых составляет 45 000 рублей на 1 км. В настоящее время, учитывая отсутствие денежных средств в бюджете населения, выполнение мероприятий по регистрации права не представляется возможным, поэтому подготовка регистрации права собственности будет производиться поэтапно (л.д.10).

Согласно информации ООО «Шарьинское землеустроительное предприятие» от 06.11.2017 года коммерческое предложение по стоимости кадастровых работ по межеванию земельных участков, оформлению технических планов, постановке на государственный кадастровый учет автомобильных дорог и земельных участков под ними расположенных на территории Шангского сельского поселения составит 20 000 рублей за 1 км (л.д.17).

В связи с изложенным, суд считает исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора об обязании администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области зарегистрировать право собственности на указанные дороги обоснованными.

Поскольку в судебном заседании стороной ответчика не оспаривалось, что государственная регистрация права собственности на указанные автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в реестре муниципального имущества муниципального образования Шангского сельского поселения, не произведена, учитывая, что бюджет поселения является дотационным, мероприятия по подготовке и осуществлению государственной регистрации прав на автомобильные дороги требуют материальных затрат, суд считает срок регистрации права собственности на объекты недвижимости до 30.12.2026 года, также обоснованным.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Шарьинского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лицк администрации Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Обязать администрацию Шангского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в срок до 30.12.2026 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности недвижимого имущества и осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования на автомобильные дороги, расположенные на территории Шангского сельского поселения по адресу: главная улица п.Боровской, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Уткино, протяженностью 1,3 км; главная улица деревни Решетиха, протяженностью 1,6 км.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий         Гуманец О.В.

Решение вступило в законную силу ________.

2-1235/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Шангского сельского поселения
Другие
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
01.12.2017Передача материалов судье
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2017Судебное заседание
10.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее