РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Чистякова О.Н.,
при секретаре Савицкой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова», Администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории),
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» (официальное сокращенное наименование – МАОУ «СОШ № 3»), Администрации муниципального «Северодвинск» (официальное сокращенное наименование – Администрация Северодвинска) о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Просил обязать МАОУ «СОШ № 3» в срок до 31.12.2022 обеспечить охрану здания школы по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>В, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
Обязать ответчика Администрацию Северодвинска обязанность в срок до 01.07.2022 профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения (л.д. 3-6).
В обоснование требований указал, что прокуратурой города Северодвинска проверено исполнение ответчиком МАОУ «СОШ №3» законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Установлено, что здание образовательного учреждения по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, <адрес>В, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности здания МАОУ «СОШ № 3» не предусмотрено бюджетом муниципального образования «Северодвинск» на 2022 – 2024 годы. МАОУ «СОШ № 3» является муниципальным автономным учреждением и не имеет достаточных денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, поэтому в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению выполнения данных мероприятий должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Северодвинска.
В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинска Обросов <данные изъяты>. поддержал заявленные требования по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МАОУ «СОШ № 3» Станякина <данные изъяты>. в судебном заседании не оспаривала приведенные прокурором в исковом заявлении обстоятельства. Сообщила, что по состоянию на дату рассмотрения дела требования прокурора не выполнены, поскольку на обеспечение физической охраны здания школы необходимы дополнительное финансирование, которое в соответствии с муниципальной программой «Развитие образования Северодвинска» будет предусмотрено в бюджете на 2025 год. Просила установить срок исполнения указанных прокурором в исковом заявлении мероприятий по обеспечению физической защиты здания школы – до 31.12.2025. По мнению директора школы выполнить указанные мероприятия с учетом имеющихся объемов финансирования в более ранние сроки не представляется возможным.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска Комотесова <данные изъяты> в судебном заседании не оспаривала необходимость выполнения указанных прокурором в исковом заявлении мероприятий, однако полагала, что сроки обеспечения финансирования необходимо определить в соответствии с муниципальной программой «Развитие образования Северодвинска» – до конца 2025 года.
Представители третьего лица – Управления образования Администрации Северодвинска Шевченко <данные изъяты> и Афанасьева <данные изъяты>. поддержали доводы представителей ответчиков о сроках исполнения требований прокурора. Пояснили, что в настоящее время реализуется муниципальная программа «Развитие образования Северодвинска», которая предусматривает поэтапное финансирование мероприятий по обеспечению защищенности всех образовательных учреждений города. Для выполнения мероприятий программы предусматриваются денежные средства в местном бюджете. Предусмотренного на 2022 год финансирования недостаточно для исполнения требований прокурора.
Председатель Совета депутатов Северодвинска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, представил письменный отзыв (объяснения) от 12.05.2022, в котором указал на то, что разработка проекта местного бюджета (планирование, изыскание денежных средств на реализацию мероприятий) относится к полномочиям Администрации Северодвинска. Прокуратура города обращалась в Совет депутатов Северодвинска с информацией о необходимости финансирования мероприятий по исполнению требований к безопасности образовательных учреждений. Данная информация 27.10.2021 была направлена Главе Северодвинска с просьбой рассмотреть согласно компетенции и дать предложения по существу указанных вопросов. Глава Северодвинска в письменном ответе сообщил, что данный вопрос будет рассмотрен при утверждении местного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В случае внесения Администрацией Северодвинска проекта решения о внесении изменений в решение о местном бюджете, данный вопрос будет рассмотрен Советом депутатов Северодвинска на очередном заседании (л.д. 75-80).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» в соответствии с Уставом является общеобразовательной организацией, имеет организационно-правовую форму муниципального учреждения.
Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Северодвинск» в лице Администрации муниципального образования «Северодвинск». Функции и полномочия учредителя от имени Администрации муниципального образования «Северодвинск» осуществляет Управление образования Администрации Северодвинска (л.д. 37-78).
МАОУ «СОШ № 3» для осуществления образовательной деятельности на праве оперативного управления передано здание школы по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица <адрес> (л.д.16).
Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» МАОУ «СОШ № 3» относится к второй категории опасности.
В 2020 году межведомственной комиссией утвержден паспорт безопасности МАОУ «СОШ № 3».
Для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) рекомендовано, в том числе, осуществить мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно выписке из муниципальной программы «Развитие образования Северодвинска», финансирование мероприятий по обеспечению наличия помещения охраны предусмотрено местным бюджетом на 2022 год, по оснащению объекта (территории) МАОУ «СОШ № 3» охранной сигнализацией предусмотрено местным бюджетом на 2024 год, финансирование мероприятий по обеспечению физической охраны объекта (территории) на 2025 год (л.д. 94-95).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон, сторонами и третьими лицами не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границам поселения.
В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования, в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Закон №35-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона №35-ФЗ).
Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МАОУ «СОШ № 3», обязан обеспечивать необходимое финансирование работ в области противодействия терроризму.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников соответствующего муниципального учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 02 августа 2019 года №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – Требования).
В соответствие с пунктами 25 и 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются, в том числе и следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).
В силу п. 11 Требований комиссия в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности МАОУ «СОШ № 3» определены в паспорте безопасности объекта, утвержденном в 2020 году, поэтому Администрация Северодвинска обязана до окончания 2022 года (второго финансового года после утверждения паспорта безопасности объекта) обеспечить финансирование предусмотренных паспортом безопасности мероприятий по обеспечению физической охраны объекта (территории). В свою очередь МАОУ «СОШ № 3» обязано выполнить данные мероприятия не позднее 2022 года.
Между тем, на дату рассмотрения судом спора данные обязанности ответчиками не исполнены.
Невыполнение обязанностей по созданию безопасных условий и финансированию соответствующих мероприятий ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся МАОУ «СОШ № 3», а также неопределенного круга лиц.
Отсутствие в местном бюджете необходимых для этого средств, в силу названных правовых норм не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения данных обязанностей в установленный Требованиями срок.
Суд не может согласиться с требованиями прокурора о возложении на Администрацию Северодвинска обязанности предусмотреть и обеспечить финансирование указанных мероприятий в срок до 01.07.2022, поскольку на данную дату с момента утверждения паспорта безопасности МАОУ «СОШ №3» не пройдет два финансовых года, при этом необходимое финансирование в местном бюджете в настоящее время не предусмотрено.
Учитывая необходимость внесения изменений в местный бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, суд полагает возможным предоставить Администрации Северодвинска срок для обеспечения финансирования указанных прокурором мероприятий – не позднее 31.12.2022.
Таким образом, суд удовлетворяет требования прокурора и возлагает на ответчика Администрацию Северодвинска обязанность в срок не позднее 31.12.2022 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны помещения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
На ответчика МАОУ «СОШ № 3» суд возлагает обязанность в срок до 01.07.2023 обеспечить охрану здания школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Указанные сроки являются разумными и достаточными, для исполнения решения суда с учетом объективной необходимости внесения изменений в местный бюджет городского округа Архангельской области «Северодвинск», а также для проведения закупок и исполнения заключенных по их результатам контрактов. Установление более длительных сроков исполнения, по мнению суда, не будет отвечать требованиям законодательства о противодействии терроризму и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова», Администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) удовлетворить.
Обязать Администрации муниципального образования «Северодвинск» в срок не позднее 31 декабря 2022 года обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны здания (территории) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» в срок не позднее 01 июля 2023 года обеспечить охрану здания (территории) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 23 мая 2022 года.
Председательствующий |
О.Н. Чистяков |