дело №2а-110/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Умновой Б.О.,
представителя административного ответчика – администрации МР «Троицко-Печорский» Сидорченко С.А.,
заинтересованного лица ФИО7 и законного представителя заинтересованного лица ФИО6 - Антоновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский», руководителю администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорину И.В. о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2017 №09/932 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения жильцов,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (адлее административный истец, прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» с административным иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее административный ответчик, администрация) о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2017 №09/932 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения жильцов. Требования мотивировал тем, что в результате проведенной проверки по обращению ФИО3 установлено, что заключением межведомственной комиссии административного ответчика от 18.04.2017 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Оспариваемым постановлением администрации определен срок сноса дома и расселения жильцов 2026 год. В адрес собственников жилых помещений направлены требования о сносе или реконструкции дома до 31.07.2027 года. Из акта обследования межведомственной комиссии следует, что в доме наблюдается заметное искривление и сквозные трещины в цоколе фундамента; просветы и протечки в кровле; заметный прогиб деревянного перекрытия, конструкции на грани разрушения. Дом имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций, что приводит к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. 01.04.2019 прокуратурой с привлечением инспекции Госстройнадзора проведено обследование дома, в результате которого установлено обрушение двух участков перекрытия второго этажа, множественные следы протечек кровли, отслоение подшивки потолка и местами стен, обгоревшие участки в местах установки приборов учета электроэнергии, уровень пола во входных тамбурах ниже уровня земли, состояние стропильной системы неудовлетворительное, по всей поверхности имеются следы гнили, состояние кровли неудовлетворительное, наблюдаются трещины в кладке дымовых труб. Фактически в доме заселено 4 квартиры, в реестре муниципального жилищного фонда администрации числятся 8 жилых помещений маневренного жилого фонда, при том, что в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу проживают 709 человек, что в свою очередь не позволяет обеспечить временное проживание жильцов <адрес> пгт.Троицко-Печорск. Прокурор полагает, что установленный администрацией срок расселения жильцов и сноса дома 2026 год является не разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, а проживание в нем граждан представляет опасность для жизни и здоровья в виду самопроизвольного его разрушения. Прокурор просит признать незаконным постановление администрации от 12.09.2017в части установления срока отселения жителей дома до 2026 года.
С учетом возникшего спорного правоотношения, судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен руководитель администрации МР «Троицко-Печорский» Сидорин И.В., в качестве заинтересованных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Умнова Б.О. заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Сидорченко С.А., действующий на основании доверенности, требования прокурора не оспаривал, с иском согласился.
В судебное заседание административный соответчик – руководитель администрации МР «Троицко-Печорский» Сидорин И.В. извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
В судебном заседании заинтересованное лицо Исаева Н.С., законный представитель заинтересованного лица ФИО6 – Антонова И.В. с заявленными прокурором требованиями согласились, пояснив, что в доме проживать не безопасно.
В судебное заседание заинтересованные лица ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся административного соответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
18.04.2017 актом и принятым на его основе заключением межведомственной комиссии, назначенной решением совета МР «Троицко-Печорский» №07/45 от 26.02.2016 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Из акта следует, что фундамент дома – бетонный цоколь со стороны фасадной части искривлен, имеется сквозные трещины; шиферная кровля имеет просветы в отдельных местах, протечки, сколы, трещины, ослабление крепления листов к обрешетке; в дымовых трубах имеются трещины в кладке; нарушение наружной обшивки стен, просадка углов; перекрытия имеют заметный прогиб, следы протечек на потолке, конструкция на грани обрушения, которое местами уже началось; в подъездах обшивка стен и потолка имеет повреждения листов гипсокартона, полы площадок и лестничных маршей имеют прогибы и просадку, стирание досок в ходовых местах, перила расшатаны, текущий ремонт длительное время не проводился.
Постановлением администрации от 12.09.2017 №09/932 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлено, что в срок до 2026 года в порядке очередности подлежат расселению граждане, проживающие в жилых помещениях дома. На отдел земельных и имущественных отношений возложена обязанность направить гражданам, проживающим по договорам социального найма уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда для временного проживания.
29 и 31 января 2019 года в адрес собственников жилых помещений ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО6, ФИО10 и ФИО11 администрацией направлены уведомления с предложением в срок до 31.07.2027 года совместно с другими собственниками жилых помещений осуществить снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, <адрес>
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч.9-10 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1, 2 ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в т.ч. учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (п.1, 8, 9 ст.14 ЖК РФ).
Согласно ч.3, 4 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).
Согласно п.49, 52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п.47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Системный анализ вышеперечисленных норм права позволяет суду прийти к выводу, что решение о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ отнесено к исключительной компетенции административного ответчика.
При принятии данного решения, сроки не могут устанавливаться произвольно, без учета состояния многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, поскольку в противном случае это может повлечь за собой повышение и без того опасного нахождения граждан в указанных жилых помещениях, вследствие чего их жизнь и здоровье будет подвергаться необоснованному риску.
Из представленных суду доказательств следует, что по состоянию на дату обследования дома межведомственной комиссией он представлял реальную опасность для проживающих в нем граждан, поскольку было отмечено снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В ходе проведенного 27.03.2019 с привлечением начальника инспекции Госстройнадзора обследования дома выявлено обрушение двух участков деревянного перекрытия второго этажа в жилой комнате и кухне квартиры №8, которое произошло по причине длительного насыщения влагой конструкций чердачного перекрытия из-за многочисленных протечек кровли. Уровень пола во входных тамбурах подъездов ниже уровня земли. В целом отмечено неудовлетворительное состояние дома, ремонт для поддержания конструктивных элементов в рабочем состоянии, не допускающем дальнейшее разрушение дома, не проводился.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором постановление в части определения сроков отселения жильцов до 2026 года является явно не обоснованным, поскольку принято без учета реального состояния многоквартирного дома, а также без учета невозможности предоставления жильцам дома жилья маневренного фонда, в связи с чем, усматривает правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Вместе с тем, доводы прокурора об установлении срока отселения жильцов до 01.12.2020 во внимание судом приняты быть не могут, поскольку как отмечалось выше, определение данных сроков находится в исключительной компетенции административного ответчика.
Руководствуясь ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования муниципального района «Троицко-Печорский» к администрации муниципального района «Троицко-Печорский», руководителю администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Сидорину И.В. о признании незаконным и отмене постановления от 12.09.2017 №09/932 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения жильцов удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации МР «Троицко-Печорский» от 12.09.2017 №09/932 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления сроков отселения жильцов дома <адрес> пгт.Троицко-Печорск Республики Коми до 2026 года, обязав администрацию устранить допущенное нарушение путем установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 апреля 2019.
Судья Р.В.Чулков