Дело № 2а-3677/2019
УИД 59RS0011-01-2019-005393-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Березники 12 декабря 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре Кушель Е.В.,
с участием представителя административных ответчиков Военного комиссариата Пермского края, Военного комиссариата (г. Березники и Усольского района Пермского края) – Мельничук Л.С., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники Пермского края административное дело по административному иску Астафьев И.И. к призывной комиссии военного комиссариата г. Березники и Усольского района Пермского края, Военному комиссариату (г. Березники и Усольского района Пермского края), Военному комиссариату Пермского края о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
административный истец Астафьева И.И. обратился в суд с административными исковыми требованиями к административным ответчикам о признании решения призывной комиссии незаконным. В обоснование иска указано, что Астафьева И.И. состоит на учете в отделе военного комиссариата г.Березники Пермского края. Решением призывной комиссии г.Березники Пермского края от ...... Астафьева И.И. был призван на военную службу, на основании определения призывной категории годности. С указанным решением призывной комиссии Астафьева И.И. не согласен. Указал, что при прохождении медицинского освидетельствования он высказывал жалобы на состояние здоровья, а именно высказывал жалобы на ....., направления на дополнительные обследования не выдавались. Астафьева И.И. считает, что процедура медицинского освидетельствования нарушена, неверно определена категория годности по состоянию здоровья в отношении него, что привело к принятию призывной комиссией заведомо незаконного решения о призыве на военную службу. Принятое решение призывной комиссии о призыве Астафьева И.И. на военную службу противоречит действующему законодательству и ведет к нарушению его прав. Просит признать решение призывной комиссии ..... края о вынесении категории годности в отношении Астафьева И.И. незаконным и отменить его.
На основании определения Березниковского городского суда Пермского края от ...... в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат (г.Березники и Усольского района), Военный комиссариат Пермского края.
Административный истец Астафьева И.И. в судебном заседании участие не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика призывная комиссия г. Березники и Усольского района Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не подавали.
Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Пермского края, Военного комиссариата (г. Березники и Усольского района Пермского края) - Мельничук Л.С., действующая на основании доверенности с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев личное дело призывника Астафьева И.И., суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемогодействия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 4 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона РФ № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
На территории Пермского края создана Призывная комиссия Пермского края, которая создается на основании распоряжения губернатора Пермского края на период с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря текущего года.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
На основании ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение №663), призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Исходя из требований статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Исходя из данных законоположений, вопросы годности гражданина к определенным категориям военной службы по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
Медицинское освидетельствование призывников осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5 Положения).
Положение «О военно-врачебной экспертизе» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 4 июля 2013 года (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
Так, в соответствии с пунктом 13 Положения, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).Пунктом 20 Положения установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарныхусловиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения №663).
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п.17 Положения №663).
Согласно п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе, граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Как следует из содержания подпункта "а" части 1 статьи 24 Федерального закона РФ № 53-ФЗ, право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют лишь граждане, признанные в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Судом установлено, что с ...... Астафьева И.И. поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Пермского края по г.Березники и Усольскому району.
......Астафьева И.И. прошел медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В ходе медицинского освидетельствования административный истец жалоб на состояние здоровья не предъявлял, медицинские документы, характеризующие отрицательную динамику состояния здоровья, врачам-специалистам не представлял.
По результатам медицинского освидетельствования врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении призывника была определена категория годности – А показатель предназначения 1 (годен к военной службе).
..... на заседании призывной комиссии в отношении Астафьева И.И. вынесено единогласное решение о призыве на военную службу, при этом на заседании призывной комиссии жалоб на состояние здоровья от призывника не зафиксировано. Документы, характеризующие отрицательную динамику состояния здоровья, не представлены.
Согласно ответам из медицинских учреждений о гражданах, подлежащих призыву, Астафьева И.И. за медицинской помощью не обращался. В сигнальных списках граждан, состоящих на диспансерном учете с заболеваниями, препятствующими прохождению военной службы, поступивших из лечебных учреждений в военный комиссариат, призывник Астафьева И.И. не значится.
В соответствии с протоколом № от ...... решением призывной комиссии г. Березники Пермского края Астафьева И.И. единогласно определена категория годности А п.п.1. Выставлен диагноз: Здоров.
В соответствии с пунктом 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья, проходят медицинский осмотр на Сборном пункте Пермского края, который организует призывная комиссия субъекта РФ. Также призывная комиссия Пермского края организует контрольное освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Как следует из материалов дела, административный истец уклонился от явки в военный комиссариат для дальнейшей отправки на Сборный пункт Пермского края.
Оценив представленные доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку состояние здоровья Астафьева И.И. установлено объективно, с учетом всех выявленных у него заболеваний, категория его годности к военной службе определена врачами правильно с учетом медицинских документов, имеющихся в личном деле призывника и представленных на медицинское освидетельствование.
В данном случае призывная комиссия сочла возможным вынести медицинское заключение о годности административного истца к военной службе, с учетом представленных документов о состоянии здоровья Астафьева И.И. и его осмотра.
Кроме того, Астафьева И.И. при несогласии с результатами медицинского освидетельствования, имел право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе". Астафьева И.И. не обращался с заявлением о несогласии с результатами военно-врачебной комиссии, не проходил контрольное освидетельствование в порядке п.22-32 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденную приказом Министерства обороны РФ № 240 Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001г. Своим правом административный истец не воспользовался.
Достоверных доказательств того, что имеющиеся у административного истца заболевания свидетельствует о необходимости отнесения его к иной категории годности Астафьева И.И. к военной службе не установлено.
Как следует из представленных документов, порядок проведения медицинского освидетельствования не был нарушен, собранные в отношении Астафьева И.И. и представленные им медицинские документы, имеются в личном деле.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о наличии у него на момент прохождения медицинского освидетельствования конкретных заболеваний с необходимой степенью нарушения функций, препятствующих прохождению военной службы, не могут быть приняты во внимание.
Оценив изложенные обстоятельства на основании приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что врачебной комиссией были учтены выявленные при медицинском освидетельствовании данные о состоянии здоровья истца, что являлось основанием для установления категории годности "А п.п.1".
Административным истцом не доказано наличие у него заболеваний с той степенью нарушения функции, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории ограничения годности гражданина к военной службе.
Бремя доказывания существования нарушенных прав, в силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ, лежит на административном истце.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При установленных судом обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований Астафьева И.И. у суда не имеется, поскольку доказательства нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства, либо прав административного истца последним не представлено и судом не установлено.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Астафьева И.И. к призывной комиссии военного комиссариата г. Березники и Усольского района Пермского края, Военному комиссариату (г. Березники и Усольского района Пермского края), Военному комиссариату Пермского края о признании решения незаконным оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна. Судья