Решение по делу № 2а-604/2021 от 15.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ года      г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Гуртовенко Т.Е.,

при секретаре судебного заседания К,

с участием:

представителя административного истца Рожковой С.А. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ),

заинтересованного лица Чиркова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» к отделу надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» обратились в суд с административным иском с учетом его уточнений к отделу надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене предписания от 17.09.2020 об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара вынесенного в адрес МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» в части устранения в срок до 01.09.2021 выявленных нарушений указанных в пункте 71/1/1, 71/1/2, 71/1/3, 71/1/4, 71/1/5, 71/1/6 предписания продлив сроки устранения указанных нарушений на 12 календарных месяца. Признать незаконным и отменить предписание в части недопущения ширины марша наружной открытой лестницы менее 0,8 м., высоты ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м., глубины горизонтальной входной площадки менее 1,5 ширины полотна наружной двери, высоты от нижней ступени до тротуара (земли) более 22 см., наличия в ограждении лестничного марша вертикальных элементов просвета более 0,1 м., уклона наружной открытой лестницы после промежуточной площадки более 45 градусов (более 1:1).

Требования мотивированы тем, что 17.09.2020 по результатам проверки отделом надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю, МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» было выдано предписание об устранении в срок до 01.09.2021 нарушений требований пожарной безопасности СП 1.13130.2009 п. 5.2.16 (3), п. 5.4.20 (3), п. 5.2.15 (3), п. 4.4.2 (3), п. 5.2.3 (3), Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ от 22.07.2008.

Устранить выявленные нарушения в установленный срок истец не имеет возможности, поскольку являются муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Для устранения недостатков необходимо финансирование и заключение контрактов. Согласно локально сметной документации для устранения нарушений пожарной безопасности необходимо 2728778,4 руб., необходимого финансирования в 2020 году не было получено. Учитывая большие объемы работ и их стоимость, а также дефицит бюджета на 2021 год устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности в установленные Предписанием сроки не представляется возможным.

Кроме того, при вынесении предписания не было учтено, что МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» построен и сдан в эксплуатацию 17.09.1969. На момент сдачи в эксплуатацию здание соответствовало действующим строительным нормам и правилам «СНиП II-Л.3-62 «Детские Ясли-Сады. Нормы проектирования», утв. Госстроем СССР 10.10.1962, «СНиП II-А.5-62 Противопожарные требования. Основные положения проектирования» утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 13.12.1962. В настоящее время общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации устанавливаются СНиП 21-01-97. Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 1 октября 2003 г. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Аналогичное положение содержится в действующих нормах части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ предусматривающей, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений перечисленных в этой норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. Таким образом, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Предусмотренные СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации. Соответственно, здание построенное до введения в действие СНиП 21-01-97, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.

Кроме того, в предписании имеется ссылка на СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы, действующие с 01.02.2011 по 18.09.2020, соответственно ссылка на недействующий СП так же указывает на незаконность предписания.

Представитель административного истца в судебном заседании на иске настаивала по доводам, изложенным в иске и в уточненном иске.

Представитель административного ответчика, в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Заинтересованное лицо инспектор Отдела надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю Чирков М.С. считает иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в возражениях к исковому заявлению. В судебном заседании дополнительно пояснил, что поскольку выявленные нарушения правил противопожарной безопасности угрожают жизни и здоровью лиц посещающих детский сад, детский сад посещают дети с нарушением зрения, в связи с чем они находятся в особой опасности при пожаре, поэтому должно приниматься решение о реконструкции детского сада при которой должны учитываться действующие противопожарные нормы. Кроме того, возможность соблюдения пожарных норм и правил возможна и без реконструкции наружных эвакуационных лестниц, если сократить количество детей в группах на втором этаже, так как будет отсутствовать необходимость в наружных эвакуационных выходах. Относительно продления сроков на исполнения предписания следует отказать поскольку с подобным ходатайством административный истец к лицу вынесшему предписание не обращался.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Назарово в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещались судом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административный иск рассматривается без нарушения правил подсудности исходя из субъективного состава участвующих в деле лиц и характера спора, не вытекающего из экономической деятельности сторон и не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Как следует из ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

Судом установлено, что 17.09.2020 по результатам проверки отделом надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю, МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» было выдано предписание для устранения в срок до 01.09.2021 нарушений требований пожарной безопасности статьи 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в том числе п. 4.4.2, п. 5.2.3, п. 5.2.15, п. 5.2.16, п. 5.4.20 СП 1.13130.2009 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», действующие на момент вынесения предписания, выразившиеся в том, что:

№ 71/1/1 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 3 «Мишутка», а именно: ширина марша наружной открытой лестницы менее 0,8 м. (места зауживания 0,6 м); высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м (средний просвет 15 см); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1); глубина горизонтальной входной площадки (0,85 м) менее 1,5 ширины полотна наружной двери (1,2 м);

№71/1/2 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 4 «Гуленьки», а именно: ширина марша наружной открытой лестницы менее 0,8 м. (места зауживания 0,6 м); высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м (средний просвет 14 см); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1); глубина горизонтальной входной площадки (0,85 м.) менее 1,5 ширины полотна наружной двери (1,2 м.);

№71/1/3 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 7 «Дюймовочка», а именно: высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м (средний просвет 14 см); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1);

№71/1/4 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 8 «Фея», а именно: высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м (средний просвет 15 см); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1);

№71/1/5 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 11 «Фантазеры», а именно: ширина марша наружной открытой лестницы менее 0,8 м. (места зауживания 0,6 м); высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м. (средний просвет 15 см.); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1); глубина горизонтальной входной площадки (0,75 м.) менее 1,5 ширины полотна наружной двери (1,2 м.);

№71/1/6 - Не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности наружная открытая лестница, ведущая со второго этажа из помещения детской группы № 12 «Улыбка», а именно: ширина марша наружной открытой лестницы менее 0,8 м. (места зауживания 0,6 м); высота ограждения лестницы и площадки менее 1,2 м.; в ограждении лестничного марша вертикальные элементы имеют просвет более 0,1 м. (средний просвет 15 см.); уклон наружной открытой лестницы более 45° (более 1:1); глубина горизонтальной входной площадки (0,73 м.) менее 1,5 ширины полотна наружной двери (1,2 м.).

Судом установлено, что здание МБДОУ Детский сад № 5 «Аленка» было построено и введено в эксплуатацию 17.09.1969, капитальный ремонт и реконструкция не производились, что следует из ответа Администрации г. Назарово, решения исполнительного комитета Назаровского городского Совета депутатов трудящихся № 244 от 17.09.1969 г., акта государственной приемки здания от 29.07.1969 г. Функциональное назначение детского сада не менялось.

СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений”, зарегистрированный Госстандартом в качестве СП 112.13330.2011, принят и введен в действие с 1 января 1998 года Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. №18-7.

В соответствии п. 1.1 настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

В соответствии п. 6.29 СНиП 21-01-97 Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе, расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее:

а)    1,35 м - для зданий класса Ф1.1;

б)    1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел.;

в)    0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;

г)    0,9 м - для всех остальных случаев.

Пункт 6.30 СНиП 21-01-97 регламентирует параметры лестниц на путях эвакуации.

В соответствии п. 6.30 СНиП 21-01-97 Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см., а высота ступени - не более 22 см.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RE1 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м. от оконных проемов.

п.1.7 СНиП 21-01-97    - При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей определяется п.8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве», действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97. В п.8.5 СНиП 10-01-94 указывалось, на то, что на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

СНиП 21-01-97 имеет статус не действующий, но применяется и указан в декларации пожарной безопасности МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка» г.Назарово Красноярского края, не противоречат СП 1.13130.2009 согласно которых:

П. 4.4.2 Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел., - до 12 см.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать у глухих (без световых проемов) частей стен класса пожарной опасности не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже REI(EI)30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от плоскости оконных проемов.

Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках.

П. 5.2.3 Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.

Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.

П. 5.2.15 Поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям:

высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;

в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.

П. 5.2.16 В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60° (для зданий детских дошкольных учреждений не более 45°) (кроме зданий детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, а также детских дошкольных учреждений общего типа III-V степеней огнестойкости и стационаров лечебных учреждений всех степеней огнестойкости). При этом данные лестницы должны быть рассчитаны на число эвакуируемых не более, чел.:

70 - для зданий I и II степеней огнестойкости;

50 - для зданий III степени огнестойкости;

30 - для зданий IV и V степеней огнестойкости.

Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.

П. 5.4.20 Высота ограждений лестниц, балконов, лоджий, террас, кровли и в местах опасных перепадов должна быть не менее 1,2 м. Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

Ограждения должны быть непрерывными, оборудоваться поручнями и быть рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.

Здание детского сада МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка» г.Назарово Красноярского края сдано в эксплуатацию в 1969 году, на тот момент действовал СНиП 11-Л.3-6 «Детские Ясли-сады», СНиП 11-А.5-62 Противопожарные требования. Основные положения проектирования.

Из п. 3.30 СНиПа 11-Л.3-62 «Детские Ясли-Сады» следует, что лестничные перила должны состоять только из вертикально расположенных элементов с расстояниями между ними не более 10 см. Выше перил лестниц должно быть предусмотрено дополнительное ограждение высотой 0,5 м.

Из п. 4.10 СНиП 11-А.5-62 Противопожарные требования. Основные положения проектирования следует, что наружные пожарные лестницы, предназначенные для эвакуации людей, должны сообщаться с помещениями через площадки или балконы, устраиваемые на уровне эвакуационных выходов, и иметь ограждения высотой 0,8 м. Угол наклона таких лестниц должен быть не более 45°, а ширина не менее 0,7 м.

Из выше изложенного следует, что на момент введения в эксплуатацию здания детского сада и последующей его эксплуатации, в действующих на тот момент строительных нормах и правилах имелась часть конструктивных, объёмно - планировочных требований указанных в оспариваемом предписании: наличие в ограждении лестничного марша между вертикально расположенными элементами просвета не более 10 см. (по факту просвет 15 см.), угол наклона лестниц должен быть не более 45 градусов (по факту наклон боле 1:1), ширина марша не менее 0,7 м. (по новым правилам не мене 0,8), а по факту 0,6 м.

Кроме того, в задекларированном перечни федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты МБДОУ «Детский сад №5 «Аленка» г.Назарово Красноярского края указаны нормативные документы ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», а не СНиП» II-A.5-62, СНиПа 11-Л.3-62.

В связи с этим утверждение представителя истца о том, что в предписании на административного истца возложены высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие при введении здание в эксплуатацию не состоятельны.

Период постройки и введения в эксплуатацию здания детского сада не освобождает административного истца от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности, поскольку установлено, что здание не соответствует тем нормам и правилам которые были в том числе и на момент введения здания в эксплуатацию и по этим основаниям требуется приведения здания в соответствие с нормами действующими на момент введения здания в эксплуатацию, с учетом действующих норм. Учитывая, что здание длительное время не подвергалось ни реконструкции, ни капитальному ремонту, выявленные нарушения требований пожарной безопасности относятся к требованиям путей эвакуации и их не невыполнение создается недопустимый риске для безопасности жизни и здоровья людей, в связи с чем в соответствии с действующими на сегодняшний день нормативными документами, должно приниматься решение о реконструкции или капитальном ремонте здания, при выполнении которых необходимо выполнять требования Федерального закона №123 в части, выполнения требований указанных в предписании.

Поскольку требования, предъявляемые в оспоренном предписании, обеспечивают безопасную эвакуацию людей из здания в случае возникновения пожара; несоответствие наружных эвакуационных лестниц требованиям пожарной безопасности влияет на процесс эвакуации людей и может привести к угрозе их жизни или здоровью вследствие возможного возникновения пожара, при таких обстоятельствах выданное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №71/1/1-19 от 17.09.2020 содержит законные требования. (Данная позиция согласуется с позицией изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2019 № 307-ЭС19-19823 по делу № А44-9281/2018).

Доводы представителя административного истца о том, что указанные в предписании нарушения ранее не выявлялись, здание было введено в эксплуатацию и наружные лестницы согласно протокола испытаний № 269/01-09-2020 от 10.09.2020 считаются выдержавшими испытание, не могут служить основанием для удовлетворения иска. Поскольку проектной документации подтверждающей пожарно-технические характеристики здания на момент введения здания в эксплуатацию суду не предоставлялось. Протокол испытаний № 269/01-09-2020 от 10.09.2020 проведен до вынесения предписания, пожарному инспектору не предъявлялся, и указывает, что статическую нагрузку наружные пожарные маршевые лестницы установленную ГОСТ выдержали, оценка размеров лестниц проведена по иному СНиП 2.01.02-85. При проведении проверки пожарным инспектором представитель Детского сада № 5 «Аленка» присутствовала, замечаний при подписании предписания по замерам не заявляла. При этом, в ходе рассмотрения дела и в основаниях иска административным истцом так же не оспаривались замеры лестниц, проведенные пожарным инспектором, а указывалось только на то, что выявленное не подлежит применению к зданию, поскольку оно вводилось в эксплуатацию по иным пожарным нормам.

Нарушений по высоте от нижней ступени до тротуара (земли) в оспариваемом предписании не указано, в связи с чем не обоснованно указание на признание незаконным данного нарушения.

Кроме того, указание на то, что в предписании имеется ссылка на недействующий СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», не может служить основанием для удовлетворения иска поскольку данный СП 1.13130.2009 на момент вынесения предписания действовал. Действующий с 19.09.2020 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», имеет аналогичные требования: п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 в п. 4.4.3 новых СП 1.13130.2020; п. 5.2.3 СП 1.13130.2009 в п. 4.2.21 новых СП 1.13130.2020; п. 5.2.15 СП 1.13130.2009 в п. 4.4.7 новых СП 1.13130.2020; п. 5.2.16 СП 1.13130.2009 в п. 5.2.1 новых СП 1.13130.2020; п. 5.4.20 СП 1.13130.2009 в п. 4.4.7 новых СП 1.13130.2020;

При этом, суд считает, что устранить выявленные нарушения в установленный срок административный истец не имеет возможности, поскольку является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Для устранения недостатков необходимо финансирование и заключение контрактов. Согласно локально сметной документации для устранения нарушений пожарной безопасности необходимо 2 728 778,4 руб., необходимого финансирования в 2020 году не было получено. Учитывая большие объемы работ и их стоимость, а также дефицит бюджета на 2021 год суд считает установленный в предписании срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности указанных в предписании пунктов 71/1/1, 71/1/2, 71/1/3, 71/1/4, 71/1/5, 71/1/6, до 01.09.2021 является неразумным в связи с этим суд считает возможным продлить срок исполнения предписания на 12 календарных месяцев.

Довод административного ответчика в части отказа сроков на продления исполнения предписания по основаниям не обращения к лицу вынесшему предписания не состоятелен и не может служит основанием для отказа в иске в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать неисполнимым предписание государственного инспектора г. Назарово и Назаровского района Красноярского края по пожарному надзору Чиркова М.С. от 17.09.2020 вынесенное в адрес МБДОУ «Детский сад № 5 «Аленка» г. Назарово Красноярского края, в части установленного срока до 01.09.2021 для устранения нарушений требований пожарной безопасности пунктов предписания 71/1/1, 71/1/2, 71/1/3, 71/1/4, 71/1/5, 71/1/6, продлить сроки устранения нарушений на 12 календарных месяцев.

В остальной части административного иска отказать.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-604/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МБДОУ "Детский сад № 5 "Аленка"
Ответчики
Отдел надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю
Другие
инспектор Отдела надзорной деятельности по г. Назарово и Назаровскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю Чирков Михаил Сергеевич
Администрация г. Назарово Красноярского края
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Гуртовенко Т.Е.
Дело на странице суда
nazarovo.krk.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация административного искового заявления
15.12.2020Передача материалов судье
18.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Подготовка дела (собеседование)
03.02.2021Рассмотрение дела начато с начала
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее