Дело № 12-158/2020
УИД:86RS0018-01-2020-000870-72
Р Е Ш Е Н И Е
п. Междуреченский 21 октября 2020 года
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Косолапова О.А.,
с участием представителей АО «Транснефть-Сибирь» Шупика Б.В., Серебренниковой Е.В.,
представителя Природнадзора Югры Матыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «Транснефть-Сибирь» Шупик Б.В. на постановление № 06-317/2020 Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.08.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8. 32 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть-Сибирь»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 06-317/2020 начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Природнадзор Югры) Матыгиной Л.А. от 20 августа 2020 года юридическое лицо акционерное общество «Транснефть-Сибирь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа 300 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель акционерного общества «Транснефть-Сибирь» (далее Общество) Шупик Б.В. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что сроки давности привлечения Общества к административной ответственности истекли, поскольку указанные в обжалуемом постановлении нарушения были выявлены ранее 09 августа 2019 года в ходе проведения планового (рейдового) осмотра обследованных лесных участков в охранной зоне вдоль магистрального нефтепровода «Холмогоры-Клин» на участке 762,5 кв, а также на просеке, на которой находится вдольтрассовая воздушная линия электропередач «Участок ВЛ-10 кВ магистрального нефтепровода Сургут-Полоцк» 510 км - 572 км» в пролетах между опорами указанной ВЛ в квартале № 94 выдел 49, квартал № 95 выдел 41, Ямкинского урочища Морткинского участкового лесничества Кондинского территориального отдела –лесничества Кондинского района. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек 08.08.2020, обжалуемое постановление вынесено 20.08.2020 после истечения срока давности привлечения к административной ответственности. в связи с чем подлежит отмене.
Кроме того вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом не доказана, так как в обжалуемом постановлении указано, что Обществом не представлены доказательства объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть или предотвратить. Таким образом незаконно возложена обязанность доказать свою невиновность, что противоречит ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, в силу которой лицо, привлекаемое к административной ответственности. не обязано доказывать свою невиновность.
В нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления не внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Представители Общества Шупик Б.В., Серебренникова Е.В., в судебном заседании доводы жалобы поддержали. В дополнение указали, что замеры места нахождения горючих материалов (вырубленной поросли, тонкомерных деревьев с признаками усыхания) от нефтепровода произведены с помощью мерной ленты, на которую отсутствуют документы о поверке в нарушение требований федерального закона № 102-ФЗ «Об измерительных приборах». В связи с этим вывод о месте нахождения горючих остатков в охранной зоне нефтепровода полагают не доказанным. Место нахождения лесного участка, где были обнаружены горючие остатки, определено путем наложения координатных точек их обнаружения на публичную кадастровую карту, что недопустимо. Протяженность участка с горючими остатками вдоль трассы определена не путем замеров, а по опорам линии электропередач, что полагают недопустимым. Обнаруженные сухие порубочные остатки находились на лесном участке с августа 2019 года.
Представитель Природнадзора Югры Матыгина Л.А. в судебном заседании против жалобы возражает, обжалуемое постановление полагает законным и обоснованным. В возражениях указала, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, вина Общества в его совершении установлены и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение административного правонарушения при проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах. Не оспаривая факт обнаружения горючих остатков в августе 2019 года, указала, что в ходе патрулирования 18 июня 2020 года горючие остатки были обнаружены на значительно большем участке в иных кварталах и выделах лесного участка, предоставленного Обществу на основании дополнительного соглашения. Горючие остатки располагались непосредственно на нефтепроводе, а также в охранной зоне нефтепровода, обозначенной специальными П-образными строениями, что подтверждается видеозаписью, приложенной к акту проведения мероприятия по контролю (патрулированию ) в лесах от 22.06.2020. Кроме того примененная для измерения расстояния, на котором от нефтепровода находились горючие остатки, мерная лента имеет калибровку, нанесенную заводским способом, не содержит повреждений и потому поверки не требует. Кроме того в ходе производства по делу от Общества поступила информация об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности в лесах.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения охраны и защиты лесов.
Согласно положениям ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат
охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ст.ст. 52, 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов ( п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах).
Из материалов дела следует, что 18.06.2020 в 14 час. 30 минут в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах в границах просеки, на которой находится воздушная линия электропередач, а также в границах трасс магистрального нефтепровода «Холмогоры – Клин» и его охранной зоны (1 метр от оси нефтепровода), проходящих через лесной массив в квартале № 94, 95 Ямкинского урочища, в квартале № 4, 2, 13, 14 Морткинского урочища Морткинского участквого лесничества Кондинского территориального отдела –лесничества обнаружены признаки рубки лесных насаждений, которые не убраны. Размещаются непосредственно у оси магистрального нефтепровода «Холмогоры-Клин» в границах охранной зоны вдоль нефтепровода «Холмогоры-Клин» от 762 км до 776 км, а также в границах просеки, на которой находится воздушная линия электропередач (местами непосредственно под проводами в пролетах между опорами ВЛ) на протяжении 14 км. На вырубленных лесных насаждениях присутствуют ветки с признаками усыхания, листья на ветках почерневшие, хвоя на ветках с признаками пожелтения, усыхания. Вырубленные лесные насаждения являются горючими материалами и фактором возникновения лесного пожара. На момент проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах работы по уборке вырубленных лесных насаждений не проводились, лица, техника, осуществляющие уборку вырубленных лесных насаждений, отсутствовали. Указанные обстоятельства зафиксированы в период действия на всей территории ХМАО-Югры особого противопожарного режима согласно Распоряжению Губернатора ХМАО-Югры № 315-р от 08.06.2020 ( с 08.06.2020).
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения АО «Транснефть-Сибирь» к административной ответственности по ч. 13 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования правил заготовки древесины, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе актом № 06-175/2020 по итогам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 22.06.2020, распоряжением о проведении мероприятия по контролю от 18.06.2020 № 06-175-2020, фототаблицей и видеозаписью к акту от 22.06.2020 ( административное дело № 06-317/2020 л.д. 1-13), протоколом об административном правонарушении от 21.07.2020 (административное дело, л.д.87-92), копией договора аренды лесного участка № 318/09-06 от 26.09.2009, дополнительного соглашения № 1 к договору аренды от 26.09.2009 № 31/09-06 от 19 октября 2018 года, заключенных между Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры и Обществом под объект: «Магистральные нефтепроводы «Красноленинск-Шаим-Конда, Шаим-Тюмень, Шаим-Конда, Сургут-Горький-Полоцк, Холмогоры-Клин», категория земель – земли лесного фонда ( административное дело л.д.25-46), копией Проекта освоения лесов, лесной декларации № 65-ид от 20.01.2019, в соответствии с которыми предусмотрена рубка лесных насаждений на указанном арендуемом участке ( административное дело л.д. 6947-63), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Матыгина Л.А. пришла к правильному выводу о том, что действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности вопреки доводам жалобы соблюдены. Утверждение заявителя о том, что выявленные горючие материалы были обнаружены ранее при проведении мероприятия по контролю (патрулированию ) в лесах в августе 2019 года, в связи с чем срок привлечения к административной ответственности истек, опровергаются материалами дела. Из приобщенного к административному делу постановления от 22.11.2019 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ ( административное дело, л.д. 110-116), усматривается, что вырубленные лесные насаждения обнаружены 18.06.2020 в иных кварталах и координатных точках. Обществом не представлено доказательств своих доводов о том, что обнаруженные горючие материалы срублены в августе 2019 года.
Утверждение представителей Общества о том, что место нахождения горючих материалов с достоверностью не установлено из-за использования мерной ленты, не прошедшей поверку, использования публичной кадастровой карты, судом отклоняются. Координаты места нахождения горючих остатков по делу установлены достоверно, их нахождение на лесном участке, предоставленном в аренду Обществу, сомнений не вызывает и подтверждается материалами дела, в том числе выписками из Государственного лесного реестра, договором аренды лесного участка, фототаблицей и видеосъемкой к Акту проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах, исследованных в судебном заседании с участием сторон, возражений против которых не поступило. Результатами фото- и видофиксации подтверждается нахождение горючих материалов с признаками усыхания на оси нефтепровода и в его охранной зоне, обозначенной специальными П-образными сооружениями, под линией электропередач, опоры которой имеют специальную маркировку.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение внеплановых проверок в 2020 году предусмотрено только в определенных случаях, которые по делу отсутствуют.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Имеющимися доказательствами в полном объеме подтверждается виновность юридического лица Общества в совершении правонарушения и собранных по делу доказательств достаточно для признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доводов, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства, в жалобе не содержится.
Дело правомерно рассмотрено уполномоченным должностным лицом Кондинского отдела Природнадзора Югры. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ № 06-317/2020 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 8.32 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░