Решение по делу № 3а-230/2022 от 10.01.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 мая 2022 года              город Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Мельничук О.В.,

    при секретаре Глебове А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-230/2022 по административному исковому заявлению Катуркина А.Н. к правительству Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

Катуркин А.Н. обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельных участков <данные изъяты>

Полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, утвержденная Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 по состоянию на 01.01.2020, а также Актом об утверждении кадастровой стоимости от 22.03.2021 №АОКС-71/2021/000107, подготовленным ГУ ТО «Областное БТИ», по состоянию на 16.11.2020, является необоснованно завышенной, что затрагивает права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

С целью определения рыночной стоимости земельных участков административный истец обратился к оценщику <данные изъяты>.

На основании изложенного Катуркин А.Н. просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков равную их рыночной стоимости в размере, указанном в отчете <данные изъяты>.

Административный истец Катуркин А.Н., представители административных ответчиков - правительства Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ», представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, администрации г.Тулы, УФНС России по Тульской области, заинтересованные лица Шишков М.В., Мирдадаев Х.Ю., Петраков А.В., Кузиев О.О. Угли, Абдурасулов Х.А. Угли, Анненков И.П., Рачков Н.А., Лукьянов Р.Н., Рахмонов С.Р., Тешаева К.А. Кизи, Кирова Е.А., Филимонова А.А., Намаконов С.В., Родин Д.В., Анохина К.А., Катуркина И.А., Набиев Ф.Д., Хергеледжи А.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании частей 1, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях.

Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Катуркин А.Н. является собственником земельных участков <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2021, договорами купли-продажи земельных участков, и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник (бывший собственник) вышеупомянутых земельных участков, относится к числу налогоплательщиков земельного налога.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», с Постановлением правительства Тульской области от 26.08.2019 № 395 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Тульской области», утверждены Постановлением правительства Тульской области 05.11.2020 № 670 результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, определенные по состоянию на 01.01.2020.

В силу подпункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

При этом в силу частей 3, 5 цитируемой статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 18.09.2017 № 409 в целях проведения государственной кадастровой оценки на территории Тульской области, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Тульской области.

Государственная кадастровая оценка земельных участков проведена Государственным учреждением Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» в 2020 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и во исполнение Постановления правительства Тульской области от 26.08.2019 № 395 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Тульской области».

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков утверждены Постановлением Правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области». При этом кадастровая стоимость земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2020.

Кадастровая стоимость следующих земельных участков данным Постановлением установлена в следующих размерах (по состоянию на 01.01.2020):

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ;внесена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2020, что следует из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 19.11.2021.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет 16.11.2020.

Актуальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определена по состоянию на 16.11.2020 (дату постановки) на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от 22.03.2021 №АОКС-71/2021/000107 и установлена в размере 819 795,96 руб., 396 799,31 руб., 819 795,96 руб., 694 003,58 руб., 694 003,58 руб. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 30.03.2021 и применяется с 01.01.2021.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился <данные изъяты>

В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты>, выполненным оценщиком названной организации, рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков по состоянию на 01.01.2020, 16.11.2020 составляет:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая отчет об оценке, суд исходит из того, что отчет составлен специалистом в области оценочной деятельности, при составлении отчета оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Законом об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; отчет содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики; в нем имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки; оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход методом сравнения продаж.

Отчет содержит обоснование выбора объектов, используемых в качестве аналогов для сравнения, применены необходимые корректировки и проведено исследование по применению каждого из корректирующих коэффициентов. В отчете приводятся необходимые сведения о рынке земельных участков на дату оценки и анализ факторов, влияющих на стоимость исследуемых объектов.

При определении рыночной стоимости объекта следует учитывать, что устанавливаемая оценщиком рыночная стоимость всегда является условной величиной, поскольку представляет собой суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки. Причем достоверность этого суждения в силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности достигается за счет соблюдения оснований и порядка проведения оценки, что не может гарантировать получение разными независимыми оценщиками идентичных величин рыночной стоимости в отношении одного и того же объекта. Как и всякий профессионал, оценщик имеет определенную свободу усмотрения, наличие которой является условием для эффективного выполнения оценки. Основываясь на собственных специальных познаниях и профессиональном опыте, каждый оценщик самостоятельно определяет, какие подходы к оценке применимы в конкретной ситуации, отбирает объекты-аналоги для сравнения, выявляет ценообразующие факторы для конкретного объекта. В силу положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности достоверной величиной рыночной стоимости должна признаваться любая величина рыночной стоимости, которая определена в установленном порядке.

Учитывая, что правом ходатайствовать о проведении по делу судебной оценочной экспертизы стороны не воспользовались, доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2020, 16.11.2020 рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 62 КАС РФ, в материалы дела не представлено, суд полагает возможным взять данный отчет за основу выводов о величине рыночной стоимости земельного участка на интересующую дату.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов отчета <данные изъяты> у суда не имеется. Данный отчет суд считает достоверным и допустимым доказательством применительно к положениям статей 59, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

То обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете, не свидетельствует о её недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных выше земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета <данные изъяты>, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд.

решил:

административное исковое заявление Катуркина Александра Николаевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 136 100 руб. по состоянию на 16.11.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 164 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 62 800 руб. по состоянию на 16.11.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 893 564 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 695 500 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 171 800 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 198 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 141 500 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 143 900 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 124 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 94 900 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 400 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 500 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 178 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 100 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 37 500 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 136 100 руб. по состоянию на 16.11.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 109 800 руб. по состоянию на 16.11.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 109 800 руб. по состоянию на 16.11.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 125 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 164 100 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного физического лица в суд – 30.12.2021.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-230/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Катуркин Александр Николаевич
Ответчики
Правительство Тульской области
ГУ ТО "Областное бюро технической инвентаризации"
Другие
Шишков Михаил Викторович
Рахмонов Санжарбек Райимович
Петраков Андрей Владимирович
Рачков Никита Александрович
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области
Мирдадаева Хуршида Юнусалиевна
Управление Росреестра по Тульской области
Абдурасулов Хуршидбек Абдулхамид Угли
Кирова Елена Анатольевна
Анненков Иван Павлович
Кузиев Оиадбек Ойбек Угли
Тешаева Кароматхон Абдумуталиб кизи
Лукьянов Роман Николаевич
администрация МО г. Тулы
Набиев Фарход Давронович
Филимонова Анастасия Андреевна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Мельничук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
12.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2022Предварительное судебное заседание
01.03.2022Предварительное судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее