Решение по делу № 12-74/2020 от 11.06.2020

Адм. дело №12-74/2020

Р Е Ш Е Н И Е

10 июля 2020 года                          п. Ува УР

Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Шаклеин А.В., при секретаре судебных заседаний Щекалевой И.Н., с участием Б.А.Г., рассмотрев жалобу Б.А.Г. на постановление административной комиссии Увинского района Удмуртской Республики от 29 октября 2019 года,

у с т а н о в и л:

Вышеуказанным постановлением №69-2019 от 29.10.2019 г. Б.А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13 Закона Удмуртской Республики от 13.01.2011 г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» за торговлю спиртосодержащей жидкостью в месте, не установленном органами местного самоуправления для этих целей.

В жалобе, поданной в Увинский районный суд УР, Б.А.Г. просит об отмене вышеуказанного постановления, ссылаясь на его незаконность, отсутствие факта правонарушения, неосведомленность о вынесенном постановлении.

В судебном заседании Б.А.Г. доводы жалобы поддержал, пояснив, что он не был извещен ни на дату составления административного протокола, ни на дату рассмотрения этого протокола административной комиссией. Копии постановления и протокола он не получал. Людей, якобы купивших у него спирт, не знает и никогда не видел. Обжалуемое постановление получил ***.

Представитель административной комиссии ***3 в суд не явилась. По её ходатайству дело рассмотрено в её отсутствие. Из представленных суду возражений следует, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, все доводы Б.А.Г. являются необоснованными. Вина в совершении правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:

Из материалов дела усматривается, что постановлением административной комиссии Увинского района Удмуртской Республики от 29 октября 2019 года №69-2019 Б.А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13 Закона Удмуртской Республики от 13.01.2011 г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д.9).

Из обжалуемого постановления следует, что о времени и месте рассмотрения дела *** Б.А.Г. извещен надлежащим образом (заказным письмом, полученным ***), в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

С такими выводами суд согласиться не может, т.к. они не основаны на материалах дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Данные разъяснения Верховного Суда РФ применяются и при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами административных органов.

Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения всех лиц, участвующих в деле, о рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе на стадии рассмотрения дела должностным лицом административного органа.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ и разъяснений означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Между тем, в материалах дела (л.д.15) имеется распечатанный с официального сайта Почты России Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***, согласно которому, вопреки сведениям о получении Б.А.Г. заказной почты ***, имеется отметка только об ожидании адресата в месте вручения, а данных о вручении корреспонденции нет, что нельзя признать надлежащим извещением Б.А.Г. о месте и времени рассмотрения дела административной комиссией ***

Кроме того, нельзя признать надлежащим извещением Б.А.Г. и о месте и времени составления протокола *** Так, в материалах дела имеется распечатанный с официального сайта Почты России Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором *** (л.д.18), согласно которому имеется отметка об ожидании адресата в месте вручения, однако данных о вручении корреспонденции не имеется.

Конверты с возвратившейся корреспонденцией в материалах дела отсутствуют.

Сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении Б.А.Г. в материалах дела отсутствуют.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом не были созданы необходимые условия для реализации права Б.А.Г., привлекаемого к административной ответственности на защиту, и допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ в связи с чем, постановление административной комиссии нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 6 ч. 1, ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности по факту выявления правонарушения *** истек ***.

Исходя из положений ст. 4.5 и ст. 30.7 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о виновности или невиновности лица обсуждаться не может, производство по делу возобновлению не подлежит.

Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий Б.А.Г. в силу закона отсутствует, при отмене постановления должностного лица, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление административной комиссии Увинского района Удмуртской Республики от 29.10.2019 года №69-2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13 Закона Удмуртской Республики от 13.01.2011 г. №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» в отношении Б.А.Г. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья А.В. Шаклеин

12-74/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Блинов Андрей Геннадьевич
Суд
Увинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шаклеин Александр Викторович
Дело на странице суда
uvinskiy.udm.sudrf.ru
15.06.2020Материалы переданы в производство судье
26.06.2020Истребованы материалы
26.06.2020Поступили истребованные материалы
26.06.2020Судебное заседание
17.08.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.08.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.08.2020Вступило в законную силу
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее