Решение по делу № 8Г-28951/2023 [88-33366/2023] от 30.08.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    Дело № 88-33366/2023

    № дела суда 1-й инстанции 2-308/2023

УИД № 61RS0005-01-2022-007245-47

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар     3 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лопаткиной Н.А.,

судей Лозовой Н.В., Мельникова В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 Анатолиевны, ФИО2, ФИО3 к администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, администрации г. Ростова-на-Дону об обязании совершить действия по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности ФИО7 на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 с иском, в котором просил обязать администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону включить в список внеочередного предоставления жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма, ФИО1, ФИО2, ФИО3, обязать администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО8) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 72 кв. м и не более 82 кв. м.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, поскольку страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», однако ФИО1 (матери несовершеннолетней ФИО8) отказано во включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, составом семьи 4 человека: она, сын - ФИО2, 2015 года рождения, сын - ФИО3, 2013 года рождения, дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До настоящего времени семья ФИО1 своего жилья не имеет, в связи с чем вынуждена проживать в съёмной квартире. По результатам проведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, которое 17 ноября 2022 года рассмотрено, однако фактически оставлено без удовлетворения, нарушения действующего законодательства не устранены.

Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону возложена обязанность включить в список внеочередного предоставления жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На администрацию г. Ростова-на-Дону возложена обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1, составом семьи 4 человека (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 72 кв.м и не более 82 кв.м.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 апреля 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации г. Ростова-на-Дону ФИО9 просит отменить судебные постановления в части возложения на администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по предоставлению семье ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 4-х человек, общей площадью не менее 72 кв.м и не более 82 кв.м, принять по делу новое постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что они вынесены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано на то, что полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации - в данном случае Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области. Поскольку спор, возникший в связи с необходимостью обеспечения неотъемлемых жилищных прав семьи ФИО1, имеет бюджетную направленность, к участию в деле должен был быть привлечен в качестве надлежащего ответчика соответствующий орган - Министерство финансов Ростовской области.

В судебное заседание явилась старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономарева П.Г., которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы заявителя.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Судами установлено и следует из материалов дела, что распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, поскольку страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

При этом, на основании указанного распоряжения ФИО1 (матери ФИО8) отказано во включении в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, с составом семьи 4 человека: она, сын — ФИО2, 2015 года рождения, сын — ФИО3, 2013 года рождения, дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Судами установлено, что семья ФИО1 своего жилья не имеет, проживает в съёмной квартире.

Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 51, 57 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обоснованно исходил из того, что несовершеннолетняя ФИО8 включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма, однако ответчиками нарушено право семьи ФИО1 на внеочередное обеспечение жильем.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции верными, сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.

Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны достаточными основаниями для отмены вступивших в силу постановлений, которыми обеспечена судебная защита гарантированных Конституцией РФ (статьи 40, 41) прав гражданина на жилище и охрану здоровья.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях, обозначенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О и др.).

В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части 2 указанной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3 части 2).

Судами была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлении от 22 января 2018 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в связи с жалобой граждан ФИО10, ФИО11 и ФИО12» пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признан не противоречащим Конституции РФ постольку, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Как обоснованно указано судами при удовлетворении исковых требований, имеющая право на внеочередное предоставление жилья ФИО8 является несовершеннолетней, нуждающейся в постороннем уходе, и не может проживать одна в жилом помещении, которое ей обязан вне очереди предоставить орган местного самоуправления. Помимо матери, которая имеет право на обеспечение жильём совместно с несовершеннолетней дочерью, остальные члены семьи также являются несовершеннолетними детьми, проживание которых отдельно от матери невозможно.

Как в кассационной, так и в апелляционной жалобе заявитель оспаривает возложение обязанности по предоставлению ФИО15 жилого помещения на администрацию г. Ростова-на-Дону, что обоснованно признано судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку как следует из положений пункта 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений гражданам, состоящим на учёте, предусмотрена также и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», следовательно, обязанность предоставить жилое помещение ФИО15 по настоящему делу может быть возложена только на администрацию г. Ростова-на-Дону.

Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.

Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 12 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика администрации г. Ростова-на-Дону по доверенности ФИО7 – без удовлетворения.

Председательствующий    

Судьи

    

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

8Г-28951/2023 [88-33366/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинин Богдан Саидалиевич
Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону
Калинин Максим Саидалиевич
Калинина Анжела Анатольевна
Ответчики
Администрация г.Ростова-на-Дону
Администрация Октябрьского района г.Ростова-на-Дону
Другие
МКУ Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г.Ростова-на-Дону
Министерство финансов Ростовской области
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
03.10.2023Судебное заседание
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее